• скачать файл

История человечества это история развития культуры. Становление и

с. 1
проект
СТРАТЕГИЯ

РАЗВИТИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ КЫРГЫЗСТАНА

ДО 2020 ГОДА
ВВЕДЕНИЕ
История человечества – это история развития культуры. Становление и развитие государства с самого начала потребовало укрепления его духовных основ. Ибо ни одно общество не может видеть свою перспективу без развития и укрепления духовных основ, которые невозможно представить без использования культурных ценностей народа, без духовного наследия, созданного на протяжении тысячелетий и служившего богатейшим источником духовного обогащения многих поколений.

Поэтому с первых дней независимости Кыргызстана важнейшей задачей государственной политики явилось возрождение того огромного и бесценного духовно-культурного наследия, которое в течение многих веков создавалось нашими предками.

Процесс духовного возрождения требует переосмысления, творческого подхода, глубокого знания истории, традиций народа, ясного видения сущности и специфики каждого компонента народной культуры, верного понимания того, какое место занимает, и будут занимать в жизни народа традиция; умения приобщить народ к культуре, духовно обогащая его. Потеря духовных ценностей одним поколением приводит к духовному обнищанию последующих. Поэтому, исправляя ошибки, сделанные до нас, надо спасать то, что сохранилось, развивать то, что оказалось на грани исчезновения, возродить то, что незаслуженно забыто. Следовательно, в этих условиях особое значение приобретает восстановление преемственности в развитии духовной культуры.

Одним из ведущих факторов гуманизации общества должна стать культура, имеющая в своем историческом арсенале огромный потенциальный заряд духовного богатства, игнорирование которого разрушает естественное развитие социальной жизни, приводит общество к духовному кризису. Выход из этого положения, как показывает практика, возможен только в творческом восстановлении традиционной системы нравственного самооздоровления, самоорганизации, саморегулирования, самовоспитания общества, обеспечивающихся непрерывной передачей культурных ценностей, опыта, знаний от поколения к поколению с помощью традиций – выверенного механизма саморазвития национальной культуры.

Культура является важным ресурсом развития страны как сфера, влияющая на формирование общественного сознания и воплощающая идеи и образы, способные объединить и сплотить народ Кыргызстана. Государство несет ответственность за общественные культурные потребности, за приобщение широких слоев населения к ценностям отечественной и мировой культуры.

Культурная политика государства должна быть ориентирована на то, чтобы сделать национальную культуру частью и достоянием общей мировой культуры. Тем более что, действительно, национальная культура может воспользоваться теми возможностями, какие предоставляет глобализация. Она может тиражировать свой образ и прийти в каждый дом.

Тот факт, что за годы независимости не созданы произведения искусства, формирующие мировоззрение нации и влияющие на развитие сферы культуры в целом, как в свое время повесть «Джамиля» Ч.Айтматова, картина «Дочь Советской Киргизии» С.Чуйкова и т.д., служит свидетельством того, что необходимо кардинально менять подходы как к определению роли и места культуры в нашем обществе и государстве, так и основ функционирования сферы культуры.

На сегодняшний день государственная культурная политика должна заключаться в смещении акцентов с директивного управления на создание условий для саморазвития культуры. Культурная политика должна быть направлена на выявление и удовлетворение потребностей населения в продуктах культуры, обеспечение равного доступа населения к базовым услугам и приобщение к культурным благам.

Стратегия устойчивого развития сферы культуры на период до 2020 года является составной частью реализации общей государственной политики, сформулированной в Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 гг.

Культурная политика является, безусловно, прерогативой государства на уровне стратегического планирования. Иное дело, что к ее тактическому разрешению могут и должны быть привлечены органы местного самоуправления, гражданское общество, бизнес, неправительственные организации.

Особенность нынешней ситуации состоит в том, что новая модель управления сферой культуры еще не сложилась, а существовавшая ранее утрачена. Таким образом, Министерство культуры, информации и туризма КР не имеет необходимых инструментов и механизмов управления для осуществления своих основных функций и полномочий. Потенциал и ресурсы органов местного самоуправления, гражданского общества, бизнеса, неправительственных организаций в полной мере не используются.

Цель данной Стратегии заключается в совершенствовании механизмов реализации культурной политики через создание новой модели государственного управления как основы целостности и устойчивого развития сферы культуры.

Для достижения поставленной цели Стратегии определены следующие направления: Оптимизация системы управления, Государственный учет и отраслевая статистика, Государственные услуги, Диверсификация источников финансирования, Учет, охрана и развитие историко-культурного наследия, Развитие профессионального искусства, Наука, образование и методическое сопровождение, Международное сотрудничество.

Стратегия разрабатывалась с учетом следующих стратегических документов:

- «Концепция укрепления единства народа и межэтнических отношений в Кыргызской Республике» (2012 г.) предусматривает углубление изучения исторического и культурного наследия народа Кыргызстана, обновление и модернизацию экспозиций музейных фондов с использованием современных технологий, прежде всего Государственного исторического музея, создание новых этнографических, краеведческих музеев на местах с учетом культурного многообразия регионов.

- «Стратегия развития образования Кыргызской Республики до 2020 года». Система образования должна обеспечивать согласование двух базовых процессов: сохранение и развитие культурной самобытности, поддержка национального своеобразия и многообразия культур, включение Кыргызстана в региональное и глобальное образовательное пространство.

