• скачать файл

Методические рекомендации по разработке, написанию и оформлению курсовых

с. 1


 

Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н Ы Й У Н И В Е Р С И Т Е Т

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ

ПЕРМСКИЙ ФИЛИАЛ



Методические рекомендации по разработке, написанию и оформлению курсовых работ
Составитель:

Букина Т. В.

Пермь 2005

ББК 72


Печатается по решению учебно-методического совета Пермского филиала Государственного университета – Высшей школы экономики.

Составитель: Букина Т. В.

Методические рекомендации по разработке, написанию и оформлению курсовых работ / Сост. Букина Т. В. – Пермь, 2005. – 29 с.

Методические рекомендации по разработке, написанию и оформлению курсовых работ представляют вторую редакцию и составлены в соответствии с требованиями методических рекомендаций ГУ-ВШЭ.

Методические рекомендации по разработке, написанию и оформлению курсовых работ отвечают редакционным требованиям выполнения научно-исследовательских работ и государственным стандартам. При составлении данных рекомендаций были использованы требования ГОСТ 7.1-84 – «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления»; Гост 7.12-77 – «Сокращение русских слов и словосочетаний в библиографическом описании»; ГОСТ 7.11-78 – «Сокращение слов и словосочетаний на иностранных языках в библиографическом описании»; ГОСТ 7.1-2003 – «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

В работе даны общие рекомендации по разработке и написанию курсовой работы, представлены образцы оформления титульного листа, таблиц, графических изображений, списка литературы.

Методические рекомендации предназначены для студентов экономических специальностей, выполняющих курсовые работы.

 Букина Т. В. 2005



Оглавление

1. Общие положения 3

2. Подбор, изучение, анализ литературы и отбор фактического материала 4

3. Стиль изложения научных материалов 5

4. Оформление курсовой работы 7

4.1. Общие положения 7

4.2. Оформление таблиц 8

4.3. Общие правила представления формул 9

4.4. Представление отдельных видов иллюстративного материала 10

4.5. Оформление литературных источников 12

4.6. Оформление приложений 15

Приложение 1 15

Приложение 2 21

Приложение 3 21

1. Общие положения1


Курсовая работа предусмотрена учебным планом и является завершающим этапом изучения профилирующих дисциплин.

Цель выполнения курсовой работы - научить студента самостоятельно проводить научные исследования, обобщать и углублять полученные знания, применять их для решения практических задач, выдвигать и защищать собственные суждения.

К курсовой работе предъявляются следующие требования:


  1. Курсовая работа должна быть написана самостоятельно.

  2. Изложение темы следует подкреплять фактическими данными, сопоставлениями, расчетами, графиками, таблицами.

  3. Работа должна содержать практическую часть (решение практический задачи; анализ ситуации; сбор, обработка и анализ статистических данных; составление кейса по данной теме, разработка проекта и др.).

Процесс выполнения курсовых работ состоит из следующих этапов:

  1. Выбор темы.

  2. Подбор, изучение и анализ литературы по избранной теме.

  3. Составление плана курсовой работы.

  4. Сбор и обработка фактического и нормативного материала.

  5. Написание текста курсовой работы и разработка приложений.

  6. Оформление курсовой работы.

Студентам предоставляется право выбора любой предложенной кафедрой или самостоятельно определенной темы, которая должна быть утверждена кафедрой. Одновременно кафедра назначает научного руководителя курсовой работы и устанавливает сроки ее исполнения.

Объем курсовой работы составляет 15-20 страниц машинописного текста и включает в себя введение, несколько глав, заключение.

Структурно курсовая работа состоит из двух частей: теоретической и практической.

В теоретический части курсовой работы необходимо провести анализ литературы по рассматриваемому вопросу. Написание теоретической части должно включать анализ нескольких точек зрения на данную проблему с акцентом на их положительных и отрицательных сторонах, а также собственную позицию студента. Материал, используемый в курсовой работе из других литературных источников, должен быть переработан, увязан с темой курсовой работы и изложен своими словами.

Практическая часть курсовой работы предусматривает применение и закрепление на практике полученных теоретических знаний. Источниками для написания практической части являются данные статистической отчетности, годовые отчеты предприятий, нормативные и методические материалы, информация о конъюнктуре рынка, сведения о потребителях продукции, СМИ.

В курсовой работе может присутствовать также и проектная часть, в которой на основании предыдущих теоретической и практической частей самостоятельно разрабатываются предложения и направления по исследуемой проблеме; обосновывается целесообразность их реализации.


2. Подбор, изучение, анализ литературы и отбор фактического материала


Подбор литературы целесообразно начинать с изучения тех книг и периодических изданий, которые рекомендованы кафедрой списку по изучаемым дисциплинам и которые близки к выбранной теме курсовой работы.

Знакомиться с литературой целесообразно в следующей по­следовательности: руководящие документы (вначале законы, за­тем законодательные акты), научные издания (первоначально книги, затем периодические издания), статистические данные. При этом вначале целесообразно изучить самые свежие публикации, затем – более ранние.

При подборе нормативно-правовых актов целесообразно ис­пользовать возможности тематического поиска документов в спра­вочной правовой системе «Гарант», а также в других справочных системах («Консультант», «Кодекс» и др.). Эти справочно-информационные системы значительно облегчают тематический поиск необходимых нормативных документов.

Статистический и аналитический материал, связанный с протекающими в экономике процессами, можно получить через Интернет. При этом очень важным является умение работать в поисковых системах2.

Для подбора изданий по интересующей теме могут быть использованы списки литературы, содержащиеся в уже прове­денных исследованиях (диссертации на соискание ученых степеней, отчеты по НИР и т.д.).

Одним из основных аспектов работы с литературой является определение главного в данном источнике, не читая его целиком. В издании изучается: заглавие; фамилия автора; наименование издательства (или учреждения, выпустившего книгу); время издания; аннотация; оглавление; введение или предис­ловие; справочно-библиографический аппарат (список литера­туры, указатели и т.д.), иллюстративный материал.

При изучении заглавия следует сопоставить его с темой курсовой работы. Если заглавие совпадает с темой или уже ее, то для Вас будет представлять интерес весь материал публикации. Если заглавие шире темы, то Вам будет интересна только часть издания.

Известность автора важна для исследователя. Если автор ши­роко известен, то книга будет содержать устоявшиеся положе­ния. Если автор малоизвестен, то к материалу следует подходить с критических позиций и обращать внимание на доказательство приводимых положений. Работы малоизвестных авторов не ме­нее важны, чем публикации известных ученых, поскольку ма­лоизвестные авторы - это начинающие исследователи. Именно они выдвигают и доказывают новые положения.

Наименование издательства может содержать информацию о качестве опубликованного материала. Современные книжные издательства специализируются на определенной тематике и предъявляют разные требования к качеству работ. Среди издательств, специализирующихся на экономической литературе, широко известны такие как «Финансы и статисти­ка», «Инфра - М», «Дело и Сервис», ЮНИТИ, штат которых укомплектован высококвалифицированными сотрудниками, обеспечивающими качественную подготовку к изданию наибо­лее интересных и актуальных работ.

