18. Рождение сынов царя Дашаратхи

с. 1 с. 2 ... с. 36 с. 37


Рамаяна
Сказание о Раме

Оглавление


О Рамаяне
Книга I. Детство

Бала Канда
1. Шри Нарада рассказывает Вальмики историю Рамы

2. Вальмики создает стихотворный размер «Рамаяны»

3. Деяния Рамы, описанные в священной поэме

4. Сыновья Рамы поют эпическую поэму

5. Царство и столица царя Дашаратхи

6. Город Айодхья

7. При дворе царя Дашаратхи

8. Царь Дашаратха желает провести жертвоприношение ради рождения сына

9. Сумантра рассказывает о традиции рождения сына при помощи мудреца Ришьяшринги

10. Которая описывает, как Ришьяшринга попал во дворец царя Ромапады

11. Царь Дашаратха посещает царя Ромападу с просьбой отпустить Ришьяшрингу в Айодхью

12. Царь Дашаратха готовится к жертвоприношению Ашвамедха

13. Приготовления к жертвоприношению

14. Описание жертвоприношения Ашвамедха

15. Боги взывают к Вишну, чтобы Он убил Равану

16. Шри Вишну воплощается в облике четырех сынов царя Дашаратхи

17. Нисхождение девов, которые примут участие в играх Вишну

18. Рождение сынов царя Дашаратхи. Приход Вишвамитры

19. Просьба Вишвамитры

20. Отказ царя Дашаратхи

21. Совет Васиштхи и неохотное согласие Дашаратхи

22. Рамачандра и Лакшмана отправляются с Вишвамитрой

23. Они достигают хижины Камы

24. Лес Татака

25. Вишвамитра пытается убедить Раму в том, что он должен убить Татаку

26. Смерть якшини Татаки

27. Рама получает божественное оружие

28. Рама обучается владению оружием

29. Вишвамитра рассказывает историю хижины и начинает жертвоприношение

30. Марича и Субаху мешают жертвоприношению и погибают от руки Рамачандры

31. Вишвамитра и двое царевичей отправляются посетить жертвоприношение царя Джанаки

32. Вишвамитра повествует о своем происхождении и династии царя Куши

33. Сто царевен выходят замуж за мудреца Брахмадатту

34. Рождение Гадхи, отца Вишвамитры

35. Легенда о священной реке Ганге

36. История Умы

37. Рождение Карттикеи

38. История царя Сагары

39. Сыновья царя Сагары вспахивают землю

40. Смерть сынов Сагары

41. Аншуман возвращает коня

42. История Бхагиратхи

43. Нисхождение Ганги

44. Царь Бхагиратха совершает погребальные обряды по своим предкам

45. Пахтание океана молока

46. Дити испытывает свою плоть ради рождения сына

47. Происхождение Марутов. Святой мудрец и царевичи достигают Вишалы

48. Гаутама проклинает Индру

49. Индра и Ахалья освобождаются от проклятья

50. Рама прибывает ко двору царя Джанаки

51. История Вишвамитры

52. Васиштха принимает Вишвамитру в своей хижине

53. Васиштха отказывается отдать Шабалу Вишвамитре

54. Царь Вишвамитра пытается увести Шабалу

55. Вишвамитра подвергает себя суровой аскезе

56. Васиштха побеждает Вишвамитру своей духовной силой

57. История Тришанку

58. Сыновья Васиштхи проклинают Тришанку

59. Вишвамитра проклинает сыновей мудреца Васиштхи

60. Тришанку отправляется на небеса

61. Похищение жертвенного коня царя Амбариши и поиск человеческой жертвы

62. Вишвамитра помогает Шунашепхе

63. Менака испытывает Вишвамитру

64. Вишвамитра проклинает Рамбху

65. Вишвамитра обретает брахманическую силу

66. История Ситы

67. Рама натягивает лук

68. Царь Джанака приглашает царя Дашаратху

69. Царь Дашаратха едет ко двору царя Джанаки

70. Династия Икшваку

71. Царь Джанака повествует о своей династии

72. Приготовления к свадьбе четырех сыновей Дашаратхи

73. Свадебные церемонии

74. Появление Парашурамы

75. Парашурама вызывает Раму на битву

76. Парашурама терпит поражение и утрачивает свою силу

77. Царь Дашаратха возвращается в Айодхью. Отъезд Бхараты к деду
Книга II. Айодхья

Айодхья Канда
1. Описание добродетелей Рамы

2. Советники и старейшины охотно принимают Раму царем

3. Приготовления к коронации

4. Рама посещает мать, царицу Каушалью

5. Мудрец Васиштха посещает Раму

6. Радость жителей Айодхьи

7. Горбунья Мантхара сообщает царице Кайкейе о приготовлениях к коронации Рамы

8. Мантхара убеждает царицу в том, что Бхарата должен стать царем, а Рама – изгнанником

