• скачать файл

Международные обязательства государства и применение конвенций о

с. 1




Лекция 2

Международные обязательства государства и применение конвенций о правах и свободах граждан в национальной судебной практике 18.08.06



Людмила Ульяшина


Международные обязательства государства и применение конвенций о правах и свободах граждан в национальной судебной практике

Введение
Нанешнюю лекцию следует начать с короткого повторения первой лекции. Вспомним некоторые важные аспекты, необходимые для восприятия нового материала.
Во-первых, кто выступает субъектами в классической модели международного права и как изменился субьeктный состав в современном международном праве, регулирующем права человека?

Второй вопрос, как повлияли эти изменения на роль индивидуума и его представителей в осуществлении контроля за реализацией индивидуальных прав и свобод на уровне отдельных государств?

Оба этих вопроса имеют непосредственное отношение к раскрытию темы нашей сегодняшней лекции о международных обязательсвах государств, вытекающих из договоров, в частности договоров о правах и свободах индивидуумов.
Как известно, ужасающие последствия преступлений II мировой войны заставили представителей большинства стран придти к консенсусу в вопросе о необходимости признания прав человека и принять Универсальную Декларацию как систему международных норм, обязательных для всех государств. С этого момента старая модель полного государственного суверенитета должна была быть подвергнута ревизии и изменить ее абсолютный характерю Новый подход, который заключается в том, что государство не может на национальном уровне устанавливать правила, противоречащие общепринятым стандартам в области прав человека, постепенно стал входит в повседневный лексикон междкнародного права.
В то же время, необходимо также понимать, эти серьезные перемены происходили как раз в той области правоотношений – международном праве- где отсутсвует как законодательный орган, так и орган, принуждающий к исполнению принятых обязательств. Даже решения международного суда могут быть исполнены в отношении проигравшей страны только с ее согласия и доброй воли.
Для укрепления механизма ответственности по договорам, регулирующим основные права и свободы, были введены две абсолютно уникальные для международного права новеллы:
Во-первых, за субьектами было признано право выступать на международном уровне и критиковать свои собственные правительствами за несоблюдение международных стандартов в области прав человека,

Во-вторых, для реализации этого права были созданы специальные, так называемые, квази-судебные органы, которые были наделены компетенцией рассматривать обращения индивидуумов, чьи права и своболы были нарушены действиями государства. Итак, индивидуумы получили доступ к международному правосудию для защиты своих прав и свобод, открывая таким образом национальные судебные системы для международного контороля.


Для того, чтобы Вы впоследствии могли обосновать наличие ответственности государства, в частности Беларуси, в области тех или иных прав и свобод, Вам следует знать общие правовые основания и пределы международных обязательств государств, вытекающие из общих норм международного права. Это будет анализироваться в первой части лекции.
Затем, будет представлен короткий обзор о специфике обязательств государств по договорам, регулирующим права человека и, наконец, в последней части лекции мы поговорим о практическом применении норм из международных конвенций в национальной практике.


  1. Общие правовые основания и пределы международных обязательств государств на основании международных договоров

Республика Беларусь является участницей многих международных договоров и соответственно является стороной в различного рода обязательствах.