В ходе разработки Стратегии проведены общественные консультации с активными представителями сферы профессионального искусства, руководителями учреждений культуры, а также различных групп интересов: Государственная регистрационная служба (ГРС), Национальный статистический комитет (НСК), Государственная картографическая служба, Государственное агентство по местному самоуправлению и межэтническим отношениям, Департамент туризма, Департамент кинематографии. Соответственно, были созданы все предпосылки для разработки публичного документа: заседания рабочей группы, глубинные интервью, круглые столы позволили провести анализ ситуации и выявить отраслевые приоритеты с учетом международного опыта.


  1. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ



1.1. Государственное управление

Процессы социально-экономической трансформации в Кыргызстане, запущенные с 1991 года, повлекли за собой становление потребительской экономики и рыночных отношений в сфере культуры. Каждый имеет право на предпринимательскую деятельность в сфере культуры, в том числе право создавать организации, занимающихся производством, сохранением, тиражированием и распространением культурных благ.

В советской системе все управленческие процессы были предельно централизованы. Вся культурная политика вырабатывалась в высших партийных органах, а на «местах» задача сводилась лишь к ее реализации. Ныне стало очевидным, что административно-командные, централизованные методы управления культурой безнадежно устарели, хотя и сохраняют многие свои черты в современной технологии государственного управления регионами. В связи с децентрализацией системы управления культурой именно на региональном уровне складывается стратегия локального развития культуры с учетом социально-экономических особенностей развития территории, интересов и запросов различных категорий населения, культурного потенциала региона. Именно на этом уровне может и должна формироваться система приоритетов культурного развития, т. е. складываться культурная политика государства, которая органически связывала бы в себе учет общенациональных тенденций и местной специфики.

За годы независимости Кыргызстана, государственный орган исполнительной власти в сфере культуры неоднократно подвергался реорганизации, в том числе слиянию с министерством образования и науки, в 2009 году потери статуса министерства. Всё это в целом значительно сказывалось на планомерной целенаправленной государственной политике, направленной на развитие культуры и на эффективности государственного управления сферой культуры.

С 2012 года государственное управление сферой культуры осуществляется уполномоченным государственным органом – Министерством культуры, информации и туризма Кыргызской Республики (МКИТ) и его территориальными органами (управления культуры г. Бишкек, г. Ош, отделы культуры в 14 городах и 40 районах).

Многое в содержании деятельности МКИТ пришло из советской действительности. Социально-экономические изменения и анализ проблемного поля показали, что сегодня необходимо скорректировать управление сферой культуры.

В настоящее время нет отработанного процесса взаимодействия всех звеньев государственного управления, существует двойная подчиненность и финансовая зависимость территориальных органов от местных государственных администраций и органов местного самоуправления. Функции, полномочия и ответственность органов местного самоуправления в законодательстве закреплены нечетко и нет механизмов их осуществления, что приводит к невозможности реализации единой культурной политики.

До настоящего времени отсутствуют инструменты управления, нет способа оценки эффективности деятельности системы управления, т.е. механизма мониторинга, оценки и контроля.

Государство неохотно сотрудничает с общественными организациями и недостаточно стимулирует коммерческий сектор, делая ставку на увеличение государственного финансирования, не принимая во внимание возможности и потенциал коммерческого и общественного сектора, недостаточно организационно-правовых и экономических основ для такого взаимодействия.

Таким образом, существующий механизм управления в сфере культуры характеризуется отсутствием взаимодействия между субъектами государственного управления, обособленной деятельностью государственных органов сферы культуры, наличием правовых барьеров и отсутствием экономических стимулов на пути объединения ресурсов государства, гражданского и частного сектора, неразвитостью механизмов вхождения культуры в рыночную среду.


1.2. Отраслевая статистика и экономика культуры

Отраслевая статистика является наиболее важным из ресурсов с точки зрения анализа ситуации и планирования, разработки программ. Действующие статистические формы (9НК) содержат всего 28 показателей, включая расчетные, и не скоординированы с показателями статистики культуры, предложенной ЮНЕСКО (2009 г.).

Статистические показатели в сфере культуры собираются разными ведомствами и агрегируют в Национальном статистическом комитете (НСК) (Приложение 1):

- клубы, библиотеки – НСК;

- театрально-зрелищные предприятия (ТЗП), музеи, статистика финансирования – Министерство культуры, информации и туризма (МКИТ);

- сфера кино – Департамент кинематографии (МКИТ).

Не предоставление и преднамеренное искажение статистической информации преследуется законом. Однако нет правоприменительной практики, как нет и объективных данных о сфере культуры.

Отсутствует информация по инвестициям и капитальному строительству в сфере культуры на национальном уровне и на уровне местного самоуправления. Нет данных по объемам финансирования сферы культуры органами местного самоуправления, бизнесом, международными гуманитарными организациями и неправительственным сектором.

Таким образом, традиционные показатели отраслевой статистики не формируют представлений о структуре и динамике потребностей населения, об эффективности деятельности учреждений культуры. Соответственно, нет инструментов оценки результативности работы подведомственных учреждений и их руководителей.
1.3. Система финансирования

В основе системы финансирования сферы культуры лежит принцип сметного финансирования. Основным источником финансирования является государственное финансирование, осуществляемое за счет бюджетов разных уровней.

Учреждения культуры (количество – 332) республиканского и районного значения финансируется из республиканского бюджета, из местного бюджета финансируются городские и сельские учреждения культуры (в количестве около 1600).