9. Царица Кайкейи входит в залу гнева

10. Царь Дашаратха разыскивает царицу Кайкейи

11. Кайкейи требует благословений, обещанных царем

12. Плач царя Дашаратхи

13. Кайкейи пренебрегает безграничным горем царя

14. Царица Кайкейи остается непреклонной и вызывает Раму к себе

15. Сумантра разыскивает Раму

16. Послушный царской воле, Рама отправляется во дворец

17. Люди шумно приветствуют Раму

18. Царица Кайкейи сообщает Раме, что он изгнан в лес

19. Рама безмятежно готовится к изгнанию

20. Плач царицы Каушальи

21. Решительные возражения Лакшманы. Рама утешает свою мать

22. Рама пытается успокоить Лакшману

23. Лакшмана собирается сразить всех, кто препятствует коронации Рамы

24. Рама наставляет свою мать

25. Царица благословляет Раму

26. Рама сообщает Сите о своем решении

27. Сита умоляет Раму позволить ей сопровождать его

28. Рама пытается отговорить Ситу

29. Сита продолжает умолять Раму, но царевич не позволяет ей идти

30. Рама позволяет Сите сопровождать его

31. Рама позволяет Лакшмане сопровождать его

32. Рама раздает свое имущество брахманам, друзьям и слугам

33. Скорбь людей

34. Рама пытается утешить отца

35. Сумантра упрекает Кайкейи

36. Министр Суддхартха вразумляет Кайкейи

37. Рама, Лакшмана и Сита надевают одежды из древесной коры. Васиштха пытается отговорить Ситу от ее намерения