Если книга выпущена учреждением, то она, как правило, отра­жает взгляды какой-то школы экономистов. Анализ такой книги исследователем должен быть направлен на поиск новых положе­ний, которые следует оценивать критически.

Время издания отражает особенности того исторического пе­риода, в которых писалась книга. Материалы, опубликованные до начала 90-х годов, характеризуются идеологизированностью и рассмотрением процессов с марксистско-ленинских позиций. Пе­риод с начала 1990-1998 гг. характеризовался эйфори­ей реформ, и книги этого периода, как правило, не содержат критического анализа рыночных преобразований. С 1998 г. авторы переосмыслили роль рынка в жизни общества. В свя­зи с этим книги последних лет отражают более реалистичный взгляд на протекающие экономические процессы, раскрыва­ют как «плюсы», так и «минусы» рынка.

Аннотация помещается в начале книги и содержит, как прави­ло, цель подготовки издания и характеристику потенциального круга читателей. На основе этих данных Вы имеете возможность оценить, насколько близка книга к Вашим исследованиям.

Оглавление раскрывает структуру издания, позволяет по­лучить информацию о поставленных проблемах. На основе изу­чения оглавления можно определить, какая часть издания будет особенно полезна при выполнении курсовой работы.

Во введении или предисловии наиболее часто раскрываются причины анализа исследуемых проблем, более подробно раскры­вается цель книги.

Справочно-библиографический аппарат позволяет судить об обоснованности выдвигаемых автором положений в трудах дру­гих авторов. Следует просмотреть список литературы, приводимый в конце издания, а также библиографические ссылки в тексте. Изу­чение списка литературы позволит получить информацию о про­веденных исследованиях по выбранной тематике.

Иллюстративный материал позволяет более эффективно уяснить основные положения по ис­следуемым проблемам. Наличие рисунков, графиков, схем свиде­тельствует о высоком качестве проработки автором изучаемых проблем.

При подборе литературы ни в коем случае не следует под­даваться соблазну «набрать побольше». Чем больше Вы собе­рете научных источников, тем большую долю среди них будут составлять не очень нужные для работы публикации.

При подборе литературы необходимо сразу составлять библио­графическое описание отобранных изданий в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению списка литературы. Данный список литературы по теме курсовой работы согласовывается с науч­ным руководителем.


3. Стиль изложения научных материалов


Курсовая работа должна быть выдержана в стиле письменной научной речи, который обладает некоторыми характерными особенностями.

Прежде всего, стилю письменной научной речи характерно использование конструкций, исключа­ющих употребление местоимения первого лица единственного и множественного числа, местоимений второго лица единственного числа. В данном случае предполагается использовать неопределенно-личные предложения (например: «Вначале производят отбор факторов для анализа, а затем устанавливают их влияние на показатель»); формы изложения от третьего лица (например: «Автор полага­ет...»); предложения со страдательным залогом (например: «Раз­работан комплексный подход к исследованию...»).

В научном тексте нельзя использовать разговорно-просторечную лексику. Нужно использовать терминологическое название. Если есть сомнения в стилистической окраске слова, лучше обратиться к словарю.

Важнейшим средством выражения смысловой законченности, целостности и связности научного текста является использование специальных слов и словосочетаний. Эти слова позволяют отразить:

последовательность изложения мыслей (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак);

переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к, обратимся к, рассмотрим, остановимся на, рассмотрев, перейдем к, необходимо остановиться на, необходимо рассмотреть);

противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее),

причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, отсюда следует, что);

отношение (конечно, разумеется, действительно, видимо, надо полагать, возможно, вероятно, по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным);

итог, вывод (итак; таким образом; значит; в заключение отметим; все сказанное позволяет сделать вывод; подведя итог, следует сказать; резюмируя сказанное, отметим).

Для выражения логической последовательности используют сложные союзы: благодаря тому что, между тем как, так как, вместо того чтобы, ввиду того что, оттого что, вследствие того что, после того как, в то время как и др. Особенно употребительны производные предлоги в течение, в соответствии с, в результате, в отличие от, наряду с, в связи с, вследствие и т.п.

В качестве средств связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные, перечисленные выше).

В научной речи очень распространены указательные местоимения "этот", "тот", "такой". Местоимения "что-то", "кое-что", "что-нибудь" в тексте научной работы обычно не используются.

Для выражения логических связей между частями научного текста используются следующие устойчивые сочетания (приведем результаты; как показал анализ; на основании полученных данных).

Для образования превосходной степени прилагательных чаще всего используются слова наиболее, наименее. Не употребляется сравнительная степень прилагательного с приставкой по- (например, повыше, побыстрее).

Особенностью научного языка является констатация признаков, присущих определяемому слову. Так, прилагательное следующие, синонимичное местоимению такие, подчеркивает последовательность перечисления особенностей и признаков (например, Рассмотрим следующие факторы, влияющие на формирование рынка труда).

Текст курсовой работы состоит из введения, основной части курсовой работы, заключения и списка литературы.

Разработка каждой составной части работы имеет свои осо­бенности. Введение в курсовой работе должно быть по объе­му 1-2 страницы. Во введении необходимо обосновывать актуальность выбранной темы, главную цель исследования, содержание поставленных для достижения главной цели задач. В курсовой работе могут быть описаны объект и предмет, избранные методы исследования.

Освещение актуальности работы должно быть немногословным. Начинать описание издалека нет необходимости. Достаточно в пределах 0,5-1 страниц машинописного текста показать суть проблемы, определяющую актуальность темы.

От формулировки актуальности выбранной темы логично перейти к постановке главной цели исследования. Цель - конечный итог работы.

Исходя из развития цели работы определяются задачи. Это обычно делается в форме перечисления (проанализировать..., раз­работать..., обобщить..., выявить..., доказать..., внедрить..., по­казать..., выработать..., изыскать..., найти..., изучить..., опреде­лить..., описать..., установить..., выяснить..., вывести формулу..., дать рекомендации..., установить взаимосвязь..., сделать про­гноз... и т.п.).

Формулировки задач необходимо делать тщатель­нее, поскольку описание их решения должно составить содержа­ние глав курсовой работы. Это важно так­же и потому, что заголовки глав довольно часто рож­даются из формулировок задач работы.

Объект изучения - это явление, на который направлена иссле­довательская деятельность субъекта.

Предмет изучения - это пла­нируемые к исследованию конкретные свойства объекта. Предмет изучения раскрывается только в том случае, когда необходимо, исходя из характера выбранного объекта, детализировать, что же конкретно будет исследоваться.

При работе над введением Вам нужно быть готовым к тому, что текст этой составной части будет переработан два-три раза и от первоначальных формулировок может мало что остаться. Это связано с тем, что процесс на­писания носит творческий характер, и на первоначальном этапе трудно представить будущую работу.

В главах основной части курсовой работы рассматривается теоретический аспект рассматриваемой проблемы, излагается материал практического исследования.

Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Любая научная рабо­та - это не сумма ее составных частей. Можно написать вели­колепные три отдельные главы, однако еще не факт, что эти три главы составят удовлетвори­тельную курсовую работу: важна логическая связь работы от ее первого предложения до последнего.