Основное количество учреждений культуры расположено в сельской местности и финансируется за счет местных бюджетов. Но невозможно определить финансирование сферы культуры на местном уровне, так как нет соответствующей информации и показателей, не ведется учет по финансированию культуры из местного бюджета.

В наши дни сфера досуга стала рассматриваться как составляющая социального критерия качества жизни. Денежные расходы на душу населения в Кыргызстане составляют 2449,40 сом (2010 г.), в том числе расходы на культуру – 1,51 сом.

В Законе Кыргызской Республики «О культуре» определены обязанности государства по финансированию сферы культуры, в котором предусмотрено ежегодное финансирование в размере не менее 3% расходной части республиканского бюджета на финансовый год. Однако на данный момент финансирование составляет меньше 1% от расходной части республиканского бюджета (рис. 1).



Рис.1. Динамика расходов республиканского бюджета, *1000 сом, 2007-2012 гг.


Следовательно, стоит вопрос об исполнении закона либо об изменении законодательной нормы.

Увеличение объема финансирования сферы культуры объясняется повышением заработной платы работников культуры. Также, впервые за 20 лет, работникам культуры выплачивается оплата за выслугу лет. Кроме того, с 2012 года в ведение Министерства переданы 241 районных учреждений культуры.

Сокращение государственных расходов на сферу культуры сочетается с низкой эффективностью их использования. Выделение бюджетных средств на поддержку организаций культуры осуществляется без гарантий с их стороны и без контроля результатов использования бюджетных ассигнований.

На сегодня республиканский и местный бюджеты финансируют почти исключительно так называемые защищенные статьи, в основном, заработную плату. Исполнение бюджета МКИТ: 92-93% уходит на содержание учреждений и на заработную плату и только 6-7% средств республиканского бюджета используются на развитие сферы культуры (см. рис.2).




Рис. 2. Постатейная структура финансовых средств МКИТ, 2012 г.
Так, с 1991 года не выделяются средства на реставрацию памятников, к настоящему моменту выделение средств на пополнение фондов музеев и библиотек прекратилось. Научные разработки и методическое сопровождение сведены к нулю.


    1. Государственные (муниципальные) услуги

В целях обеспечения конституционных прав граждан на получение качественных и доступных государственных услуг, в настоящее время государством ведется работа по упорядочиванию и стандартизации государственных услуг, оказываемых населению.

Постановлением Правительства КР от 10.02.2012 года № 85 «Об утверждении Единого реестра (перечня) государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти, их структурными подразделениями и подведомственными учреждениями» зафиксировано 38 видов услуг, отнесенных к ведению МКИТ. В настоящее время ведется разработка Стандартов государственных услуг (наименование, объем).

Государственные услуги в сфере культуры оказываются населению посредством сети учреждений культуры (19 профессиональных театров, 1 цирк, 3 филармонии, 38 кинотеатров, 1054 библиотек, 704 клубов, 56 музеев, 2 высших и 8 средних специальных учебных заведений, 90 детских музыкальных, художественных школ, школ искусств, 5 парков культуры и отдыха). В сфере культуры количество занятых составляет порядка 13137 человек.

По официальной статистике порядка 2/3 населения из 5.5 млн. населения Кыргызстана проживает в сельской местности. В 15 городах проживает 1/3 населения (34.1%), при этом на долю двух городов (г. Бишкек, г. Ош) приходится 19.7% от общей численности населения страны (или 61.8% от численности горожан).

Указанная выше пропорция (2/3 на 1/3) сельского и городского населения, скорее всего, отличается от реальной ситуации, так как соотношение претерпело существенную коррекцию в результате процессов внутренней и внешней трудовой миграции. Таким образом, сеть культурного обслуживания не соответствует структуре и динамике реального расселения страны.

Существующая сеть государственных учреждений культуры не всегда оказывают качественные и востребованные государственные услуги, а деятельность некоторых вообще заморожена. Данная ситуация обусловлена отсутствием финансирования, направленного на развитие основной деятельности учреждений, особенно в регионах республики, иждивенческой позицией самих учреждений и низкой квалификацией менеджеров культуры.

Плановая и системная работа по выявлению потребностей населения, оценке качества предоставляемых услуг и эффективности деятельности учреждений культуры, а также деятельность по обеспечению методическим сопровождением учреждений культуры не ведется.

Таким образом, государство фактически не участвует в развитии деятельности учреждений культуры, с одной стороны, и не создает соответствующие правовые и экономические условия для того, чтобы учреждения могли самостоятельно развиваться за счет использования существующих ресурсов, привлечения дополнительных внебюджетных средств и эффективного управления.

Несмотря на сложившуюся ситуацию можно отметить активную деятельность некоторых учреждений культуры, которые предпринимают попытки развивать свою деятельность за счет внедрения, использования новых методов управления и привлечение дополнительных ресурсов. Однако, основная масса учреждений ориентирована на поддержку государства из-за отсутствия соответствующих навыков и знаний у руководителей и работников.


    1. Историческое и культурное наследие (ИКН)

Кыргызстан располагает национальным ресурсом – богатейшим историческим и культурным наследием (ИКН), которое является не только национальным достоянием, но и принадлежат всемирному наследию. Сохранение историко-культурного наследия является конституционной гарантией государства.