Общие нормы и принципы права международных договоров сформулированы в Венской Конвенции о праве международных договоров, которая была подписана в мае 1969 года.
Начните изучение этой конвенции с преамбулы, отражающей цели и предмет правового регулирования.
Закон Республики Беларусь О международных договорах Республики Беларусь от 23 октября 1991 (с изменениями и дополнениями) не содержит преамбулы, однако в статье 3 ссылается на Венскую Конвенцию о праве международных договоров как на одно из правовых оснований заключения, исполнения, приостановления действия и прекращения международных договоров.
Как Вы помните в части 2 статьи 27 этого же Закона Республики Беларусь записано, что нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в законную силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства, подлежат непосредственному исполнению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного нормативного правового акта, и имеют силу того нормативного акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора.
Таким образом, нормы Венской Конвенции являются источниками права, которые следует уметь анализирвать.
Мы сможем остановиться только на нескольких из них, как наиболее значимых при работе с договорами, регулирующими права и свободы.
Во-первых, следует помнить, что правила данной Конвенции применяются только к договорам, т.е. международным соглашениям, заключенным между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом( статья 2 пункт 1 (а) Венской Конвенции). Это, однако, не влияет на юридическую силу соглашений, заключаемых в иных формах и не означает невозможность распространения этих правил на иные соглашения из области международного права с согласия самих участников.
Во-вторых, необходимо разобраться в процедуре заключения договоров и в моменте, с какого этот договор становится обязательным для данного государства, т.е. когда государство выражает в международном плане свое согласие на обязательность для него договора(статья 2 пункт 1 (а) Венской Конвенции).
В соответствии со ст. 14 Закона, согласие РБ на обязательность для нее международного договора может быть выражено подписанием международного договора, путем обмена документами, образующими международный договор, ратификацией международного договора, утверждением договора, присоединением к договору путем правоприемства.
Момент, с которого договор получил юридическую силу и является основанием для обязательств, зависит как от условий самого международного договора (когда он предусматривает условие ратификации), так и от действующего в государстве порядка инкорпорации международных договоров (Вспомним монистическую и дуалистическую систему инкорпорации международных договоров).
Для Беларуси:
Международный договор вступает в силу для Республики Беларусь после выражения согласия Респулики Беларусь на обязательность для нее международного договора в соответствии с настоящим Законом в порядке и сроки, предусмотренные международным договором или иным образом согласованные между договаривающимися сторонами.(Статья 22 Закона)
Статьи 15, 16 – регулируют основания и процедуру ратификации(осуществляемой Национальным собранием РБ путем издания соответствующего закона).

Статья 17- посвящена процедуре принятия международных договоров, не подлежащих ратификации (межгосударственных договоров – Президентом РБ в форме указа, межправительственных договоров- Светом Министров РБ в форме постановлений).

Статья 19 – описывает порядок присоединения РБ к международным договорам, а

статья 20 – условия правопреемства РБ в отношении международных дговоров.



Необходимое дополнение:

Сам по себе факт участия в переговорах и подписание договора не всегда означает, что государство приняло обязательство исполнять его.

После подписания договора должно пройти разумное время до момента его инкорпорации во внутреннее законодательство.

В течение этого времени государство не вправе совершать действия, которые могут лишить договор его объекта и цели(Статья 18 Венской Конвенции).


Пример России в отношении Римского Устава о международном уголовном суде: Россия подписала Статут МУС еще 13 сентября 2000 г., но не торопится его ратифицировать. Явно чрезмерная задержка с его ратификацией.

США- также в отношении Римского Устава. Подписание Клинтоном 31 декабря 2000 и публичный отказ администрации Буша от ратификации и исполнения договора.


Глава 4 Закона РБ регулирует исполнение международных договоров.
Принцип «pacta sunt servanta», сформулированный в статье 26 Венской Конвенции, нашел свое отражение и в тексте белорусского закона: Международные договоры РБ подлежат добросоветсному исполнению Республикой Беларусь в соответствии с международным правом.

Ключевое правило международного права в этом отношении отражено в статье 27 Конвенции:

«Участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения договора».
Профессор Василевич, председатель Конституционного Суда РБ, считает, что в случае расхождения между нормами международных договоров и национальных законов, принятых уже после инкорпорации международных договоров, общепринятое правило о том, что новый закон отменяет старый, не применяется, т.к. в этом случае приоритетом пользуются нормы международных договоров. «Этот принцип должен быть соблюден даже если в новом законе прямо сказано о его верховенстве по отношению к международному договору».1
По мнению профессора, в этом случае должен действовать принцип lex specialis. К примеру немецкая правовая система, сталкиваясь с той же проблемой, приняла концепцию «дружественности» национального права по отношению к международным нормам. На практике это означает, что при толковании таких коллизий, суды отдавают предпочтение международным стандартам, а не национальным правилам.
В Германии существует ряд судебных решений, в том числе решений Конституционного суда. К сожалению, мне не удалось обнаружить судебной практики, в которой бы весьма прогрессивнвй подход белорусского профессора, одновременно Председателя Конституционного Суда, озвучивался судами Беларуси. В то же время, на мой взгляд, было бы вполне разумно ссылаться на это мнение как на позицию руководителя Конституционного Суда и вводить этот принцип в реальную жизнь.
Возвращаясь снова к части 2 Статьи 27 Закона, которая предлагает считать нормы права из международных договоров актами прямого применения, мы должны изучить несколько очень полезных, на мой взгляд, положений из текста Венской Конвенции, который вооружат Вас дополнительными инструментами в этом отношении.
Я прошу Вас обратить внимание на раздел 3 Венской Конвенции: Толкование Договоров.
Правила толкования существуют в каждой правовой системе и служат хорошим дополнительным средством, в тех случаях, когда практикующий юрист применяет существующие нормы права для конкретного дела.