38. Рама просит отца покровительствовать Каушалье

39. Они готовятся уйти в лес

40. Отъезд Рамы

41. Вся природа оплакивает уход Рамы

42. Плач царя Дашаратхи

43. Плач Каушальи

44. Сумитра утешает мать Рамы

45. Брахманы умоляют Раму не покидать их

46. Рама проводит ночь на берегах реки Тамаса

47. Толпа обнаруживает, что Рама покинул их

48. Скорбь женщин Айодхьи

49. Рама входит в лес

50. Рама встречается с Гухой

51. Печальное бдение Лакшманы

52. Рама пересекает Гангу

53. Рама беседует с Лакшманой

54. Они достигают хижины Бхарадваджи

55. Рама пересекает Ямуну

56. Лакшмана строит хижину

57. Возвращение Сумантры

58. Сумантра передает царю послание Рамы

59. Горе царя Дашаратхи

60. Сумантра пытается утешить Каушалью

61. Каушалья упрекает царя Дашаратху

62. Царь Дашаратха молит Каушалью о прощении

63. Царь Дашаратха повествует историю юного аскета

64. Царь Дашаратха умирает от горя

65. Горе цариц

66. Царицы упрекают Кайкейи

67. Старейшины советуют, чтобы члены рода Икшваку избрали царя

68. Гонцы отправляются за Бхаратой

69. Сон Бхараты

70. Бхарата покидает Раджагриху

71. Бхарата достигает Айодхьи

72. Царица Кайкейи рассказывает Бхарате, что произошло в его отсутствие

73. Бхарата упрекает мать

74. Он продолжает осуждать Кайкейи

75. Бхарата пытается утешить Каушалью

76. Погребальные церемонии царя Дашаратхи

77. Горе Бхараты и Шатругхны

78. Шатругхна наказывает Мантхару

79. Бхарта отрекается от трона

80. Строительство дороги

81. Васиштха созывает царское собрание

82. Бхарата готовится к поискам Рамы

83. Бхарата достигает берегов Ганги

84. Гуха разыскивает Бхарату

85. Бхарата развеивает подозрения Гухи

86. Гуха рассказывает Бхарате о преданности Лакшманы

87. Горе Бхараты

88. Скорбь Бхараты

89. Бхарата и его спутники переправляются через Гангу

90. Встреча Бхараты и Бхарадваджи

91. Чудесное угощение, предложенное Бхарадваджей Бхарате

92. Бхарата направляется к Читракуте

93. Бхарата восторгается красотой Читракуты

94. Рама описывает Сите красоту Читракуты

95. Рама прославляет реку Мандакини

96. Лакшмана видит приближающуюся армию Бхараты

97. Рама успокаивает Лакшману
Книга III. Лесная

Аранья Канда
1. Мудрецы леса Дандака приветствуют Раму

2. Демон Вирадха уносит Ситу

3. Битва двух братьев с Вирадхой

4. Рама и Лакшмана убивают демона Вирадху

5. Встреча с мудрецом Шарабхангой и его восхождение на Брахмалоку

6. Мудрецы ищут покровительства Рамы

7. Встреча Рамы и Сутикшны

8. Рама покидает Сутикшну

9. Сита умоляет Раму не сражаться с великанами

10. Рама напоминает Сите о своем обещании аскетам

11. Рама посещает различные обители и слушает Агастью

12. Агастья принимает Раму в своей хижине

13. По совету Агастьи Рама отправляется в Панчавати

14. Джатаю рассказывает Раме свою родословную

15. Рама ставит хижину в Панчавати

16. Лакшмана описывает зиму

17. Появление Шурпанакхи

18. Наказание Шурпанакхи

19. Рассказ Шурпанакхи

20. Рама убивает демонов, посланных Кхарой

21. Шурпанакха понуждает Кхару убить Раму

22. Кхара и его четырнадцать тысяч демонов выступают в поход против Рамы

23. Армия великанов встречает недобрые предзнаменования

24. Битва Рамы с великанами

25. Продолжение битвы

26. Рама повергает великанов и Душану

27. Битва Рамы и Тришираса. Гибель Тришираса

28. Битва Рамы и Кхары

29. Язвительная беседа Рамы и Кхары

30. Смерть Кхары

31. Равана узнает о смерти Кхары и решается убить Раму

32. Шурпанакха бранит Равану, понуждая его убить Раму

33. Речи Шурпанакхи, обращенные к Раване

34. Шурпанакха понуждает Равану убить Раму и жениться на Сите

35. Равана вновь посещает демона Маричи

36. Равана раскрывает демону Мариче свой замысел

37. Марича пытается отговорить Равану

38. Марича рассказывает о своей первой встрече с Рамой

39. Марича вновь пытается отговорить Равану от его замысла

40. Гнев Раваны

41. Марича продолжает увещевать Равану

42. Марича принимает облик оленя и отправляется к хижине

43. Сита влюбляется в лань

44. Рама убивает Маричу

45. Сита отсылает Лакшману на помощь Раме

46. Появление Раваны

47. Беседа Раваны и Ситы

48. Сита отвергает Равану

49. Равана похищает Ситу

50. Джатаю нападает на Равану

51. Битва Джатаю и Раваны

52. Равана возобновляет свой полет

53. Сита осуждает Равану

54. Равана вместе с Ситой достигает Ланки

55. Равана умоляет Ситу стать его женой

56. Сита под стражей демониц

57. Рама видит ужасные предзнаменования

58. Скорбь Рамы

59. Рама упрекает Лакшману

60. Поиски Ситы

61. Плач Рамы

62. Рама в отчаянье

63. Рама продолжает сокрушаться

64. Гнев Рамы

65. Лакшмана пытается успокоить Раму

66. Лакшмана взывает к мужеству Рамы

68. Смерть Джатаю

69. Рама и Лакшмана встречают Айомукхи и Кабандху

70. Рама и Лакшмана отрубают Кабандхе руки

71. Кабандха рассказывает свою историю

72. Кабандха рассказывает Раме, как найти Ситу

73. Кабандха описывает путь к горе Ришьямука

74. Рама встречается с Шабари

75. Рама на озере Пампа


Книга IV. Кишкиндха

Кишкиндха Канда
1. Рама описывает весну и чувства, пробудившиеся в его сердце

2. Сугрива посылает Ханумана познакомиться с Рамой

3. Хануман встречается с Рамой

4. Хануман приводит Раму и Лакшмана к Сугриве

5. Союз Рамы и Сугривы

6. Сугрива показывает Раме накидку и драгоценности Ситы

7. Сугрива утешает Раму

8. Сугрива умоляет Раму помочь ему в битве с Бали

9. История Бали и Маяви

10. Истоки ненависти Бали к Сугриве

11. Сугрива рассказывает Раме о подвигах Бали

12. Битва Сугривы и Бали

13. Обитель Шаптаджанов

14. Сугрива вновь вызывает брата на бой

15. Тара дает Бали совет

16. Рама наносит смертельную рану Бали

17. Бали упрекает Раму

18. Рама отвечает Бали

19. Горе Тары

20. Плач Тары

21. Речь Ханумана

22. Последние слова Бали

23. Тара оплакивает тело Бали

24. Печаль Сугривы

25. Погребальные обряды по Бали

26. Сугрива становится царем

27. Рама описывает Прасравану

28. Рама описывает период дождей

29. Хануман побуждает Сугриву исполнить свое слово

30. Описание осени

31. Лакшмана отправляется в Кишкиндху

32. Речь Ханумана

33. Тара успокаивает Лакшману

34. Лакшмана упрекает Сугриву

35. Тара защищает Сугриву

36. Лакшмана мирится с Сугривой

37. Сугрива собирает свою армию

38. Сугрива отправляется на встречу с Рамой

39. Прибытие сил Сугривы

40. Сугрива посылает обезьян на восток на поиски Ситы

41. Сугрива отсылает других обезьян на юг