Логически построенная работа не содержит материала, кото­рый может быть изъят из нее без нарушения стройности. Отдельные мысли автор высказывает в предложениях. Предложения, имеющие единую тему, объединяют в абзацы. Абзацы одного параграфа или вопроса должны быть последовательно связаны друг с другом.

При работе над абзацем следует особое внимание обращать на его начало. В первом предложении лучше всего называть тему абзаца, делая такое предложение как бы заголовком к ос­тальной части абзаца. При этом формулировка первого пред­ложения должна даваться так, чтобы не терялась смысловая связь с предшествующим текстом. Число самостоятельных пред­ложений в абзаце различно и колеблется в весьма широких пре­делах, определяемых сложностью передаваемой мысли.

В конце каждого параграфа следует формулиро­вать выводы (1-2 абзаца) по существу изложенного материала. Выводы должен логически завершать проведенные рассуж­дения, быть краткими, конкретными и вытекать из изложенного материала.

При этом следует соблюдать следующие пра­вила.

1. Выводы должны быть нетривиальными (вывод: «Товар - это продукт труда, предназначенный для продажи или обмена» и так очевиден).

2. В качестве вы­водов следует формулировать полученные в данном параграфе конечные результаты, а не промежуточные.

3. При формулировании выводов нецелесообразно приводить положения, которые не важны для изложения последующего материала и не вытекают из цели работы.

4. Вывод нельзя подменять декларацией о результатах проделанной работы («рассмотрено», «проанализировано», «изучено» и т.д.).

Курсовая работа заканчивается Заключением, которое носит форму обобщения теоретических и практических результатов, изложенных в основной части. Заключение представляет собой последовательное, логически строй­ное изложение полученных выводов и их соотношение с целью работы и конкретными задачами, поставленными и сформули­рованными во введении. Заключение курсовой работы должно быть по объему 1-2 страницы.

После заключения помещают список литературы, которая была использована при написании работы. На каждый источник списка литературы обязательно должна быть ссылка в тексте.

Приложения помещают после списка литературы. Их цель - избежать излишней нагрузки текста различными аналитическими, расчетными, статистическими материалами, которые не несут основной смысловой нагрузки.

4. Оформление курсовой работы

4.1. Общие положения


Работа начинается с титульного листа (Приложение 2), затем следует оглавление (Приложение 3), Введение, основная часть работы, Заключение, Список литературы, Приложения. Каждая часть дипломной работы начинается с новой страницы.

Курсовая работа печатается на стандартном листе бумаги формата А4. Поля оставляются по всем четырем сторонам печатного листа: левое поле - 35 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее и нижнее - не менее 20 мм, примерное количество знаков на странице - 2000. Шрифт Times New Roman размером 14, межстрочный интервал 1,5. Каждая новая глава начинается с новой страницы; это же правило относится к другим основным структурным частям работы (введению, заключению, списку литературы, приложениям и т.д.).

Страницы курсовой работы с рисунками и приложениями должны иметь сквозную нумерацию. Первой страницей является титульный лист, на котором номер страницы не проставляется.

Страницы проставляются в правом нижнем углу.

Каждая глава в тексте должна иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в оглавлении. Новую главу можно начинать на той же странице, на которой закончилась предыдущая, если на этой странице, кроме заголовка, поместится не менее 4-5 строк текста новой главы.

В работе можно использовать только общепринятые сокращения и условные обозначения. Наиболее часто употребляемыми сокращениями являются следующие: др. (другие), пр. (прочие), т. д. (так далее), т. п. (тому подобное), т.е. (то есть), см. (смотри), ср. (сравни), г. (год или город), гг. (годы, города), в. (век), вв. (века), рис. (рисунок), кг (килограмм), руб. (рублей), км (километр), тыс. (тысяча), млн (миллион), млрд (миллиард). Слова и другие, и тому подобное, и прочие внутри предложения не сокращают. Не допускаются сокращения слов так называемый, так как, например, около, формула.

Общепринятые буквенные аббревиатуры (IS-LM, США, НАТО и т. д.), достаточно распространенные в экономической науке, не требуют расшифровки в тексте. Если специальные аббревиатуры малоизвестны, специфичны, то при первом упоминании в тексте пишется полное название, после него в скобках приводится аббревиатура и далее используется только аббревиатурная форма. Например: Пермский филиал Государственного университета - Высшей школы экономики (ПФ ГУ-ВШЭ).

Следует учитывать ряд особенностей при написании числительных. Одноразрядные количественные числительные, если при них нет единиц измерения, пишутся словами (пять фирм, а не 5 фирм).

Многоразрядные количественные числительные пишутся цифрами, за исключением числительных, которыми начинается предложение. Такие числительные пишутся словами.

Числа с сокращенным обозначением единиц измерения пишутся цифрами (95 кг, 5 л и т. д.). После сокращения л, кг и им подобных точка не ставится.

При перечислении однородных чисел сокращенное обозначение единицы измерения ставится только после последней цифры (3, 15, 45 и 67%).

Количественные числительные при записи арабскими цифрами не имеют падежных окончаний, если они сопровождаются существительными (на 20 страницах).

Порядковые числительные при записи арабскими цифрами имеют падежные окончания (30-х и др.) При перечислении нескольких порядковых числительных падежное окончание ставится только один раз (в 30 и 50-х гг.). При записи римскими цифрами порядковые числительные для обозначения номеров столетий, кварталов падежные окончания не приводятся (XX в.).

Важным моментом при написании курсовой работы является оформление ссылок на используемые источники. При их оформлении следует придерживаться следующих правил.

При цитировании текста цитата приводится в кавычках, а после нее в квадратных скобках указывается ссылка на литературный источник по списку использованной литературы и номер страницы, на которой в этом источнике помещен цитируемый текст.

Например: [15, с. 237-239].

Если делается ссылка на источник, но цитата из него не приводится, то достаточно в круглых скобках указать фамилию автора и год в соответствии со списком использованной литературы без приведения номеров страниц.

Например: (Гребнев, 1999) или (Fogel, 1992а, 1993a).



4.2. Оформление таблиц


Цифровой и фактический материал, когда его много или когда имеется необходимость в сопоставлении и выводе определенных закономерностей, оформляют в виде таблиц, где материал группируется в колонки.

Таблицы обычно помещаются по ходу изложения после ссылки на них, однако не рекомендуется переносить таблицы с одной страницы на другую; тем более недопустимо разрывать заголовок с таблицей, помещая их на разных страницах. Таблица должна иметь порядковый номер, заголовок, отражающий ее содержание, а также ссылку, указывающую на источник, если таблица была заимствована.

В таблицах и в тексте следует избегать полного цифрового написания больших чисел и записывать единицы измерения в зависимости от необходимой точности (например, 100,6 тыс. га, а не 100,57 тыс. га).