Известно, что международные договоры содержат обобщенные нормы, которые приходится использовать на протяжении длительного периода времени, прошедшего с момета их разработки. Как сделать так, чтобы ои оставались актуальными, несмотря на различные изменения в реальной жизни, начиная с технических и закачивая социальными.


Европейсий суд, например, не раз подчеркивал, что Конвенция о правах человека является «живым» инструментом и должна отражать изменения в рельной жизни.
Вы также столкнетесь с необходимостью применять сухие нормы Пакта к обстоятельствам из реальной жизни.
Какие правила толкования приемлимы для международных договоров?
«Договор должен толковаться добросовестно в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора.»(Статья 31 часть 1 Венской Конвенции).

Грамматическое

Систематическое

Телеологическое

Историческое, как спомогательное в случае неясности(Статья 32).
Для толкования договора следует знать, что толкование возможно только в отношении договоров, текст которого представлен на аутентичном языке международного договора(статья 33). Указание на то, какой текст яляется аутентичным, имеется, как правило, в конце договора.
Белорусские юристы в этом отношении счастливчики, т.к. большинство договоров в области прав человека заключены также и на русском языке.
И еще несколько слов о характере императивных норм общего международного права (Jus Cogens)- cтатьи 53 и 64 Венской Конвенции. Прочесть тексты статей.

Этот термин применяется очень часто в современном международном праве и означает так называемое высшее право, в разрез с которым не может действовать ни один международный или национальный акт.

Рабство, геноцид, торговля людьми- действия, которые являются общпризнанными актами против jus cogens норм.

Процесс формирования новых норм такого уровня весьма длительный и противоречивый. Еще декаду назад пытки оценивались как противречащие jus cogens. Все международные и внутренние акты, позволяющие использовать методы, причиняющие физические и моральные страдания, какими бы мотивами это не было бы обусловлено, должны быть признаны недействительными.

Вспомним, однако, последние соглашения и действия государств в области борьбы с терроризмом!

Ряд авторов в современной литературе утверждают, что основные политические и гражданские права, обеспечивающие работу демократических институтов в стране, в настоящее вемя достигли в своем развитии разряда «высшего» права.


Важным также является знание того, что нарушения Jus Cogens являются основанием для появления у государств «erga omnis» обязательств, т.е. каждое государство вправе прибегнуть к средствам международного воздействия с тем, чтобы прекратить имеющееся нарушение. Среди таких средств применение экономических и политических санкций, в некоторых случаях международное право предусматривает также применение силы, включая военную силу(смотри статьи 39-41, 42 Устава ООН ).



  1. Обзор о специфике обязательств государств по договорам, регулирующим права человека

Беларусь ратифицировала или присоединилась ко многим Конвенциям в области прав человека. У Вас есть этот список(направлен вместе с текстом лекции).


Как осуществляется исполнение обязательств в этой области международных договоров?

После того, как государство выразило в международном плане свое согласие на обязательность для него договора, на национальном уровне государство выполняет ряд действий, направленных на обеспечение исполнения выполнение конвенций путем принятия соответствующих решений, в том числе поручение о приведении национального законодательства в соответствие с международным договором. Смотри статью 28 Закона РБ О международных договорах.


Особенность большинства конвенций в области прав человека заключается, прежде всего в том, что в самих конвенциях заложен механизм контроля за исполнением принятых обязательств.

Так, ряд международных конвенций в области прав человека предусматривают обязанность государств регулярно представлять доклады о мерах, предпринятых для выполнения положений конвенции. Эти доклады передаются на рассмотрение специальных комитетов, состоящих из независимых экспертов.


В 1965 году был создан Комитет по ликвидации расовой дискриминации. С тех пор для контроля за соблюдением различных конвенций было создано еще пять комитетов:

Комитет по правам человека;

Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин;

Комитет по экономическим, социальным и культурным правам;

Комитет по правам ребенка;

Комитет против пыток.


