• скачать файл

Курсовая работа по дисциплине

с. 1

Курсовая работа по маркетингу

Методические указания к выполнению курсовой работы




Общие положения


Курсовая работа по дисциплине «Маркетинг» - важный момент учебного процесса, способствующий подготовке специалистов высшей квалификации.

Цель курсовой работы – углубить знания студентов, полученные ими в ходе теоретических и практических занятий, привить им навыки самостоятельного изучения данных, характеризующих маркетинговую деятельность конкретного предприятия, а также научить подбирать, изучать и обобщать материалы литературных источников.

Курсовая работа позволяет студентам проявить инициативу и в выборе самого широкого круга дополнительной информации по намеченной теме (помимо конспектов лекций и обязательных учебников), и в изучении тех разделов курса, которые в ходе занятий рассматривались лишь в ограниченной степени. Она приобщает студентов к исследовательской работе. Студентов дневного и заочного отделений подготовка и защита курсовой работы обогащает опытом и знаниями, необходимыми им при выполнении дипломных работ.

Задачами курсовой работы является:

- систематизация, закрепление и расширение полученных в университете теоретических и практических знаний;

- развитие навыков самостоятельной работы и овладение методикой научного исследования при решении разрабатываемых в курсовой работе проблемных вопросов;

- выявление степени подготовленности студентов для самостоятельной практической работы по специальности в рыночных условиях.

Методологической основой курсовой работы специальная экономическая литература, характеризующая маркетинговую деятельность предприятий.

Выполнение курсовой работы складывается из следующих основных этапов:

1) выбор темы курсовой работы, ее согласование с кафедрой и предприятием;

2) составление плана работы;

3) подбор литературы;

4) изучение литературы, подбор материалов, их анализ и обобщение;

5) написание курсовой работы и оформление иллюстративного материала по разделам плана;

6) предоставление курсовой работы назначенному руководителю;

7) доработка и оформление курсовой работы с учетом замечаний научного руководителя;

8) предоставление курсовой работы на кафедру;

9) защита курсовой работы.



Выбор темы исследования


Тема курсовой работы выбирается студентом исходя из своих научных и практических интересов, перспектив профессиональной деятельности на основе разработанной кафедрой тематики. Возможна также корректировка предложенных ниже тем. Обязательным является соответствие выбранной темы содержанию дисциплины «Маркетинг».

Тема курсовой работы должна быть актуальной. Достаточно конкретной и имеющей практическое значение. Рекомендуемые кафедрой темы являются типовыми, ориентирующими студентов на разработку актуальных вопросов затрагивающих маркетинговые механизмы управления предприятиями.

По согласованию с научным руководителем студент может выбрать тему курсовой работы, не включенную в рекомендованный перечень тем, согласовав ее с кафедрой.

Выбор темы курсовой работы студентом должен быть обоснованным. Мотивы, которыми он руководствовался при выборе темы, желательно изложить преподавателю – руководителю и лишь после консультации с ними окончательно убедиться в правильности выбора. Курсовая работа по дисциплине «Маркетинг» студентами экономических специальностей выполняется на примере торгового или промышленного предприятия. Выбор темы курсовой работы осуществляется с учетом места работы студента или сферы его интересов. Однако количество одинаковых тем в одной группе не должно превышать трех. Приведенный в разделе VI перечень тем курсовых работ является примерным. Студент имеет право по согласованию с преподавателем сформулировать собственную тему, если она не противоречит сути изучаемой дисциплины.


Подбор и изучение литературных источников


Подбор литературы – это самостоятельная работа студента, успешность которой зависит от его инициативности и умения пользоваться каталогами, библиографическими справочниками и т.п.

Подбор и изучение литературы, исследование общеэкономической сущности рассматриваемой проблемы должно базироваться на изучении монографий, сборников научных трудов, периодической экономической литературы (журналы и газеты), посвященных вопросам маркетинговой деятельности предприятий.