По содержанию таблицы бывают аналитические и неаналитические. Аналитические таблицы являются результатом обработки и анализа числовых показателей. Как правило, после таких таблиц делается обобщение в качестве нового (выводного) знания, которое вводится в текст словами: анализ таблицы позволяет сделать вывод, что...; из таблицы видно, что...; анализ таблицы позволяет заключить, что... и т. п. Часто такие таблицы дают возможность выявить и сформулировать определенные закономерности.

В неаналитических таблицах помещаются, как правило, статистические данные, необходимые лишь для информации или констатации.

При построении таблиц необходимо руководствоваться общими правилами.



  1.  Таблица выполняется через одинарный межстрочный интервал в текстовых редакторах, без отступа, шрифтом «Times New Roman Cyr», кегль 12.

  2.  Слово «Таблица» помещается вверху над таблицей справа; ниже по центру размещается название таблицы.

  3.  В каждой таблице следует указывать единицы измерения показателей и период времени, к которому относятся данные. Если единица измерения в таблице является общей для всех числовых табличных данных, то ее приводят в заголовке таблицы после названия.

  4.  Название таблицы выполняется через одинарный межстрочный интервал в текстовых редакторах, без красной строки, интервал перед названием таблицы – 3 пт, после – 6 пт, выравнивание по центру, полужирным шрифтом «Times New Roman Cyr», кегль 14.

  5.  Заголовки граф содержат названия показателей в именительном падеже, единственном числе (без сокращения слов), их единицы измерения. Последние могут указываться как в заголовке соответствующей графы, так и в заголовке таблицы или над таблицей, если все ее показатели выражены в одних и тех же единицах измерения.

  6.  Заголовки граф в таблице выполняются через одинарный межстрочный интервал в текстовых редакторах, без красной строки, выравнивание по центру, полужирным шрифтом «Times New Roman Cyr», кегль 12.

  7.  Итоговая строка завершает таблицу и располагается в конце таблицы, но иногда бывает первой.

  8.  Числовые данные записываются с одинаковой степенью точности в пределах каждой графы на уровне последней строки показателя; при этом обязательно разряды располагать под разрядами; целая часть отделяется от дробной запятой, а не точкой. В таблице не должно быть ни одной пустой клетки: если данные равны 0 – «0», если данные существуют, но не внесены в сборник – «...», если данные не существуют – «–». Если значение не равно нулю, но первая значащая цифра появится после принятой степени точности, то делается запись 0,0 (при степени точности 0,1).

  9.  Если таблица заимствована из литературных источников, то обязательна ссылка на источник данных. Ссылка помещается сразу после таблицы; в тексте данные ссылки имеют нумерацию, общую со ссылками на рисунки.

  10.  Сноски внутри таблицы обозначаются только «*».

  11.  Нумерация таблиц является сквозной; в номере таблицы содержится номер главы. Например, если таблица расположена в главе 2 и имеет порядковый номер 5, то нумерация таблицы будет следующей: «Таблица 2.5».

Пример оформления таблицы:

Таблица 1.1



Рост национального богатства США за счет образования1

Показатели

1909-1929 гг.

1929-1956 гг.

1960-1980 гг.*

Темпы роста национального дохода, %

2,8

2,9

3,3

Рост национального дохода за счет фактора образования (абсолютный рост)

0,4

0,7

0,6

Процентное выражение к росту национального дохода

12,0

23,0

19,0

* расчетная оценка

1 Сост. по источнику: Denison E. Economics Aspects of Higher Education. Paris. – 1964. – P. 35.

4.3. Общие правила представления формул


Формулы располагают отдельными строками в центре листа или внутри текстовых строк. В тексте рекомендуется помещать формулы короткие, простые, не имеющие самостоятельного значения и не пронумерованные.

Наиболее важные, а также длинные или громоздкие формулы, содержащие знаки суммирования, произведения, дифференцирования, интегрирования, располагают на отдельных строках.

Для экономии места несколько коротких однотипных формул, выделенных из текста, можно помещать в одной строке. Небольшие и несложные формулы, не имеющие самостоятельного значения, размещают внутри строк текста.

Порядковые номера формул включают номер главы. Они обозначаются арабскими цифрами в круглых скобках у правого края страницы.

Нумеровать следует наиболее важные формулы, на которые имеются ссылки в последующем тексте. Небольшие формулы, составляющие единую группу, объединяются одним номером. Если представлена система формул, она объединяется фигурной скобкой слева. Например:

. (1.16)

Промежуточные формулы, не имеющие самостоятельного значения и приводимые лишь для вывода основных формул, обычно не нумеруются (исключением являются случаи, когда в дальнейшем тексте на данные формулы есть ссылки).

В работах, где количество формул является ограниченным, применяется их сквозная нумерация через всю работу, например: глава 1 формула 4 – (1.4).

В работах, где используется большое количество формул, их нумерация является сквозной в пределах одной главы, например: глава 2, формула 4 – (2.4).

При ссылках на какую-либо формулу в тексте ее номер ставят точно в той же графической форме, что и после формулы, т. е. арабскими цифрами в круглых скобках. Например: «в формуле (3.7)...»; «из уравнения (5.1) вытекает...».

Сноски к формулам, буквенным символам и цифрам должны быть обозначены «*».

Формула включается в предложение как равноправный элемент, поэтому в конце формул и в тексте перед ними знаки препинания ставят в соответствии с правилами пунктуации.

Двоеточие перед формулой ставят лишь в тех случаях, когда оно необходимо по правилам пунктуации:

а) в тексте перед формулой содержится обобщающее слово;

б) этого требует построение текста, предшествующего формуле.

Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, отделяют запятой или точкой с запятой. Эти знаки препинания помещают непосредственно за формулой.

Пример оформления формулы:



,

(1.1)

где: PVB дисконтированная оценка суммарных доходов;

– доход «образованного» человека в i-том году;

– доход «необразованного» человека в i-том году.

4.4. Представление отдельных видов иллюстративного материала


В курсовой работе используется иллюстративный материал в виде графических изображений.

Графические изображения представляют собой условные изображения числовых величин и их соотношений посредством линий, геометрических фигур, рисунков, схем. Графический способ облегчает рассмотрение данных, делает их наглядными и выразительными. На графическом изображении сразу видны пределы изменения показателя, сравнительная скорость изменения разных показателей, частота их изменения.

Кроме геометрического образа, графическое изображение содержит ряд вспомогательных элементов: общий заголовок изображения, словесные пояснения условных знаков, оси координат и числовые данные, дополняющие или уточняющие величину показателя.

Рассмотрим некоторые виды графических изображений.

График – это изображение, передающее (обычно с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба) основную идею явления или процесса и показывающее взаимосвязь главных элементов.

Оси абсцисс и ординат графика вычерчиваются сплошными линиями. В некоторых случаях графики снабжаются координатной сеткой, соответствующей масштабу шкал по осям абсцисс и ординат. Числовые значения масштаба шкал осей координат пишут за пределами графика (левее оси ординат и ниже оси абсцисс). Следует избегать дробных значений масштабных делений по осям координат.