К сожалению, ресурсы комитетов недостаточно велики. Поэтому для их работы вaжны данные, предоставляемые неправительственными организациями. Международный контроль за соблюдением прав человека строится, в первую очередь, на докладах государств, гдe oни сообщают о мерах, пpeдпpинятыx для иcпpaвлeния несоответствий нормам прав человека и для предупреждения нарушений этих норм. Проблема в том, что многие государства представляют неполные доклады либо с большим опозданием. Неоторые государства вообще не представляют доклады.
В этой связи вновь мы должны вспомнить о роли индивидуумов как движущей силы в понуждении к исполнению государствами обязательств, вытекающих и конвенций об основных правах и свободах.
Следующей особенностью конвенций об основных правах и свободах является наличие в некоторых из них института квази-судебного контроля.
Это касается следующих конвенций:

Пакт о гражданских и политических правах

Конвенция против пыток

Конвенция о ликвидации всех форм расовой



дискриминации

Конвенция о ликвидации всех форм



дискриминации в отношении женщин
Задание для самостоятельной работы: найдите в названных конвенциях конкретные нормы, регламентрирующие деятельность этих органов.

Найдите отличия.
И наконец, третье, очень важное замечание:
Система международного котроля, как и система международной юстиции, основаны на так называемом принципе субсидарности, т.е. международная защита является вспомогательным, не основным средством в осуществлении и защите основных прав и свобод.

Главная работа по реализации положений конвенций должна осуществляться на нацинальном уровне.

Только в случае исчерпания имеющихся внутригосударстенных средств правовой защиты мжет быть использована форма индивидуалього обращения к международным организациям.

Задание для самостоятельной работы:

Найдите отражение этого принципа в международных конвенциях, содержащих институт индивидуальных обращений.



3. О практическом применении норм из международных конвенций в национальной практике
Это часть предполагает изложение алгоритма действий индивидуума, либо скорее его профессионального представителя, при работе над конкретным делом с применением возможностей международного права.
Итак, выявив правовую проблему и область права, которая регулирует тот или иной спор, Вы проверяете наличие международных конвенций в этой области.
Следующий шаг- проверка наличия обязательств Республики Белаусь в отношении исследуемой конвенции. При этом Вы уточняете, выразило ли намерение государство принять это обязательства, совершены ли необходимые юридические действия как в международном плане, так и с точки зрения инкорпорации в национальное законодательство.
Если государство объявило о своих обязательствах на международном уровне, однако не осуществило действий по конкретному исполнению их на национальном уровне(например не приняло соответсвующее национальное законодательство), это не освобождает государство от ответственности перед междунардным сообществом и перед своими гражданами(в случае если это конвенция из области прав человека). В этом случае существуют правовые основания для утвеждения о неисполнении государством международных обязательств.
Если государство выполнило все формальности как на внешнем, так и на внутреннем уровне, например, путем издания соответствующего закона, Вам предстоит изучить нацинальный закон, нормативный акт или действия представителей государства на предмет их соответствия букве и духу международных документов, из которых вытекали обязательства государства.
В этом случае Вы приступаете к толкованию норм национального права и международного договора с учетом правил интерпретации международных договоров.
Существенную помощь окажет изучение практики органов международной юстиции по конкретной категории дела.

Правила изложения правовой позиции, основанной на международных документах, будут предметом наших отдельных занятий.


В случае обнаружения Вами несоответствия национальной практики международным стандартам, Вы используете агументы и факты, полученные в ходе Вашего исследования для изложения их судам, входящим в национальную судебную систему.
Только после прохождение всей цепочки судебных органов, представляющих систему «эффективной судебной защиты», Вы готовите обращение в международные инстанции, с обоснованием неисполнения государством международных обязательств, обусловленных тем либо иным договором.

Заключение:
В ходе этй лекции мне пришлось пренебречь рядом важных теоретических проблем, которые так или иначе могут возникнуть при работе с международными договорами и анализе международных обязательств государства.

Подготовленный материал служит, скорее, планом к Вашей самостоятельной работе.





1 Г.А.Василевич, Конституционное право Республики Беларусь, Минск, 2003, стр.260


с. 1