За годы независимости государством были приняты различные меры по сохранению историко-культурного наследия. Разработана нормативно-правовая база, приняты следующие Законы Кыргызской Республики: “О культуре”, «Об охране и использовании историко-культурного наследия», «О нематериальном культурном наследии», «О музеях и музейных фондах», «О библиотечном деле» «Об охране традиционных знаний», «Об эпосе Манас», а также ратифицированы Конвенции в сфере ИКН.

В 2003 году «искусство акынов, сказителей кыргызских эпосов» было признано ЮНЕСКО Шедевром устного (нематериального) культурного наследия и стало первым элементом нематериальной культуры Кыргызстана, занесенным в Репрезентативный Список нематериального культурного наследия человечества.

Многонациональная заявка «Празднование Нооруза» была внесена в Репрезентативный Список нематериального культурного наследия человечества в 2009 году. В 2009 году в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО включена гора Сулайман-Тоо. В 2012 году национальная заявка «Искусство изготовления кыргызских традиционных войлочных ковров, «Ала-кийиз и Шырдак» была внесена в Список нематериального культурного наследия, нуждающегося в срочной охране.

28 марта 2012 года и 12 января 2013 года Кыргызстан представил номинацию по внесению трилогии эпоса «Манас» в Репрезентативный Список нематериального культурного наследия человечества от имени Кыргызской Республики.

В настоящее время ведется совместная работа с Казахстаном и Китаем по подготовке документов для представления в Межправительственный Комитет ЮНЕСКО по охране всемирного культурного и природного наследия Серийной транснациональной номинации «Шелковый путь: Начальный участок и сеть маршрутов Тянь-Шанского коридора».

28 марта 2013 года Кыргызстан представил две многонациональные номинации совместно с Казахстаном «Айтыш, Айтыс-искусство импровизации» и «Традиционные знания и навыки по изготовлению юрты» в Репрезентативный Список нематериального культурного наследия человечества.

Наряду с государственными органами работа по сохранению ИКН ведется общественными, неправительственными и международными организациями, научным сообществом во главе с НАН КР.

В целях пропаганды и популяризации ИКН на постоянной основе проводятся такие мероприятия, как фестиваль «Эпосы народов мира» (в 2006, 2011 гг.), Международный фестиваль ремесленного искусства «Оймо», Международный фестиваль акынов-импровизаторов «Айтыш», Международный фестиваль-конкурс тюркоязычных стран «Иссык-Куль-2012», конкурс «Эл ичи – өнөр кенчи» и др.

Несмотря на предпринимаемые государством меры, в настоящее время существует реальная угроза утраты многих объектов ИКН. Существующая нормативно-правовая база в сфере культурного наследия мало применительна в юридической практике из-за отсутствия подзаконных актов. Проблемы, накопившиеся за последние 20 лет, требуют оперативного решения, что, в свою очередь, требует от государства реализации безотлагательных мер и пересмотра форм и методов сохранения, охраны и использования объектов историко-культурного наследия.

Деятельность государства по обеспечению конституционных гарантий относительно историко-культурного наследия предусматривает сохранение, охрану и использование ИКН.

Сохранение

В настоящее время не отработан, не систематизирован и не подкреплен нормативно-правовыми актами процесс Государственного учета объектов ИКН, который включает в себя выявление и обследование, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, составление учетных документов.

Существующий Государственный список памятников истории и культуры Кыргызской Республики республиканского значения (583) включает только недвижимые памятники истории и культуры. Из 583 памятников 349 не имеют паспортов, что ведет к потере ценности и значимости памятников истории и культуры.

Государственный список республиканского значения был утвержден в 2002 году, в течение 10 лет он не уточнялся и не обновлялся. Более 2000 памятников не обследованы и не учтены, также есть необходимость пересмотреть значимость объектов истории и культуры в силу возможной утраты исторической, культурной и иной ценности некоторых памятников.

Проблема учета недвижимых объектов ИКН ярко выражена в регионах: если в городах ведется учет памятников, то в некоторых районах страны отсутствует какое-либо понимание памятника, ведения учета, охранных и сохранных мер. Тем самым отсутствие списка местного значения ведет за собой потерю памятников на местах. Неквалифицированные кадры на местах и недостаточное внимание местных органов власти приводят к уничтожению памятников.

В настоящее время учет движимых объектов историко-культурного наследия находится в ведении государственных музеев. Применяемая методика учета в музеях не дает полной информации о культурных ценностях, тем самым ведет к отсутствию общего представления о количестве и качестве культурных ценностей. Отсутствие электронного государственного каталога влечет за собой факты утраты, пропажи, хищения культурных ценностей.

В условиях современной глобализации проблема учета и фиксирования нематериального наследия, закрепления его принадлежности Кыргызстану является актуальной.

Порядок учета нематериального наследия осуществляется в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О нематериальном наследии». Утвержден Национальный перечень нематериального наследия. Вместе с тем, порядок формирования Национального перечня не определен, нет электронного списка нематериального наследия и методики учета, инвентаризации.

Республика никогда не имела специализированного музыкального издательства, что привело к нехватке нотных материалов, партитуры переписывались вручную, некачественно, в связи, с чем клавиры и партитуры кыргызских классических произведений находятся на грани исчезновения.

Несмотря на то, что работа по оцифровке редких и ценных экземпляров ведется, объем ветхих и поврежденных книг и документов увеличивается вследствие критического состояния хранилищ, недостатка площадей и оборудования библиотек. Примерно 1,5 млн. изданий, представляя научную, культурную и историческую ценность, по своим биологическим и другим характеристикам несут опасность для здоровья сотрудников и читателей библиотек. В результате почти полного прекращения финансирования текущей деятельности музеев и библиотек сложилось крайне тяжелое положение с обеспечением сохранности хранящихся культурных ценностей.