На осях координат должны быть указаны условные обозначения отложенной величины и ее размерность в принятых сокращениях. На графике следует использовать только принятые в тексте условные буквенные обозначения. Надписи, относящиеся к кривым и точкам, помещают на график только в тех случаях, когда их немного и они являются краткими. Многословные надписи заменяют цифрами, а расшифровку приводят в легенде графика. Так же поступают со сложными буквенными обозначениями и размерностями, которые не укладываются на линии численных значений по осям координат.

Если кривая, изображенная на графике, занимает небольшое пространство, то числовые деления на осях координат следует начинать не с нуля, а ограничивать теми значениями, в пределах которых рассматривается данная функциональная зависимость.

Пример оформления графика:


Возраст, лет

Рис. 1.1. Денежные заработки (средние) работников-мужчин, работающих в течение всего года в режиме полного рабочего времени, 1990 г.4

4 Сост. по источнику: U.S. Bureau of i tie Census, Money Income of Households, Families, and Persons in the United States, 1990, Current Population Reports, Series P-60, no. 174 (August 1991), Table 30.

Диаграмма - один из способов графического изображения зависимости между величинами. Диаграммы составляются для наглядного изображения и анализа массовых данных. Диаграммы бывают разных видов: линейные, радиальные, точечные, плоскостные, объемные, фигурные. Вид диаграммы зависит от вида представляемых данных и задачи ее построения.

Среди диаграмм по частоте использования выделяются столбиковые диаграммы, представляющие показатели в виде столбика, высота которого соответствует значению показателя. Часто на столбиковой диаграмме при сравнении показателей по группам, совокупностям показываются относительные величины, одно из значений которых принимается за 100%.

П
ример оформления диаграммы:

Рис. 1.2. Расходы на образование в бюджете Российской Федерации13

13 Сост. по источнику: Закон о федеральном бюджете на 2000 г.

Широкое использование в работах имеют секторные диаграммы. Они применяются для иллюстрации структуры изучаемой совокупности. Вся совокупность принимается за 100%, ей соответствует общая площадь круга.

Пример оформления секторной диаграммы:

Рис. 1.3. Отраслевая структура ВРП Пермской области в 2001 г., %

При построении графических изображений следует руководствоваться следующими правилами.


  1. Все иллюстрации в курсовой работе должны быть пронумерованы и снабжены названиями.

  2. Слово «Рис.» пишется сокращенно и помещается непосредственно перед названием иллюстрации.

  3. Название помещается по центру под рисунком.

  4. Ссылки на иллюстрации не следует оформлять как самостоятельные фразы, в которых лишь повторяется их название. Если речь идет о вопросе, связанном с иллюстрацией, в тексте помещают ссылку либо в виде заключенного в круглые скобки выражения, например (рис. 3), либо в виде специального оборота, например: как показано на рис. 3.

  5. Нумерация рисунков является сквозной для всего текста курсовой работы. В номере рисунка содержится номер главы и порядковый номер рисунка. Например, если рисунок расположен в главе 2 и имеет порядковый номер 5, то нумерация рисунка будет следующей: «Рис. 2.5».

  6. Если рисунок заимствован из какого-либо источника, то необходима ссылка на этот источник. Данная ссылка помещается сразу после названия рисунка и имеет общую со ссылками на таблицы нумерацию.

Объемные иллюстративные материалы могут быть вынесены в приложения.

4.5. Оформление литературных источников


Использованная в работе литература является органической частью любой научно-исследовательской работы. Она:

  • позволяет документально подтвердить достоверность и точность приводимых заимствований (таблиц, иллюстраций, фактов, текстов документов);

  • характеризует степень изученности конкретной проблемы автором;

  • представляет самостоятельную ценность как справочный аппарат для других исследователей; является простейшим библиографическим пособием.

Каждая библиографическая запись в списке получает порядковый номер и начинается с красной строки.

В список литературы не включаются те источники, на которые нет ссылок в основном тексте и которые фактически не были использованы в процессе работы.

В списке указывают фамилию автора, его инициалы, название работы, место издания (для Москвы – сокращенно М., для Санкт-Петербурга – СПб.; для всех остальных городов – полное наименование), год. При наличии нескольких авторов указываются фамилии и инициалы всех.

Для журнальной статьи (или статьи в сборнике) указывают фамилию автора, его инициалы, название статьи, название журнала (или сборника), год издания, номер журнала или номер выпуска сборника (если есть), страницы, на которых расположена статья.

Группировка литературных источников осуществляется по систематическому принципу: вся литература первоначально разбивается на разделы. Внутри разделов источники располагаются в алфавитном порядке. Нумерация литературных источников является сквозной. Каждая библиографическая запись начинается с красной строки.

В курсовой работе список использованных источников и литературы следует составлять в следующем порядке:



  • Официальные государственные документы.

Официальные акты, документы общественных организаций, политических партий, постановления (в обратно-хронологическом порядке: вначале новые, затем принятые ранее).

  • Нормативно-инструктивные документы.

Включаются законодательные документы, инструкции, нормы, нормативы и т.д.

  • Монографическая литература.

Литература приводится в алфавитном порядке. Не следует отделять книги от статей. Виды монографической литературы могут быть следующие: книги одного, двух, трех и более авторов; сборники статей, докладов; материалы конференций, съездов, симпозиумов; отдельные тома многотомного издания; отдельные тома (выпуска) продолжающегося сборника; статьи (произведение) из многотомного издания; статьи из сборника; статьи из журнала; статьи из газеты.

  • Справочная литература.

К справочной литературе относятся словари, справочники, энциклопедии, статьи из энциклопедии.

  • Библиографические указатели.

Библиографические указатели могут быть представлены в следующих видах: рецензия с заглавием; рецензия (без заглавия); реферат (без заглавия); описание стандарта; описание патентного документа; описание депонированной рукописи;

описание диссертации; описание автореферата диссертации.



  • Описание электронных ресурсов.

Электронные ресурсы могут быть представлены в следующих видах: электронная статья; электронный журнал; электронные данные; базы данных.

  • Публикации автора.

  • Иностранная литература.

В одном списке разные алфавиты не смешиваются; иностранные источники обычно размещают в конце перечня всех материалов.

Рекомендуется располагать источники по принципу «слово за словом», т.е.:



  • при совпадении первых слов - по алфавиту вторых и т.д.,

  • при нескольких работах одного автора - по алфавиту заглавий,

  • при авторах-однофамильцах - по идентифицирующим признакам (младший, старший, отец, сын - от старших к младшим),

  • при нескольких работах авторов, написанных им в соавторстве с другими - по алфавиту фамилий соавторов.

Пример оформления списка литературы.

Список литературы
Официальные документы

  1. Доклад министра образования Российской Федерации В.М. Филиппова на расширенном заседании итоговой коллегии от 21 февраля 2001 г. // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2001. – № 2.

  2. Бюллетень МОПО РФ. Высшее и среднее профессиональное образование. – М., 1999. – № 4.
Нормативно-инструктивные документы

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. – Утвержден Постановлением правительства РФ. – 12.08.94. – № 940.
Монографическая литература

Василевский И.М. Романовы: От Михаила до Николая: История в лицах / И.М. Василевский. – Ростов-на-Дону, 2000. – 299 с.

