• скачать файл

Обучение иностранным языкам позволяет в благоприятные для речевого

с. 1
Е.А. Вишнякова​,

учитель,

ГКОУ СО «Каменск-Уральская СКОШ № 23»

г.Каменск-Уральский

Обучение воспитанников специальной (коррекционной) школы английскому языку средствами театрализации

Обучение иностранным языкам позволяет в благоприятные для речевого развития сроки сформировать интерес учащихся к изучению иностранного языка, развивать мышление, воображение и память.

Одной из ведущих тенденций современной методики обучения иностранному языку является поиск таких методов обучения, которые наиболее полно соответствовали бы поставленным целям. На взгляд автора, использование игрового метода обучения, как достаточно интересного и эффективного в организации учебной деятельности, помогает решить важные методические задачи.

Основы личностной культуры закладываются в раннем детстве, когда формируется эмоционально-чувственная сфера и коммуникативные качества личности. В психолого-педагогических исследованиях младшего школьного возраста подчеркивается его особое значение для формирования положительной направленности личности, умения общаться, понимать себя и другого человека, оценивать свои и чужие поступки, сопереживать, сочувствовать. В то же время, в исследованиях отмечается снижение эмоциональности, усиление негативных эмоциональных проявлений, индифферентность к миру прекрасного. Еще в большей степени эта тенденция проявляется у младших школьников с различными нарушениями здоровья.

Кукольный театр и театральные постановки с незапамятных времен привлекают к себе детей. Необычайность зрелищ захватывает их, переносит в совершенно особый, увлекательный мир. Использование кукольного театра, элементов куклотерапии, небольших театральных постановок помогает сделать урок более увлекательным. Игровая деятельность не только организует процесс общения на английском языке, но и максимально приближает его к естественной коммуникации. В игре учащиеся проявляют свои интеллектуальные и актерские способности.

В условиях традиционной методики преподавания предмета «английский язык» материал затруднен для полноценного усвоения. Он обладает некой «сухостью», «стабильностью». Отсутствием творчества и активного интереса. Использование элементов театрализации помогает учащимся раскрепоститься,опереться на свой чувственный опыт и рефлексию.

Практика показала, что занятия в кукольном театре помогают повторить языковой материал. Сцена приучает детей к четкой речи, правильно оформленной фонетически и интонационно. А соприкосновение с искусством делает занятие с использованием кукольного театра ярким и увлекательным. Инсценировки оживляют и разнообразят учебную работу, способствуют развитию навыков устной речи, закреплению, повторению и расширению лексического запаса учащихся.

При работе с артистами-кукловодами особое внимание уделяется фонетической отработке материала, чтобы добиться правильного, четкого произношения. Речь каждого персонажa должна быть выразительной, эмоционально окрашенной, передавать образ изображаемого персонажа.

В кукольных сценках используется несложный реквизит, состоящий, в основном, из декораций и кукол. Очень удобны для демонстрации пальчиковые куклы, которые ребята шьют сами. Ширма, скрывающая «артистов» от «зрителей», также изготовлена учащимися на уроках трудового обучения. Необходимо также отметить, что участие в сценках приносит детям огромную пользу: у них развивается эстетический вкус, пробуждается творческая активность, воспитывается самостоятельность.

Для постановки кукольных сценок можно использовать материал русских и английских рассказов, сказок. Знакомый сюжет, не снижая интереса зрителей, помогает воспринимать иноязычную речь.

Сценки и постановки, оформленные музыкальным сопровождением, являются резервом в развитии творческой активности ребенка. Музыке принадлежит особое место в формировании личности хотя бы потому, что контакт с ней начинается еще до рождения ребенка. Музыка стимулирует и корригирует развитие, повышает активность всех психических процессов, ей отводится одно из важных мест в системе развивающей и коррекционно-восстановительной работы с детьми с проблемами в развитии и обучении.

Роль игры в коррекционной педагогике также трудно переоценить. Игровые методы эффективны при повышенной утомляемости, недостатке внимания и памяти, а также при коррекции двигательных и речевых нарушений у детей с двигательной патологией.



Театральное искусство, выросшее из игры, тесно связанное с ней, открывает большие перспективы в осуществлении коррекционной работы с детьми ЗПР.
с. 1