Ни в одном музее республики нет реставрационной лаборатории, не проводятся реставрационно-консервативные работы недвижимых памятников истории и культуры, это обусловлено нехваткой соответствующих кадров и отсутствием материальной базы.

Охрана объектов ИКН также является актуальной проблемой, требующей безотлагательного решения.

Из-за отсутствия соответствующего юридического оформления земель, на которых расположена археологические и историко-культурные памятники, ситуация отрицательно сказывается на сохранении памятников археологии и приводит к их систематическому разрушению в результате проводимой хозяйственной деятельности. Так, например, на территории республики в результате проведения хозяйственной и иной деятельности подвергаются разрушению более 80% выявленных памятников археологии. Если вопрос со статусом земельных участков, занятых памятниками, не будет решен, то большая часть таких памятников в ближайшие 5-10 лет будет полностью или в значительной мере утрачена.

Усложненный и не отрегулированный процесс и порядок определения охранных зон памятников ИКН приводит к тому, что памятники архитектуры перестраивают, меняется их облик, а бывает, и просто сносятся под видом ветхого сооружения, зачастую местные исполнительные органы власти выдают разрешение на строительство в охранных зонах памятников без учета вопросов их сохранности.

Данная проблема также существует из-за отсутствия соответствующей информации о наличии памятников на той или иной территории. Топографические карты не содержат соответствующие знаки о наличии и расположении объектов ИКН.

Системы безопасности и охраны культурных ценностей, хранящихся в музеях и библиотеках, требует модернизации, т.к. установлены еще в советское время.

Использование

ИКН – сфера, которая не только требует постоянного государственного финансирования, но и при правильном подходе и эффективном использовании может стать ресурсом повышения имиджа государства и развития сферы туризма. Объекты ИКН не используются в полной мере. Отсутствуют туристические маршруты. Деятельность музеев не ориентирована на туристов. Местные государственные органы и органы местного самоуправления не учитывают потенциал ИКН в повышении привлекательности региона. Проблема рационального использования памятников истории и культуры стоит остро на сегодняшний день.

Наряду с отсутствием госинвестиций в сферу ИКН, нет соответствующей правовой основы для привлечения частных инвестиций.

Активная деятельность общественных и неправительственных организаций, направленная на пропаганду и популяризацию ИКН, не решает вопрос в полной мере, так как на уровне государства не ведется планомерная и системная работа в этом направлении.




    1. Профессиональное искусство.

Непрофессиональное (любительское) творчество

Поддержка искусства предусматривает развитие профессионального (театрального, музыкального, изобразительного, циркового искусства и киноискусства) и непрофессионального (любительского) творчества.

Переход к новым социально-экономическим условиям и резкое сокращение государственного финансирования культуры негативно отразились на развитии профессионального искусства, которое не было готово к таким переменам.

В последние годы государством практически не инициировалось и не стимулировалось создание новых произведений театрального, музыкального и изобразительного, циркового искусства. Отсутствуют творческие, коммуникативные площадки для взаимодействия и обмена опытом творческих деятелей, а также современные выставочные площади для наращивания творческого потенциала. Не ведется работа по продвижению деятелей профессионального искусства на международный уровень.

Несмотря на существующие проблемы, в годы независимости профессиональное искусство в основном развивалось усилиями самих деятелей искусства и творческих коллективов, о чем говорят высокие призовые места и достижения на международных фестивалях и конкурсах.

Развитие профессионального искусства также связано с Творческими союзами и ассоциациями: среди них Союз кинематографистов, Союз художников, Союз писателей, Союз композиторов, Союз театральных деятелей. Более плодотворная деятельность связана с Союзами кинематографистов и художников.

Последние 5 лет наблюдается рост самодеятельности граждан, возникновение новых творческих коллективов и объединений, возрождение ремесел и особенно прикладного искусства, представители которого быстрее всего приспособились к рыночной экономике и являют собой пример, когда культура при правильном подходе может приносить доход.

В Кыргызстане развитие профессионального искусства институционально связано с 61 (23 ТЗП и 38 кинотеатр) государственными учреждениями культуры со штатной численностью работников - 3177 чел., включая основной персонал (2376 чел. – 75%), младший (325 – 10%) и технический (476 - 15%) обслуживающий персонал (список прилагается).

В настоящее время учреждения профессионального искусства остро нуждаются в квалифицированных кадрах режиссеров, арт-менеджеров и специалистов 2-го звена, в учреждениях не внедрены современные формы трудовых взаимоотношений с учетом особенностей творческой работы, практически отсутствует гастрольная деятельность по стране и за рубежом. Кроме того, слабая материально-техническая база учреждений профессионального искусства и отсутствие репертуарной политики негативно отражаются на развитии профессионального искусства.

Не ведется системная и плановая работа по приобщению населения, особенно детей и молодежи, к искусству и творчеству, по воспитанию и формированию эстетического вкуса, подготовки потребителя (слушателя, читателя, зрителя), о чем свидетельствует слабая посещаемость учреждений профессионального искусства (Рис. 3).



Рис. 3. Посещаемость учреждений профессионального искусства за 2012 год.