42. Обезьяны отправляются на запад

43. Искатели отправляются на север

44. Рама отдает Хануману свое кольцо

45. Обезьяны отправляются в путь

46. Сугрива рассказывает о своих странствиях по миру

47. Возвращение обезьян

48. Ангада убивает асуру

49. Обезьяны тщетно осматривают юг

50. Хануман и его спутники входят в пещеру Рикшабила

51. Рассказ йогини

52. Свампрабха освобождает обезьян из пещеры

53. Ангада и его спутники размышляют, что делать дальше

54. Хануман пытается отговорить Ангаду

55. Обезьяны решают умереть от голода

56. Нападение Сампати

57. Рассказ Ангады

58. Сампати рассказывает обезьянам, где скрывается Сита

59. Сампати вдохновляет их продолжать поиски

60. История аскета Нишакары

61. Сампати рассказывает свою историю мудрецу Нишакаре

62. Мудрец Нишакара раскрывает Сампати, где находится Сита

63. У Сампати вновь вырастают крылья

64. Обезьяны смущены величием океана

65. Вожаки обезьян являют свою доблесть

66. Джамбаван взывает к Хануману пожертвовать собой ради всеобщего блага

67. Хануман готовится к полету на Ланку
Книга V. Прекрасная

Сундара Канда
1. Полет Ханумана

2. Хануман прибывает на Ланку

3. Хануман входит в город

4. Хануман осматривает город и его жителей

5. Хануман бродит по городу, не находя Ситы

6. Хануман исследует дворец Раваны

7. Описание небесной колесницы Пушпака

8. Дальнейшее описание небесной колесницы Пушпака

9. Хануман разыскивает гарем

10. Хануман видит Равану, окруженного женами

11. Описание залы пиршеств

12. Унынье Ханумана

13. Затруднительное положение Ханумана

14. Ашоковая роща

15. Хануман видит Ситу

17. Размышления Ханумана

17. Демоницы, охранявшие Ситу

18. Равана посещает ашоковую рощу

19. Горе Ситы

20. Равана предлагает Сите стать его женой

21. Сита с презрением отвергает Равану

22. Угрозы Раваны

23. Демоницы уговаривают Ситу уступить Раване

24. Их угрозы

25. Горе Ситы

26. Сита предрекает гибель демонов

27. Сон Триджаты

28. Скорбь Ситы

29. Сита видит благоприятные предзнаменования

30. Размышления Ханумана

31. Хануман прославляет Раму

32. Сита видит Ханумана

33. Хануман беседует с царевной Ситой

34. Сомнения Ситы

35. Хануман раскрывает себя Сите

36. Сита расспрашивает Ханумана

37. Сита отказывается идти с Хануманом

38. Сита отдает Хануману свой драгоценный камень

39. Хануман рассеивает страхи Ситы

40. Хануман покидает Ситу

41. Хануман разрушает ашоковую рощу

42. Смерть Кинкаров

43. Хануман сжигает храм

44. Гибель Джамбумалина

45. Хануман убивает сыновей царских министров

46. Гибель пяти генералов вражеской армии

47. Смерть Акши

48. Хануман позволяет демонам пленить себя

49. Изумление Ханумана при виде Раваны

50. Демоны допрашивают Ханумана

51. Речь Ханумана

52. Вибхишана просит за Ханумана

53. Хануман сжигает город

54. Ланка в огне

55. Хануман беспокоится о Сите

56. Хануман прощается с Ситой

57. Возвращение Ханумана

58. Рассказ Ханумана

59. Хануман призывает обезьян спасти Ситу

60. Джамбаван отвергает план Ангады

61. Разорение Мадхувана

62. Битва Дадхимукхи и самозванцев

63. Дадхимукха рассказывает об опустошении Мадхувана

64. Сугрива утешает Раму

65. Хануман рассказывает Раме о встрече с Ситой

66. Горе Рамы

67. Хануман описывает свой разговор с Ситой

68. Он повторяет слова утешения, сказанные Сите

О Рамаяне
Рамаяна («Сказание о Раме») – часть индуистского канона смрити, получившая свое окончательное оформление между IV в. до н. э. – II в. н. э. Индийские поэтики называют автора Рамаяны – Вальмики – «первым поэтом» (адикави), а саму Рамаяну – первым художественным эпосом (кавья).

Эпическая поэма состоит из 24 тысяч стихов (шлок), объединённых в 7 книг (канд):



  1. «Бала Канда» – книга о детстве Рамы.

  2. «Айодхья Канда» – книга о царском дворе в Айодхье.

  3. «Аранья Канда» – книга о жизни Рамы в лесной пустыне.

  4. «Кишкиндха Канда» – книга о союзе Рамы с обезьяньим царем в Кишкиндхе.

  5. «Сундара Канда» – «Прекрасная книга» об острове Ланка – царстве демона Раваны, похитителя супруги Рамы – Ситы.

  6. «Юддха Канда» – книга о битве обезьяньего войска Рамы с войском демонов Раваны.

  7. «Уттара Канда» – «Заключительная книга».

Популярность Рамаяны огромна, об этом свидетельствует обилие ее версий (важнейшие – так называемые бомбейская, западная и бенгальская); ее влияние на позднейшие литературы Индии ни с чем не сравнимо; в драматической и в метрической формах, на санскрите и на новоиндийских языках бесконечно разрабатывались эпизоды Рамаяны, развертывались отдельные образы – образы Рамы, его преданного брата Лакшманы, отважного и ловкого обезьяньего витязя Ханумана и в особенности кроткой Ситы, ставшей символом супружеской верности и чистой женственности.


Рисунок 1 Рама, Сита, Лакшамана и Хануман
Действие Рамаяны происходит в эпоху Трета-Юги; некоторые интерпретируют это как III тысячелетие до н. э.

Книга I. Детство
Бала Канда
Глава 1

Шри Нарада рассказывает Вальмики историю Рамы


Мудрец Вальмики, лучший среди Муни, обладавший необычайным даром красноречия, всегда занятый йогой и подчинивший себе чувства, глубоко сведущий в Ведах, обратился к Шри Нараде с вопросом:

– Кто в этом мире обладает исключительным героизмом, идеально исполняет свои обязанности, благодарный, правдивый и твердый в своих обетах? Выступающий во многих ролях, кто является благожелателем для всего живого, образованный, поэтичный, красивый, терпеливый? Свободный от гнева и не ведающий зависти, кто воистину велик? Чей гнев вселяет ужас в сердца небожителей? О мудрец, я жажду услышать о такой личности. Никто кроме тебя не опишет его. Нарада, перед которым открыто прошлое, настоящее и будущее, был доволен словами мудреца Вальмики и сказал:

– Редко в этом мире встретишь человека, который обладал бы всеми достоинствами, названными тобой, но я поведаю тебе о столь возвышенной личности. Потомок Икшваку, он носит имя Рама. Он – храбрый, уравновешенный, доблестный и знаменитый. Он – Господь всего творения. Мудрый, сведущий в этике, красноречивый, удачливый, повергающий своих врагов, он прекрасен. У него широкие плечи, длинные руки, шея, напоминающая раковину и выступающий подбородок. Он искусен в стрельбе из лука, у него сильное тело, руки до колен, благородная форма головы и линия бровей, огромная доблесть. Он идеально сложен, тело его имеет голубоватый оттенок (сноска, с.3).