Жуковская Н.Л. От Карелии до Урала: Рассказы о народах России: Книга для чтения / Н.Л. Жуковская, Н.Ф. Мошкин. – М., 2000. – 320 с.

Куницина В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов / В.Н. Куницина, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб., 2001. – 544 с. – (Учебник нового века).

Онежское озеро / Г.С. Бискэ, С.В. Григорьев, А.Ф. Смирнов, Т.И. Малинин и др. – Петрозаводск, 1999. – 168 с.

Д’ Отюм А., Шараев Ю. Образование и эндогенный экономический рост: модель Лукаса // Научные доклады. – М., 1998. – 50 с.

Человек в культуре России: Материалы VIII Всерос. науч.-практ. конф. посвящ. дню славянской письменности и культуры. – Ульяновск, 24 – 25 мая 1999. – Ульяновск, 2000. – 99 с.

Одоевский В.Ф. Сочинения: В 2-х т. / В.Ф. Одоевский. – М., 1999. – Т.2. – 365 с.

Современная политическая история России: 1985–1998 / Под общ. ред. В.И. Зоркальцева, А.И. Подберезкина. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., – 2000. – Т.2: Лица России. – 961 с.

Проблемы истории России: Сб. науч. тр. / Урал. гос. ун-т. – Екатеринбург, 1999. – Вып.1: От традиционного к индустриальному обществу / Под ред. А.Т. Шашкова. – 179 с.

Проблемы истории России: Сб. науч. тр. Вып. 1. От традиционного к индустриальному обществу / Под ред. А.Т. Шашкова; Урал. гос. ун-т. – Екатеринбург, 1999. – 179 с.

Пушкин А.С. История Петра I: Подгот. текст / А.С. Пушкин // Собр. соч.: В 10 т. – М., 1977. – Т.8. – С. 7-342.

Корецкий В.И. Опричнина / В.И.Корецкий // БСЭ. – 3-е изд. – М., 1974. – Т.18. – С. 439-440.

Безродный М.В. О польской речи в “Борисе Годунове” / М.В. Безродный // Пушкин и его современники. – СПб., 2000. – С. 222-224.

Филиппов Б. Женщины средневековья / Б. Филиппов // Наука и религия. – 2001. – № 3. – С. 36-39.

Яковлев А.Н. Свобода – это наше все…? / А.Н. Яковлев // Рос. вести. – 2001. – 24 янв. – С. 2.

Библиографические указатели

Акиньшин А.Н. Три века воронежских Русановых / А.Н. Акиньшин // Изв. рус. генеалог. о-ва. – 1999. – Вып.10. – С. 83-84. – Рец. на кн.: Русановы. Из века в век / Сост. Т.Н. Русанова, А.В. Русанов. – Воронеж, 1996. – 120 с.

Мирошкина А. [Рецензия] / А. Мирошкина // Первое сент. – 1999. – 21 дек. – Рец. на кн.: Мочульский К. Кризис воображения: Статьи, эссе / К. Мочульский. – Томск, 1999. – 214 с.

Михайлова О.В. [Реферат] / О.В. Михайлова // Обществ. науки в СССР. Сер.7. литературоведенние: РЖ. – 1985. – № 5. – С. 102-103. – Реф. кн.: Орлов Б.Н. Здравствуйте, Александр Блок / Б.Н. Орлов. – Л., 1984. – 422 с.

ГОСТ 7.0-84. Библиографическая деятельность. Основные термины и определения. – Взамен ГОСТ 7.0 - 77. – Введ. 01.01.86. – М., 1985. – 24 с.

А.с. 1194729 СССР МКИ3 в 60 р3/035. Транспортное средство для перевозки грузов / Ю.Т. Новиков, И.П. Ментаев; МАДИ (СССР). – № 376972 / 72 – 11; Заявлено 06.07.2000; Опубл. 30.11.2001, Бюл. № 44. – 4 с.: ил.

Панов В.Ф. Модели частиц в сильной гравитации / В.Ф. Панов; Ред. журн. “Изв. вузов. физика”. – Томск, 1982. – 7 с. – Библиогр.: 10 назв. – Деп. в ВИНИТИ 27.05.82, № 2641.

Петренко Т.В. Импликация глагольной связки в двусоставном предложении: Дис. ... канд. филол. наук: 10.02.05 / Т.В. Петренко. Защищена 25.03.83; Утв. 22.06.83; 04830005565. – М., 1982. – 145 с. – Библиогр.: С. 119-145.

Коюхов К.Р. Возвышение Москвы в русской романистике: Автореф. Дис. … канд. ист. наук / К.Р. Конюхов; Моск. пед. ун-т. – М., 1997. – 16 с.


Описание электронных ресурсов

Бычков В.В. Эстетика Владимира Соловьева как актуальная парадигма: К 100-летию со дня смерти В.Л. Соловьева: [Электронный ресурс] / В.В. Бычков. – Электрон.ст. – Б.м., Б.г.- Режим доступа к ст.:  http://spasil.ru/biblt/bichov2.htm.

Исследовано в России: [Электронный ресурс]: Многопредмет. науч. журн. / Моск. физ.-техн. ин-т. – Электрон. журн. – Долгопрудный, 1998. – Режим доступа к журн.: http://zhurnal.mipt.rssi.ru.

Российская государственная библиотека: [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ; Ред. Т.В. Власенко; Web-мастер Н.В. Козлова. – Электрон. дан. – М., 1997. – Режим доступа: http//www.rsl.ru, свободный. – Загл. с экрана. – яз. рус., англ.

Российский сводный каталог по НТЛ: [Электронный ресурс]: База данных содержит сведения о зарубеж. и отечеств. кн. и зарубеж. период. изд. по естеств. наукам, технике, сел. хоз-ву и медицине, поступивших в организации – участницы Автоматизированной системы Рос. свод. кат. по науч.-техн. лит.: ежегод. пополнение ок. 30 тыс. записей по всем видам изд. – Электрон. дан. (3 файла). – М., [199]. – Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/search/help/rsk.html. – загл. с экрана.


4.6. Оформление приложений


Приложение является заключительной частью работы, которая имеет дополнительное, обычно справочное значение, но является необходимой для более полного освещения темы.

По содержанию приложения могут быть очень разнообразны: копии подлинных документов, выдержки из отчётных материалов, отдельные положения из инструкций и правил и т.д. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты.

В приложение не включается список использованной литературы, справочные комментарии и примечания, которые являются не приложениями к основному тексту, а элементами справочно-сопроводительного аппарата работы, помогающими пользоваться ее основным текстом. Приложения оформляются как продолжение курсовой работы на ее последних страницах.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок.

При наличии в работе более одного приложения их следует пронумеровать. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста.

Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри», оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки по форме. Отражение приложения в оглавлении работы делается в виде самостоятельной рубрики с полным названием каждого приложения.



Приложение 1


Интернет-ресурсы по поиску и созданию новых Интернет-ресурсов, Web-сайты

Список составлен по материалам Летней школы «Экономическая социология и институциональная экономика» (26 августа – 7 сентября 2002 года), организованной Федерацией Интернет-образования (http://www.fio.ru, http://www.center.fio.ru) и ГУ-ВШЭ (http://www.hse.ru). Использованы материалы краткой библиографии и интернетографии по институциональной экономической теории, составленной Ю.В.Латовым.