1.7. Подготовка и переподготовка кадров. Образование, наука и методическое сопровождение

Система образования сферы культуры основывается на 74 детских музыкальных школах, 3 детских художественных школах и 11 детских школах искусств, 8 сспузах, 2 вузах (Кыргызская Национальная консерватория им. К. Молдобасанова, Кыргызский государственный институт искусств им. Б. Бейшеналиевой). В данной сфере обучается более 15,0 тыс. студентов и учащихся, работают более 2,0 тыс. преподавателей.

Кроме того, подготовку профессиональных творческих кадров и педагогов в области художественного образования осуществляют также вузы, которые не подведомственны МКИТ: Национальная Академия художеств КР им. Т. Садыкова (изобразительное искусство), КГУСТА им. Н. Исанова (изобразительное искусство, архитектура), КРСУ им. Б.Н. Ельцина (художественный дизайн), КТУ «Манас» (специалисты в области массовых коммуникаций, музыкальной эстрады и традиционной музыки), КГУ им. И. Арабаева (музыкальная педагогика и обучение изобразительному искусству) и БГУ (библиотекари).

В рамках модернизации содержания высшего профессионального образования разработан проект нового Перечня (Классификатора) специальностей и направлений высшего профессионального образования, макет Государственного образовательного стандарта (ГОС) нового поколения, на основе которого УМО приступили к разработке образовательных стандартов по всем направлениям и специальностям подготовки.

Несмотря на проводимую реформу в сфере образования, связанную с переходом на двухуровневую систему обучения, в сфере культуры удалось сохранить существующую систему непрерывного профессионального образования, что является положительным фактором, учитывая специфику образования в культуре.

В настоящее время в учебных заведениях слабая материально-техническая база и недостаточное оснащение музыкальными инструментами, нотными изданиями, учебниками и учебными пособиями, а также отсутствие новых методик преподавания, что отражается на качестве образования. Кроме того, отрасль остро нуждается в таких кадрах, как музейные работники, реставраторы, художественные декораторы, театральные критики, арт-менеджеры, так как в вузах республики по данным направлениям специалисты не готовятся. Недостаточен уровень подготовки таких специалистов, как режиссеры, операторы, искусствоведы, артисты балета, звукооператоры, осветители, гримеры. Отсутствуют соответствующие условия для привлечения выпускников в учреждения культуры. Дефицит кадров наиболее ощущается в регионах республики.

Фундаментальные и прикладные науки об искусстве, культурология и т.д. и их инфраструктура финансируются из бюджета на критически низком уровне, практически не привлекаются внебюджетные средства. Из научных институтов искусствознание переместилось в образовательные учреждения, но и здесь в основном отсутствуют стимулы и мотивация для молодых ученых.

В отсутствие научно-методического центра (НМЦ) МКИТ не обеспечивает данную сферу методическим сопровождением управленческих решений. МКИТ не принимают участия в государственных заказах и стратегическом планировании развития науки.

В сфере культуры отсутствует система раннего выявления талантов, система повышения квалификации и аттестации, а также квалификационные стандарты.
1.8. Международное сотрудничество

Культура является мощным инструментом в формировании положительного имиджа Кыргызстана на международном уровне, и важную роль в этом играет активное международное сотрудничество.

Развитие многостороннего культурного сотрудничества происходит в рамках ООН, СНГ, ТЮРКСОЙ, ШОС, Организации Исламская конференция (ОИК), ЮНЕСКО, Всемирной Туристической Организации (ВТО) и других международных организаций. Также укрепление и расширение отношений в сферах культуры и туризма развивается в рамках двусторонних международных соглашений с такими странами, как Китай, Россия, Турция, Корея, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и др.

Кроме того, правовой основой международного сотрудничества являются ратифицированные Конвенции (Приложение).

За годы независимости Кыргызстаном было подписано множество соглашений о культурном сотрудничестве, однако обязательства по данным соглашениям не всегда исполняются кыргызской стороной, сотрудничество в рамках этих соглашений зачастую не осуществляется.

Кыргызстан проводит и участвует во множестве международных фестивалях и конкурсах. Однако международное сотрудничество в сфере образования в культуре, по обмену опытом, проведению мастер-классов и организации международной гастрольной деятельности с привлечением знаменитых деятелей культуры и искусства в Кыргызстан недостаточно активно, хотя в настоящее время является актуальным.

Существующие в последнее время факты внешнего присвоения исторического и культурного наследия Кыргызстана требуют выработки твердой позиции государства и своевременного принятия мер по данным фактам, а также активного продвижения традиционной культуры и пропаганды историко-культурного наследия на мировой уровень.


  1. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

- недостаточно совершенное законодательство в сфере культуры;

- слабое финансирование и устаревшая материально-техническая база большинства учреждений культуры, нерациональное и неэффективное использование бюджетных средств; система финансирования отрасли культуры не отвечает задачам развития;

- слабые механизмы координации между различными уровнями и направлениями деятельности органов власти, в том числе для привлечения негосударственных ресурсов в сферу культуры;

- слабое официальное признание заслуг и статусности творческих работников со стороны региональных властей, что напрямую влияет на престиж и уровень профессиональных достижений работников культуры;

- деидеологизация. Отсутствуют новые идейные (идеологические) ориентиры культуры и ее развития;

- отсутствие среди органов местного самоуправления политической воли в решении вопросов развития отрасли культуры. Низкий уровень общественного интереса и ответственности за будущее культуры в регионах;