Защищающий свое достоинство, с большими глазами, могучей грудью, отмеченной благоприятными знаками, он покровительствует тем, кто ищет у него прибежища, и заботится о тех, кто зависит от него. Верный своим обетам, благожелательный к подданным, всеведущий, знаменитый своими подвигами, чистый и набожный, он всегда медитирует на свое истинное «я».

Равный Брахме, защитник людей, приятной наружности, он поддерживает Вселенную, повергает тех, кто попрал законы морали, вдохновляет на подвиги доблести, оказывает особую милость своим преданным, а также тем, кто строг в исполнении жертвенных ритуалов и раздаче милостыни. Он постиг суть ведической философии и военное искусство, сведущ в духовной науке, обладает исключительной памятью, любим всеми и чужд малодушию. Он познал законы этого мира и всех других миров. Как реки несут свои воды к океану, так и добродетельные люди всегда жаждут приблизиться к нему.

Доблестный как Вишну и прекрасный как полная луна, в гневе он напоминает всепожирающую смерть; он терпелив, как Земля и щедр как Кувера; он является воплощением правдивости. Таков Рама, возлюбленный сын царя Дашаратхи. Исполненный самых возвышенных достоинств, он является благожелателем и защитником всего живого.

Отец его, царь Дашаратха, мечтал передать ему трон и уже назначил день коронации, но царица Кайкейи, воспользовавшись обещанными ей благословениями, потребовала изгнать Раму и отдать трон ее сыну Бхарате. Связанный своим словом и чувством чести, царь изгнал Раму, которого любил больше жизни. Послушный царской воле и в удовольствие Кайкейи, Рама ушел в лес. Царевич Лакшмана, сын Сумитры, движимый любовью и смирением, последовал за ним. Дочь царя Джанаки, воплощение Лакшми, наделенная исключительными женскими добродетелями, видя, что Лакшмана сопровождает Раму, покорно последовала за своим Господом, как Вену неотступно следует за луной. (?)

Воины царя Дашаратхи и слуги проводили Раму до города Шрингавера на берегах Ганги, где Рама простился с ними, отослав обратно в Айодхью. В Шрингавере великодушный Царевич повстречал своего друга Гуху, царя Нишады, который вместе с Лакшманой, Ситой и Рамой прошел много лесов и переправился через много глубоких рек, пока все вместе они не преодолели длинный путь до горы Читтракута, как это велел мудрец Бхарадваджа. Здесь Рама, Лакшмана и Сита соорудили простую хижину и счастливо зажили в лесу, словно Девы и Гандхарвы.

Пока Рама уединенно жил на горе Читтракута, царь, страдая от боли разлуки с сыновьями, покинул этот бренный мир.

Святые мудрецы во главе с Васиштхой передали трон, опустевший со смертью царя Дашаратхи, царевичу Бхарате. Но Бхарата не желал царства, вместо этого он поспешил в лес, где жил Рама, чтобы уговорить его вернуться. Он приблизился к этому герою истины и, отметив важность исполнения обязанностей, в которых Рама был столь сведущ, смиренно попросил его принять царство.

Великодушный, прекрасный и знаменитый Рама отказался от трона, предпочтя исполнить волю отца. Он отдал Бхарате свои сандалии, как символ власти, и снова настоятельно попросил возвращаться в столицу. Бхарата, покорно коснувшись стоп Рамы, покинул его и стал править царством, поселившись в городе Нандиграм и всем сердцем ожидая возвращения старшего брата.

Бхарата ушел, а знаменитый Рама, верный своему долгу, властелин чувств, понимая, что жители Айодхьи будут все время искать встречи с ним в этом лесу, решительно направился в чащу леса Дандака. Здесь лотосоокий Рама сразил демона Вирадху и повстречался с Шарабхангой, Сутикшаной, Агастьей и братьями Агастьи. Обучившись у Агастьи, он с радостью принял его подарок – лук Индры, меч и два колчана, которые всегда полны стрел.

Пока Рамачандра уединенно жил в лесу, все мудрецы и аскеты, обитавшие там и измученные асурами, взмолились о защите. Рама согласился убить завистливых асуров и спасти мудрецов, искавших его помощи. От этих святых, чье появление подобно вспышке света, Рама узнал о силе и хитрости ракшасов и о секретах их смерти.

Рама и Лакшмана обезобразили демоницу Шурпанакху, которая по желанию могла принимать любой облик. По ее зову сбежались все злобные демоны под предводительством Кхары, Душаны и Триширасы сразиться с Рамой, и все приняли смерть от его руки. Рама убил четырнадцать тысяч ракшасов, обитавших в этом лесу. Услышав об этом, царь ракшасов Равана, охваченный гневом, обратился за помощью к своему другу демону Марича. Марича знал о необыкновенной силе Рамы и попытался отговорить Равану от битвы с ним, но Равана, влекомый судьбой, отверг добрый совет и вместе с Маричей направился к хижине Рамы. Марича заманил Раму и Лакшману в чащу, а Равана, сразив коршуна Джатаю, унес тем временем Ситу.