1. Русскоязычные поисковые системы и каталоги

Rambler

http://www.rambler.ru

Яndex

http://www.yandex.ru

Russia of the net

http://www.ru

Апорт!

http://www.aport.ru

Ух ты!

http://www.yahoo.ru

Ау!

http://www.au.ru

List.ru

http://www.list.ru

Weblist

http://www.weblist.ru

Созвездие Internet

http://www.stars.ru

Русская машина поиска

http://search.interrussia.com

Коллекция Zhurnal.ru

http://zhurnal.ru

Сокровища Интернет

http://www.relcom.ru

Желтые страницы Интернет

http://www.piter-press.ru

Mail.ru

http://www.mail.ru = http://www.list.ru

Max.ru

http://www.max.ru

MavicaNET

http://www.mavica.ru


2. Англоязычные поисковые системы и каталоги

Altavista

http://www.altavista.com

Infoseek

http://www.infoseek.com

Excite

http://www.excite.com

HotBot

http://hotbot.com

Lycos

http://www.lycos.com

Webcrawler

http://webcrawler.com

Yahoo

http://www.yahoo.com

The Open Directory

http://dmoz.org

Look Smart

http://www.looksmart.com

Britanica

http://www.britanica.com

NBCi

http://www.nbci.com

Yahooligans!

http://www.yahooligans.com

Fast

http://www.alltheweb.com

Google!

http://www.google.com

Northen Light

http://www.nlsearch.com

Go (Infoseek)

http://infoseek.go.com

Euroseek

http://www.euroseek.com


3. Метапоисковые системы WWW

Глобальная AskJeeves!

http://www.askjeeves.com

Глобальная Dogpile

http://www.dogpile.com

Глобальная Metacrawler

http://www.metacrawler.com

Глобальная Vivisimo lustering Engine

http://www.vivisimo.com

Глобальная Search.com

http://www.search.com

Российская Metabot.ru

http://www.metabot.ru

Российская 360.ru

http://www.360.ru

Российская «Метапоисковая система»

http://www.griram.wallst.ru/metapoisk.htm

Российская ПОИСК.ru

http://www.poisk.ru


4. Адреса справки по языкам запросов Российских поисковых машин

Яndex

http://www.yandex.ru/ya_detail.html

Rambler

http://www.rambler.ru/doc/help.shtml

Апорт

http://www.aport.ru/help.htm


5. Переводчики

С русской клавиатурой на странице сайта

http://www.translate.ru

Lingva

http://www.perevodov.net


6. Каталоги программ

Файловые архивы

http://www.filesearch.ru




http://www.download.ru




http://www.freesoft.ru




http://www.softarea.ru




http://www.softlist.ru = http://www.soft.mail.ru




http://www.freeware.ru/free




http://www.tucows.com


7. Электронные ресурсы периодики

CSA (Sociological Abstracts), США

http://www.csa.com/csa/factsheets/socioabs.shtml

EconLit (AEA), США

http://www.econlit.org

http://library.hse.ru/info/econlitinfo.htm

«Цитатные» базы данных (ISI), филадельфийский институт

http://www.isinet.com/isi/products/citation/ssci/index.html

Архив изданий JSTOR

http://www.jstor.org/about/handouts/generalRussian.pdf

http://library.hse.ru/info/JSTORinfo.htm

ProQuest

http://www.proquest.com; http://www.proquest.co.uk

ProQuest Digital Dissertations

(свыше 225 тыс. диссерт.)



http://wwwlib.umi.com/dissertations

EBSCOHost

http://www.epnet.com

Научная электронная библиотека (есть доступ к ISI)

http://www.elibrary.ru

LEXIS-NEXIS (соц. и гум.)

http://www.lexis-nexis.com


8. Специализированные информационные ресурсы

Единый социологический архив SOFIST (бесплатно)

http://www.sofist.socpol.ru

Журнал “Экономическая социология”

http://www.ecsoc.ru/ej

http://www.ecsoc.msses.ru/cont.html

ЭКСОЦЕНТР, образовательный портал, социология

http://www.ecsoc.ru

ЭКСОЦЕНТР, образовательный портал, институциональная экономика

http://www.ie.nm.ru

Университетская информационная система РОССИЯ, МГУ

Регистрация по адресу webmaster@mail.cir.ru



http://www.cir.ru/ps/serv/et/IPSServ/et

Раздел УИП РОССИЯ, база данных «Бюджетная система РФ»

http://www.budgetrf.ru

Информационно-образовательный портал (ИОО фонд Сороса)

http://www.auditorium.ru

Информационный сайт Новосибирского университета

http://www.socionet.ru

Библиотечка Либертариума, лучшая коллекция текстов экономической тематики на русском языке

http://www.libertarium.ru/libertarium/library

Институциональная экономика

http://www.ie.boom.ru/1/index.htm

Коллекция статей экономической тематики EconWPA

http://econwpa.wustl.edu

Тексты серии «NBER Working Paper» National Bureau of Economic Research

http://www.nber.org/jel

Коллекция текстов Humanistic Economists

http://www.sfworlds.com/linkworld/economists.html

Журнал по экономике «Проблемы теории и практики управления»

http://www.ptpu.ru

ГУ-ВШЭ (учебные программы, пособия, содержание «Экономического журнала ВШЭ»)

http://www.hse.ru

Санкт-Петербург, университет, экономический факультет («Семинар молодых экономистов» окт. 1997-февр. 1998, «Вестник СпбГУ (Сер.5 Экономика)» №3 1997)

http://www.ecn.econ.pu.ru

Центральный экономико-математический институт (тексты сотрудников, справочник «Русский Интернет», сайты журналов «Экономика и математические методы» и «Экономическая наука современной России»; раздел «Интернет-ресурсы» - коллекция адресов российских и зарубежных серверов по экономике)

http://www.cemi.rssi.ru

Home Page on Environmental Economics Research

http://members.tripod.com/~poh_1

Nobel Prize in Economic Sciences Winners (список лауреатов Нобелевской премии и интернет-ресурсы о них)

http://www.almaz.com/nobel/economics

Экономическая теория on-line (тексты взяты с серверов «Библиотечка Либертариума» и «Бюро экономического анализа»)

http://www.economictheory.narod.ru

Институт «Экономическая школа». Галерея экономистов (Т. Веблен)

http://www.ise.spb.ru/gallery/main.html

The History of Economic Thought Website (краткая информация по всем экономическим школам и выдающимся экономистам)

http://www.cera.newschool.edu/het

Documents for the History of Economics (библиотека первоисточников по истории экономической мысли от Ксенофонта и Аристотеля до Кейнса и Шумпетера)

http://www.ecn.bris.ac.uk/het/index.htm

Cato Institute Library (издания “Cato Journal”, “Policy Analysis”, “Cato Briefing Papers”, “Foreign Policy Briefing”, “Social Security Papers”, “Trade Policy Studies”, “Cato Policy Report”, “Cato Handbook for Congress”)