- отсутствие культурных брендов, способствующих к поднятию интереса к объектам ИКН среди населения и туристов, а также механизмов по формированию конкурентных преимуществ и инвестиционной привлекательности Кыргызстана;

- отставание от темпов развития информационных технологий. Освоение информационных технологий в отрасли культуры существенно отстает от темпов их развития;

- низкая конкурентность бюджетной культуры;

- отсутствие полноценной отраслевой статистики;

- низкое качество и неравномерный доступ государственных услуг;

- не налажена система учета объектов ИКН, их нерациональное использование и утрата;

- слабая пропаганда, популяризация ИКН;

- отсутствие творческих коммуникативных и современных выставочных площадей;

- отсутствие эффективных государственных стимулов творческой деятельности в сфере культуры и искусства, в том числе по созданию новых произведений искусства;

- отсутствие системной научной и методической работы в сфере культуры, в том числе отсутствие научной школы искусствознания, культурологии и Республиканского научно-методического центра по проблемам культуры и искусства;

- отсутствие института продюсеров, менеджмента гастрольной концертной и театральной деятельности в республике и за рубежом;

- кризис культурного «продукта» - недостаток интересного широкой аудитории предложения со стороны учреждений культуры;

- отсутствие системы постоянного мониторинга интересов и мотивов потенциальной аудитории учреждений культуры;

- отсутствие системного использования современных управленческих технологий;

- отрасль культуры не адаптирована к динамике рынка труда и занятости;

- слабый уровень подготовки и профессионализм кадров в сфере культуры; дефицит квалифицированных кадров, особенно в региональных учреждениях культуры;

- высокий уровень издержек, что сегодня угрожают остановкой работы ряда учреждений, большой износ основных материальных активов, аварийность учреждений культуры, высока стоимость творческого процесса (включая привлечение профессиональных специалистов и участие в престижных мероприятиях различного уровня) как в театральном цеху, так и музейно-реставрационной деятельности;

- не налажена системная и плановая работа по приобщению населения, особенно детей и молодежи, к искусству и творчеству, воспитанию эстетических вкусов;

- недостаточное использование возможностей международного сотрудничества в сфере культуры.


4. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Цель Стратегии – создание основ для устойчивого развития сферы культуры.

Основными задачами Стратегии являются:

- оптимизация системы государственного управления и финансирования сферы культуры;

- повышение качества и доступности государственных услуг;

- обеспечение сохранения, охраны, рационального использования и пропаганды ИКН;

- создание условий для развития профессионального искусства и приобщение населения;

- создание условий для развития отраслевого образования и обеспечение отрасли квалифицированными кадрами;

- создание условий для эффективного международного сотрудничества, продвижение традиционной культуры и пропаганда ИКН на международном уровне.
Задача 1. Оптимизация системы государственного управления и финансирования сферы культуры

Меры:

- Преобразование структуры в соответствии с приоритетными направлениями и эффективная внутренняя организация работы МКИТ.

- Внедрение и отработка эффективного процесса взаимодействия между всеми субъектами государственного управления.

- Разработка и внедрение инструментов управления.

- Совершенствование законодательной базы, регулирующей процесс управления.

- Повышение потенциала работников системы МКИТ.

- Консолидация и эффективное использование потенциала и ресурсов бизнеса, некоммерческих организаций и гражданского общества.

- Создание условий для рационального использования бюджетных средств.


Задача 2. Повышение качества и доступности государственных услуг

Меры:

- Оптимизация и стандартизация сети учреждений культуры и государственных услуг.

- Обеспечение равномерного доступа к качественным государственным услугам в сфере культуры.
Задача 3. Обеспечение сохранения, охраны, рационального использования и пропаганды ИКН

Меры:

- Усовершенствование системы учета и контроля объектов ИКН.

- Совершенствование законодательства по сохранению, охране и использованию ИКН и разработка механизмов его реализации.

- Создание условий по сокращению количества объектов ИКН, требующих оперативных мер по сохранению и охране.

- Повышение информированности и приобщение населения к ИКН.

Задача 4. Созданий условий для развития профессионального искусства и приобщение населения

Меры:

- Повышение творческой активности и потенциала творческих деятелей.

- Повышение информированности и приобщение населения к профессиональному искусству.

- Оптимизация деятельности учреждений профессионального искусства.


Задача 5. Создание условий для развития отраслевого образования и обеспечение отрасли квалифицированными кадрами

Меры:

- Обеспечение условий для повышения качества образования в сфере культуры.

- Обеспечение отрасли квалифицированными кадрами.

- Обеспечение условий для научно обоснованной культурной политики.


Задача 6. Создание условий для эффективного международного сотрудничества, продвижение традиционной культуры и пропаганда ИКН на международном уровне

Меры:

- Формирование положительного имиджа Кыргызстана через пропаганду и популяризацию культуры на международном уровне.