Узнав от умирающего Джатаю о похищении дочери Митхилы, Рама преисполнился горя и заплакал. Похоронив коршуна, он отправился на поиски Ситы и повстречал ужасного облика асуру по имени Кабандха.

Рама убил Кабандху, предал огню его тело. Отправляясь на небеса, Кабандха рассказал Раме о Шабари, женщине-аскете, и попросил посетить ее. Рама, блистательно повергающий своих врагов, пришел к жилищу Шабари и поклонился ей. На берегах озера Пампа Рама встретил обезьяну Ханумана, который познакомил его с Сугривой. Могучий Рама поведал им историю своего изгнания и похищения Ситы. Сугрива, выслушав Раму, дал клятву дружбы и верности, призвав в свидетели Агни. Раскрывая Раме сердце, Сугрива рассказал о страданиях, которые причинила ему вражда с Бали и о его огромной отваге. Рама пообещал убить Бали, но Сугрива, не ведая о могуществе Рамы, пожелал проверить его и показал на гору костей Дундубхи. Рама пнул эту гору ногой, и кости разлетелись в разные стороны на десять йоджан.

Выпущенная им стрела пронзила семь деревьев пальмира, расколола гору и достигла центра земли. Подвиг этот заставил Сугриву окончательно поверить в Раму. Вместе они отправились в город Кишкинда через глубокую долину. Здесь желтоглазый Сугрива издал рев, подобный грому. Успокоив жену Тару, на этот ужасный зов вышел могущественный и доблестный царь обезьян Бали, чтобы сразиться с Сугривой. Верный своему слову Рама одной стрелой убил Бали и передал Сугриве трон Кишкинды. Став царем обезьяньего племени, Сугрива отправил слуг во все стороны света на поиски Ситы.

Царь коршунов мужественный Сампати сообщил Хануману, где находится Сита, и Хануман одним прыжком достиг острова Ланка посреди океана, преодолев пятьсот миль. В этом городе Раваны он увидел, как Сита в саду Ашока медитирует на Раму. Он передал ей кольцо Рамы и поведал о благополучии ее господина. Ободрив Ситу, он разрушил ворота сада, убил семь сыновей советников Раваны и пять великих военачальников, а также втоптал в пыль Акшьякумара, сына Раваны, после чего дал себя пленить.

Хануман знал, что оружие Брахмы, которым владел Равана, бессильно перед ним, но все же, понимая могущество этого благословения (сноска с.7), позволил себя связать и стерпел все оскорбления. Впоследствии он сжег всю Ланку, кроме того места, где находилась Сита.

Вернувшись с хорошим известием, Хануман почтительно обошел вокруг могучего Рамы, а потом во всех подробностях рассказал о том, где и как нашел Ситу. Вместе с Сугривой и другими обезьянами Рама достиг океана. Своими сияющими стрелами он вызвал бурю, и Самудра, бог воды, предстал перед ним. По его совету Нала перекинул мост через океан, и Рама достиг Ланки. Убив Равану в сражении, он освободил Ситу, но обратился к ней с жестокими словами в присутствии всех воинов. Не в силах стерпеть клеветы, Сита вошла в огонь. Бог огня подтвердил невинность Ситы, и Рама, прославляемый богами, необычайно обрадовался. Все живое и неживое в трех мирах радовалось смерти Раваны. Рама благословил Бибхишану править асурами, и, исключительно довольный, оживил всех обезьян и героев, павших в битве.

Вместе с Сугривой на небесной колеснице Пушпака Рама, преданный истине, достиг хижины Бхарадваджи, а потом послал Ханумана к царевичу Бхарате. Поговорив с Сугривой, он снова взошел на небесную колесницу и скоро достиг Нандиграма. Покорный отцу, безгрешный Рама, срезал свои спутанные волосы и вместе с братом и освобожденной Ситой вернулся в свое царство.

Жители Айодхьи счастливы были увидеть Раму на троне. Болезни, печали, голод и страх покинули их. Никто не ведал несчастья смерти сына, ни одна женщина не становилась вдовой, все были преданы своим мужьям; бури больше не грозили им, ни вода, ни огонь не несли собой гибели; болезни и бедствия были неведомы им; никто не знал нужды и не боялся воров; города и деревни процветали – все жили счастливо, как в Сатья-югу.

Знаменитый Рама совершал бесчисленные ведические жертвоприношения и щедро раздавал золото и сотни тысяч коров, обеспечив тем самым себе небеса. Рама бесконечно преумножил богатства своей династии и наградил несметными богатствами брахманов. Он занимал своих подданных согласно их наклонностям и правил одиннадцать тысяч лет. По истечении этого срока Рама вернулся в свою духовную обитель, на Вайкунтху.

Тот, кто читает историю о Раме, исполненном достоинств и чистоты, освободится от всех грехов. Внимая этой истории с верой и преданностью, человек станет достоин поклонения своих сынов, внуков и слуг до самой смерти.