Важнейшим признаком самостоятельной работы автора при подборе и изучении литературы по избранной теме должна быть проявление авторской позиции в рассматриваемой проблеме, способность критического образца и осмысление имеющихся точек зрения, постановка проблемы, основание и выработка путей ее решения.

При использовании статистического и цифрового материала, изложение точек зрения различных авторов, требуется обязательная ссылка на источники.

При подборе литературы следует обращаться к наиболее поздним изданиям, законам и инструкциям, так как они с современных позиций освещают тему. Согласовывая с преподавателем-руководителем список использованных источников, надо проконсультироваться о том, какие изменения и дополнения следует учесть при ее изучении.
Составление плана

План курсовой работы должен быть тщательно продуман на основе предварительного ознакомления с литературой и цифровыми данными о работе предприятия. Начинается с введения, где аргументируется выбор исследования, ставиться цель, задачи работы, характеристика объекта и предмета исследования, приемы анализа и т.д.

Первый раздел должен иметь обобщенное название, раскрывающее роль, значение, историю рассматриваемой проблемы направления совершенствования. Название подразделов должно детально характеризовать рассматриваемый вопрос. Можно дать обзор определений рассматриваемой категории, его состав и структуру, показатели, характеризующие рассматриваемую категорию и т.д.

Второй раздел должен рассматривать примеры из учебников, периодической литературы о существующей отечественной и зарубежной практике согласно теме курсовой работы (сделать промежуточные выводы).

Третий раздел должен содержать возможный перечень мероприятий, которые, по мнению автора актуальны, исходя из текущей ситуации на рынке, для предприятий работающем на нем.

Заключение работы содержит выводы и результаты исследования.

Список источников должен содержать не менее 30 наименований.
Содержание курсовой работы

Курсовая работа, как правило, должна состоять из следующих разделов:

- введение;

- теоретическая часть;

- анализ отечественных и зарубежных практических подходов;

- рекомендации, актуальные, исходя из текущей ситуации на рынке, для предприятий работающем на нем;

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения.

Чаще всего курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения. Большое число разделов обычно не оправдано. Однако курсовая работа может состоять из двух или четырех разделов.

В приложении даются:

- формы отчетности и справочные данные, на основе которых выполнен экономический анализ;

- чертежи, схемы, диаграммы, имеющие иллюстративный характер.

После заключения студенты должны ставить дату окончания работы и свою подпись.


Оформление курсовых работ

Объем курсовой работы составляет 35-50 страниц. Работа должна быть написана аккуратно, от руки пастой (чернилами) одного цвета (синего, фиолетового, черного) или отпечатана на компьютере на одной стороне бумаги.

Стиль и язык изложения материала курсовой работы должны быть четкими, ясными и грамотными. Грамматические и синтаксические ошибки недопустимы. Простота и доступность изложения являются важными достоинствами курсовой работы и свидетельствуют об овладении автором материалов исследования.

Текст курсовой работы следует располагать, соблюдая следующие размеры полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 15 мм, нижнее – 20 мм. Шрифт - Times New Roman. Размер шрифта (кегль) – 14. Межстрочный интервал – 1,5.

Курсовая работа должна состоять из теоретической и практической части, выполненных на основе фактического материала конкретного предприятия, а также предложений, имеющих ценность.
Защита курсовой работы

Защита курсовой работы позволяет выявить знания студентов по избранной теме, их глубину и самостоятельность.

Начать подготовку к защите следует с внимательного изучения рецензии преподавателя или устного собеседования с ним.

Курсовая работа оценивается с учетом защиты по пятибалльной системе.