http://www.cato.org

“The Independent Review. A Journal of Political Economy” (1996 – 1999)

http://www.independent.org/tii/content/pubs/review/back.html

“Journal of Economics and Finance” (c 1994)

http://www.mtsu.edu/~jeandf

Новая экономическая история. Ассоциация «история и компьютер» (тексты по квантитативной истории, клиометрическая проблематика)

http://kleio.dcn-asu.ru/aik/rindex.html

Центр экономической истории при истфаке МГУ (издания «Экономическая история. Обозрение» 1996-2001, «Экономическая история. Ежегодник» 1999-2000)

http://www.hist.msu.ru/Labs/Ecohist/index.htm

CPT (Consumer Project on Technology) on Antitrust Policy and Enforcement (список ресурсов Интернета по проблемам антимонопольного регулирования в США)

http://www.cptech.org/at

FindLaw: Law and Economics Resources (список отсылок на ресурсы Интернет по экономико-правовым проблемам (экономика права, экономический анализ антитрестовского законодательства)

http://www.lawecon.findlaw.com/index.html

Журнал “Antitrust Law and Economics Review” 1967-1995

http://home.mpinet.net/cmueller

Encyclopedia of Law and Economics (единственная компьютерная энциклопедия по экономической тематике)

http://allserv.rug.ac.be/~gdegeest

Глобалистика. Доклады Римского клуба.

http://rels.obninsk.com/Club/KRUG/rome.htm

Brain Food News (крупная коллекция отсылок на адреса текстов по проблемам глобалистики)

http://dieoff.org/pagel.htm

Архив философии истории

http://www.nsu.ru/filf/rpha/main.htm

World-Systems Archive (каталог Интернет-ресурсов по проблемам мир-системного анализа – направления, развивающегося на стыке экономической истории и «старого» институционализма.

http://csf.colorado.edu/wsystems/wsarch.html

“Journal of World-Systems Research” 1995-2002

http://csf.colorado.edu/jwsr

Международная Интернет-конференция «Христианские начала экономической этики»

http://www/sobor.ru/doctrina

“An Atlas of cyberspaces” (1997-1999)

http://www.geog.ucl.ac.uk

Создание презентаций (уч.сайт)

http://www.jenova.narod.ru

(Статистика?)

http://www.ecfor.ru

Новосибирская сеть НООС

http://www.edu.nsu.ru

Минфин (экономическая Экспертная Группа)

www.eeg.ru

Бюро экономического анализа

www.beafnd.org

Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования

www.forecast.ru

Институт экономики переходного периода

www.iet.ru

Институт мировой экономики и международных отношений

www.imemo.ru

Государственный комитет РФ по статистике

www.gks.ru

Мировой банк

www.worldbank.ord

Российская программа экономических исследований

www.eerc.ru

Информационный сайт политических комментариев

www.politcom.ru

Российский институт директоров

www.rid.ru

Клуб управления человеческими ресурсами

www.hrc.ru

Информационный сайт политических комментариев

http://www.politcom.ru

Центр стратегических разработок

http://www.csr.ru/

Бюджетная система РФ

http://www.budgetrf.ru/

Институт соискания ученой степени и ученого звания

http://www.dad.udmnet.ru/

Аналитическое Управление Мэра Москвы

http://www.md.mos.ru/

Bureau of Economic Analysis

http://www.bea.doc.gov/

National bureau of Economic Research

http://www.nber.com/

Центр развития

http://www.dcenter.ru/

Центр макроэкономических исследований - ЮНИКОН

http://www.unicon-ms.ru/cmei/

Экономическая экспертная группа

http://www.eeg.ru/

Административно-управленческий портал

http://www.aup.ru/

Корпоративный менеджмент

http://www.cfin.ru/

Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН

http://www.ecfor.ru/index.htm


9. Телеконференции

Российская, через Outlook Express

.news.fido7.ru

Российская

http://www.talk.mail.ru = http://www.talk.ru

Российская

http://www.forum.aport.ru

Англоязычная, через Google

Usenet News


10. Информация о грантах

ЦЕМИ, Москва

http://www.cemi.rssi.ru

Независимый институт социальной политики 2000

http://www.socpol.ru, http://www.sotionpolicy.ru


11. Институциональная экономика

Институциональная экономика (сайт Вольчека В.В., Ростов-на-Дону)

http://ie.boom.ru/l/index.htm

Institutional Economics (автор неизвестен; zip-тексты с других сайтов)

http://institutional.boom.ru

Institutional Economics in the Net (сайт Фомичева О.В., англоязычный, диссертация автора «Импорт институтов и оценка его эффективности»

http://economy.boom.ru

Institutional Economics (сервер американского экономиста А. Шмида (Schmid), 16 статей, есть учебные программы)

http://www.msu.edu/user/schmid/instecon.htm

International Society for New Institutional Economics (ISNIE)

http://www.isnie.org

New Institutionalism (хорошая коллекция отсылок на другие сервера институциональной тематики)

http://www.wwwebspace.co.uk/~iskra/ni/index.htm

Home Page on Environmental Economics Research (отсылки по “New Institutional Economics” и “Public Choice Theory”)

http://members.tripod.com/~poh_l

Original Institutional Economics (сервер Б. Мак-Клинтока (B.McClintock), малоинформативен, подборка фото выдающихся институционалистов)

http://www.carthage.edu/~brent/oie.htm

Annotated Bibliography on Transaction Cost Economics (сайт Х.Джеймса, список текстов по трансакционным издержкам, от Р.Коуза 1930 до 1999)

http://www.ssu.missouri.edu/faculty/HJames/tce-bib.htm

Виртуальная творческая мастерская «поиск эффективных институтов для России века», Нуреев Р.М.

http://www.mpsf.org/virtual/Mast1.html

Приложение 2


Государственный университет

Высшая школа экономики

Пермский филиал
Факультет ___________________________

Кафедра ____________________________




курсовая работа
На тему

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Студент группы _______

______________________

(Фамилия И. О.)

Научный руководитель:

__________________________

(должность, звание, Фамилия И.О.)

Пермь 2005

Приложение 3


ОГЛАВЛЕНИЕ

№ страницы

Введение…………………………………………………………………….……

Глава 1. Название главы…………………….…………………………………..

1.1. Название параграфа…………………………………………………………

1.2. Название параграфа…………………………………………………………

1.3. Название параграфа…………………………………………………………

Глава 2. Название главы………….………………………………………………

2.1. Название параграфа………………………………………………………….

2.2. Название параграфа…………………………………………………………..

2.3. Название параграфа………………………………………………………….

Заключение………………………………………………………………………..

Список использованной литературы…………………………………………….

Приложение……………………………………………………………………….




1 Данный раздел содержит информацию из положения о курсовых работах. (утверждено решением учебно-методического совета ПФ ГУ-ВШЭ. № 1 от 17 сент. 1998 г.

2 В Приложении 1 кратко описана процедура работы в поисковых системах, а также указаны адреса сайтов, которые могут быть использованы при написании курсовых работ.


с. 1