Брахман, читающий «Рамаяну», станет знатоком Вед и философии, кшатрия станет царем, вайшья достигнет процветания в своем ремесле, а шудра – возвысится.
Глава 2

Вальмики создает стихотворный размер «Рамаяны»


Мудрый и просвещенный Вальмики вместе со своим учеником Бхарадваджей слушал слова Нарады, преисполнившись восторга и благоговения перед Рамой. Он почтительно поклонился Шри Нараде, который, испросив у мудрецов позволения, вознесся на небеса. Нарада отправился на Девалоку, а великий муни Вальмики – к берегам реки Тамасы близ Ганги. Достигнув желанного места и увидев прозрачные воды реки, Вальмики сказал своему ученику:

– О Бхарадваджа, посмотри, как чисты воды святой реки. Они приятны и ясны, словно ум добродетельного человека! О дитя, наполни кувшин и принеси из хижины мою кору, я хочу омыться в священном потоке, поспеши же!

Послушный воле Гуру, ученик бросился в хижину и, как ветер, вернулся обратно с корой в руках. Мудрец, полностью владевший своими чувствами, опоясался древесной корой, которая служила ему одеждой, и вошел в воду. Омываясь, он повторял традиционные молитвы и в ладонях предлагал воду предкам и богам. Потом он вышел погулять по лесу, наслаждаясь красотой природы.

Вдруг благородный Вальмики заметил пару мягкоголосых птиц Краунча, доверчиво предававшихся супружеским играм и не ведавших об охотнике, который в присутствии аскета намеревался убить супругу Краунча по своей порочной и злой привычке. Краунч лишился своей подруги с желтым хохолком в тот самый момент, когда уже расправил крылья, чтобы осчастливить ее своею любовью, но вместо этого был обагрен кровью и, плача от горя, стал жалобно стенать.

Сердце мудреца преисполнилось сострадания, когда он увидел птицу, пораженную охотником. Тронутый плачем Краунча и разгневанный излишней жестокостью, святой мудрец изрек такие слова:

– О охотник, убив эту птицу в момент ее супружеского счастья, ты никогда и нигде не найдешь покоя! (сноска с10. /процветания/)

Размышляя над смыслом сказанного, Муни подумал: «Что за стих я произнес, вдохновленный состраданием к убитой птице?» Продолжая размышлять, сведущий мудрец обратился к своему ученику:

– Сокрушаясь о смерти птицы, я произнес этот четырехстопный стих из одинаковых слогов, который можно петь под вину! Пусть же он будет известен как шлока, родившаяся из моего горя. Пусть она принесет мне славу и я не услышу дурного слова о ней!

С величайшим восторгом ученик тут же запомнил стих, составленный его духовным учителем, чем доставил ему немалое удовольствие. Омывшись в священных водах согласно предписанному ритуалу, мудрец вернулся в хижину, погруженный в свои мысли. Смиренный и знающий ученик Бхарадваджа последовал за великим мудрецом, неся его лоту, полную воды.

Войдя в хижину, мудрец поклонился Господу и совершил другие ритуалы, а затем, наставив ученика в традиции и священной истории, погрузился в глубокую медитацию. В этот момент Брахма, создатель мира, четырехглавый бог совершенной славы, саморожденный, появился среди мудрецов. Вальмики, увидев его, немедленно поднялся в безмолвном изумлении и с величайшим смирением поклонился. С глубоким почтением предложив ему сесть, он по традиции побрызгал перед ним водой и спросил о благополучии. Благословенный Господь, прародитель мира, с трудом поднявшись на свой великолепный трон, жестом указал мудрецу сесть рядом, и аскет повиновался. Собравшись духом, он погрузился в свои мысли, вспоминая греховный поступок злобного и жестокосердного охотника, который без нужды убил сладкоголосого Краунча. Это напомнило мудрецу плач второй птицы, и он прочитал в присутствии Брахмы стих, явившийся из его сострадательного сердца. Затем он замолчал, предаваясь своим печальным мыслям, и тогда Брахма с улыбкой обратился к этому туру среди аскетов:

– О великий мудрец, из произнесенной тобой ритмической фразы родится поэма! Она не является плодом твоих размышлений – благодаря моей воле ты выразился столь красноречиво, о брахман. Ты должен поведать всю историю Рамы, олицетворения добродетели, исполненного высочайших достоинств, такой, как вкратце услышал ее от Шри Нарады. Ты опишешь все известные и неизвестные деяния Рамы, Ситы и ракшасов. По моему благословению тебе откроется все, еще неведомое тебе; ни одного слова лжи не сойдет с твоих уст. В стихах ты опишешь священные и вызывающие восхищение деяния Рамы. О мудрец, история Рамы будет жить на земле, пока стоят горы и текут реки. И пока люди будут помнить историю Рамы, ты не покинешь небес.

Сказав так, Брахма погрузился в раздумья и исчез. Великий мудрец и его ученики стояли, застыв от изумления. Придя в себя, ученики стали повторять четырехстопный стих, состоящий из равных слогов с растущим воодушевлением. Чистосердечный аскет неоднократно читал стих, когда к нему пришла мысль: «Этим размером я и поведаю всю историю Рамы». На благо всего мира знаменитый и святой мудрец, слагая мелодичные ритмические фразы, отвечающие всем правилам гармонии, стал рассказывать историю великодушного и очаровательного Рамы, достойного вселенской славы. Услышьте же о Раме, а также о его победе над десятиглавым демоном Раваной.