Тематика курсовых работ





  1. Особенности организации маркетинга в современном мире

  2. Специфика формирования современных товарных рынков

  3. Специфика организации маркетинга на рынках товаров ПТН

  4. Современная специфика потребительских рынков

  5. Организация процесса сегментирования рынка

  6. Анализ стратегий охвата рынков

  7. Организация позиционирования товара

  8. Процесс формирования идеи товара и ее уровней

  9. Фирменный стиль (разработка и использование)

  10. Товарная марка и специфика ее использования в различных отраслях

  11. Стратегия упаковки

  12. Формирование стратегии оказания услуг

  13. Жизненный цикл товара

  14. Каналы распределения продукции

  15. Конкуренция и конкурентное преимущество фирмы

  16. Модель чистой конкуренции

  17. Модель олигополистической конкуренции

  18. Модель монополистической конкуренции

  19. Модель чистой монополии и виды монополий

  20. Формирование преимущества по издержкам

  21. Роль и структура стратегического плана маркетинга

  22. Организация процесса стратегического планирования на предприятии

  23. Организация рекламной деятельности на предприятии

  24. Принципы построения служб маркетинга на предприятии

  25. Товарная и ассортиментная политика на предприятии

  26. Стратегии маркетингового ценообразования

  27. Организация проведения маркетинговых исследований

  28. Коммуникации в комплексе маркетинга

  29. Маркетинг в непроизводственной сфере

  30. Маркетинг в банковской сфере

  31. Маркетинг услуг

  32. Специфика организации маркетинга в различных отраслях промышленности (строительство, сельское хозяйство, транспорт и т.д.)

  33. Public Relations как инструмент маркетинга

VII. Библиографический список





  1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г.Л. Азоев. – М., 1996. – 208 с.

  2. Багиев Г.Л. Маркетинг: учебник / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн. – М., 1999. – 320 с.

  3. Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник / О.С. Виханский. – 2-е изд., пе­рераб. и доп. – М., 2003. – 296 с.

  4. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика / Е.П. Голубков. – 2-е издание, перераб. и доп. – М., 2000. – 464 с.

  5. Дж. О’Шонесси Конкурентный маркетинг: стратегический под­ход / О’Шонесси Дж. – пер. с англ. под ред. Д.О. Ямпольской. – СПб., 2002. – 864 с.

  6. Джоббер Д. Принципы и практика маркетинга: учеб. пособие / Д. Джоббер. – М., 2000. – 688 с.

  7. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: учеб. пособие / П.С. Завьялов. – М., 2000. – 497 с.

  8. Ивашкин М.В. Маркетинговое управление: учеб. пособие / М.В. Ивашкин. – Хаба­ровск, 2002. – 83 с.

  9. Классика маркетинга / Б.М. Энис [и др.]. – СПб., 2001. – 752 с.

  10. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер. – пер. с англ. под ред. О.А. Третьяк, Л.А. Волковой, Ю.Н. Каптуреского. – СПб., 1999. – 896 с.

  11. Котлер Ф. Основы маркетинга: пер. с англ. / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Д. Содерс, В. Вонг. – 2-е европ. изд. – М.; СПб.; К., 2002. – 944 с.

  12. Кулибанова В.В. Маркетинг: сервисная деятельность / В.В. Кулибанова. – СПб., 2000. – 240 с.

  13. Ламбен Ж.Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / Ж. Ж. Ламбен. – пер. с англ. под ред. В.Б. Колчанова. – СПб., 2004. – 800 с.

  14. Лебедев О.Т. Основы маркетинга: учеб. пособие / О.Т. Лебедев. 2-е изд. доп. – Спб., 1997. – 224 с.

  15. Песоцкая Е.В. Маркетинг услуг / Е.В. Песоцкая – СПб. 2000. – 160 с.

  16. Портер М.Э. Конкуренция / М.Э. Портер. – пер. с англ. – М., 2003. – 496 с.

  17. Хисрик Роберт Д. Торговля и менеджмент про­даж / Д. Роберт Хисрик, В. Ральф Джексон. – пер. с англ. – М., 1996. – 368 с.

  18. Цены и ценообразование: учебник для вузов / В.Е. Есипов. - 3-е изд. – СПб., 2000. – 464 с.

  19. Ценообразование: учеб. пособие / Г.А. Тактаров. – М., 2003. – 176 с.

  20. Экономическая стратегия фирмы: учеб. пособие / А.П. Градов. – 3-е изд., испр. – СПб., 2000. – 589 с.

  21. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика / А.Ю. Юданов. – М., 2000. – 302 с.

с. 1