5. ЭТАПЫ И ПРИОРИТЕТЫ
Достижение основной цели и решение задач Стратегии будет осуществляться поэтапно с учетом сложившихся реалий и прогнозируемых процессов социально-экономического развития Кыргызской Республики.
На первом этапе (2013-2016 гг.) должны быть сформированы необходимые условия для эффективной реализации Стратегии, в том числе совершенствование нормативной правовой базы сферы культуры, создание предпосылок для повышения доступности, качества и разнообразия услуг в сфере культуры, развитие механизмов поддержки творческой деятельности в сфере культуры, традиционной народной культуры, стимулирование развития новых направлений, видов и жанров искусства, обеспечение поддержки новаторских и дебютных проектов в области современной культуры, творческих проектов для детской и юношеской аудитории, развитие механизмов содействия муниципальным культурным инициативам, внутриреспубликанской гастрольной, выставочной и фестивальной деятельности, модернизация системы хранения ИКН, расширение объема реставрационных и историко-охранных работ, оказание содействия в сохранении нематериального культурного наследия, традиционной народной культуры, формирование публичных центров правовой, деловой и социально значимой информации, сформированных на базе региональных и муниципальных библиотек, стимулирование формирования целевого капитала и благотворительности в сфере культуры, укрепление культурного потенциала, включая внедрение долгосрочного стратегического планирования и бюджетирования, ориентированного на результат, введение стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг, внедрение государственного и муниципального заказа на услуги в сфере культуры, переход к новым организационно-правовым формам организаций культуры, создание многофункциональных культурных и образовательных комплексов, обеспечение модернизации учреждений культуры и образовательных учреждений в сфере культуры, разработка и внедрение инструментов поддержки организационных инноваций, создание единого интернет-портала "Культура Кыргызстана", внедрение единой информационной автоматизированной системы управления функционированием отрасли культуры.
На втором этапе (2017-2020 гг.) планируется выполнение мероприятий, принятых к реализации, мониторинг, контроль и оценка их эффективности, выявление и внедрение зарубежного опыта управления в сфере культуры, регулярное информирование общественности и других заинтересованных сторон о ходе реализации Стратегии, внедрение инноваций в сферу культуры, обеспечивающих выход на современные стандарты качества услуг в сфере культуры.


  1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Эффективная оптимизированная система государственного управления в сфере культуры и сети учреждений культуры;

повышение имиджевого потенциала культуры страны и его эффективное использование в социальной и экономической политике;

повышение социальной и образовательной роли культуры;

усовершенствованы правовые и экономические механизмы по привлечению дополнительных ресурсов в сферу культуры (социальный, государственный заказ, ГЧП, благотворительность и меценатство).

повышение для граждан Кыргызстана доступности профессионального искусства, художественного образования, культурных ценностей и информации, предоставление качественных государственных и муниципальных услуг;

оптимизация расходования и контроля бюджетных средств (внедрение программного бюджетирования, функциональная классификация бюджета, разработана методика оценки эффективности использования бюджетных средств); сосредоточение ресурсов на приоритетных направлениях развития культуры;

упорядоченная система сбора и обработки статистической информации;

гарантированное выделение средств на пополнение и сохранение библиотечного и музейного фонда;

преодоление кризисной ситуации с сохранностью объектов ИКН, восстановленные клавиры и партитуры и оцифрованные ценные издания, увеличение бюджетных и внебюджетных средств и ресурсов, привлекаемых к решению этой задачи;

эффективная единая система государственного учета и контроля ИКН;

эффективное использование объектов ИКН как ресурс развития туризма;

повышение информированности о ИКН в стране и за рубежом;

создание для деятелей культуры, искусства и профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений в сфере культуры благоприятных условий для творчества;

достаточное обеспечение системы культуры квалифицированными кадрами.

повышение качества профессионального образования в сфере культуры, обеспечение конкурентоспособности молодых специалистов творческих профессий в условиях свободного рынка труда;

построение механизма государственно-частного партнерства в сфере культуры, способствующего переносу акцента с количественного аспекта государственного влияния на качественный и осуществлению смешанного финансирования учреждений культуры;

создание оптимальных условий для инвестиционной привлекательности культуры Кыргызстана, поддержка, разработка и реализация инвестиционных проектов.

Реализация приоритетных задач государственной политики Кыргызстана в сфере культуры к 2020 году позволит оптимизировать и модернизировать деятельность существующей сети государственных и муниципальных учреждений культуры Кыргызской Республики, создать условия, обеспечивающие равный и свободный доступ населения ко всему спектру культурных благ и высококачественных услуг в сфере культуры, совершенствовать творческий, эстетический, культурный потенциал населения, развивать профессиональное искусство, добиться кардинальных изменений в экономическом положении отрасли, активизировать международное сотрудничество в сфере культуры, укрепить позитивный образ в мировом культурном пространстве.


  1. РИСКИ

Факторы, влияющие на качество и полноту реализации данной Стратегии:

Политическая неустойчивость

Частая смена руководства

Недостаточное финансирование

Недостаточная квалификация кадров МКИТ и учреждений культуры

Недостаточное понимание проводимых реформ со стороны работников культуры и их противодействие или бездействие

Возможная коррупция


Сокращенные слова:

МКИТ – Министерство культуры, информации и туризма

МСУ – органы местного самоуправления

ТО – территориальные органы

НСК – Национальный статистический комитет

ТЗП – театрально-зрелищные предприятия

ИКН – историко-культурное наследие

ИЗО – изобразительное искусство

НАН – Национальная академия наук

КГУСТА – Кыргызский государственный университет строительства, транспорта и архитектуры

КТУ «Манас» - Кыргызско-Турецкий университет «Манас»

КРСУ – Кыргызско-Российский славянский университет им. Б. Ельцина

КГУ им. Арабаева – Кыргызский государственный университет им.Арабаева

БГУ – Бишкекский гуманитарный университет

УМО – учебно-методический отдел


Министр культуры, информации

и туризма Кыргызской Республики

С.А. Раев ___________



«____»______ 2013 г.

с. 1