Глава 3

Деяния Рамы, описанные в священной поэме


Услышав о жизни прозорливого Рамы из уст Нарады, который, рассказывая, даровал совершенство праведности своему слушателю, святой мудрец пожелал узнать подробности этой сокровенной истории. Омыв руки и стопы и испив немного чистой воды, сидя на траве куша с лицом, обращенным на восток и сложенными ладонями, он предался глубокой медитации, и перед его внутренним взором развернулась вся история Рамы. По милости Брахмы святой мудрец увидел все, что испытали, видели и свершили Рама, Сита и Лакшмана. Он стал свидетелем жизни Рамы, воплощения истины, и всех его подвигов в лесу и всюду, где ступала его нога.

Силой духовной медитации и йоги просвещенный мудрец Вальмики увидел прошлое столь же ясно, как плод пальмы на ладони, и стал в стихах описывать жизнь Рамы. История Рамы, дарующая праведность, процветание и наслаждение читателю, история, которая возвышает ум и избавляет от печали, чарует сердце и, подобно морю, полна чудесных игр, была поведана Вальмики так, как рассказал ему ее Нарада.



Поэма Вальмики описывает рождение Рамы, его доблесть, благожелательное отношение ко всем людям, его вселенскую доброжелательность, милосердие, красоту, сладостное расположение, его любовь к истине, смирение, помощь мудрецу Вишвамирте, наставления мудреца Вишвамитры и его терпеливое внимание к ним, то, как он сломал великий лук и женился на царевне Сите, его спор с Парашурамой, приготовления к коронации, его замечательные достоинства, возражения царицы Кайкейи против его коронации, его уход в лес, плач и смерть царя Дашаратхи, горе жителей Айодхьи, речь Рамы, обращенная к перевозчику, прощание с Сумантрой, его переправа через Гангу, посещение святого мудреца Бхарадваджа, его путь к горе Читтракута по совету мудреца, жизнь в соломенной хижине на горе Читтракута, страдания царя по возвращении Сумантры и уход монарха на небеса, попытка Бхараты уговорить Раму вернуться и принять свое царство, их беседа, погребальные обряды по отцу, отказ Рамы возвращаться в Айодхью, Бхарата получает сандалии Рамы как символ власти и правит Айодхьей из Нандиграма, Рама в лесу Дандака, его победа над злобным Вирадхой, встреча с мудрецом Шарабхангой, посещение хижины Сутикшны, встреча Ситы и Анасуйи и наставления ей, посещение мудреца Агастьи, жизнь Рамы в Панчавати, встреча с Джатаю, появление Шурпанакхи, беседа Рамы и Лакшманы с нею, увечье Шурпанакхи, убийство Кхары, Душаны и Триширов, появление Раваны, убийство Маричи, похищение Ситы, страдания Рамы в разлуке с Ситой, смерть Джатаю от руки Раваны, встреча с Кабандхой, посещение озера Пампа, беседа с Шабари, Рама достигает горы Ришьямукха и встречается с Хануманом, клятва дружбы и Сугривой, обещание Рамы убить Бали, битва между Бали и Сугривой, убийство Бали, плач Тары, воцарение Сугривы на троне Кишкинды, пребывание Рамы на горе в период сезона дождей, Сугрива затягивает время исполнения своего обещания, гнев Рамы, Лакшмана доставляет послание Сугриве, Сугрива посещает Раму, его предложение Раме, приготовления армии обезьян к поискам Ситы, данное им описание земли, Рама отдает Хануману свое кольца, обезьяны в темной пещере, их пост на берегу океана в ожидании смерти, встреча с Сампати, царем коршунов, его слова относительно Ланки, прыжок Ханумана и полет над океаном, появление из океана горы Майнака, убийство злобной демоницы Сингхики, пленяющей своих жертв тенью, ночная Ланка, Хануман на Ланке и его долгие размышления, Хануман видит злобного Равану и летающую колесницу Пушпаку, входит в зал для пиршеств и разглядывает внутренние покои, Хануман ищет Ситу и видит царевну в саду Ашока, появление Ханумана в саду и приветствие Ситы, ее упреки, демоницы угрожают Сите, сон Триджаты о том, как Хануман передал Сите кольца Рамы, беседа на эту тему, Сита передает Хануману драгоценный камень, Хануман разрушает ашоковый сад, битва с демоницами, убийство воинов Раваны, пленение Ханумана, пожар на Ланке полет через океан, Хануман наслаждается фруктами в лесу Мадху, Хануман утешает Раму и отдает ему драгоценности Ситы, Рама прибывает на берег океана и строит мост через океан с помощью Налы и Нилы, осада Ланки, Бибхишана, брат Раваны переходит на сторону Рамы и предлагает план победы над Раваной, убийство Кумбхакарны и Мегхананды, убийство Раваны, встреча с Ситой, коронация Бибхишаны на трон Ланки, Бибхишана дарит Рама летающую колесницу Пушпака, возвращение Рамы в Айодхью, встреча с царевичем Бхаратой, коронация Рамы на трон Айодхьи, прощание с армией обезьян, жители Айодхьи праздную коронацию Рамы, репутация Ситы – эти и многие другие деяния Рамы на земле описал в своей священной поэме благословенный Вальмики.

с. 1 с. 2 ... с. 36 с. 37