«Особенности работы социального педагога с одаренными детьми»

с. 1 с. 2 ... с. 4 с. 5

Министерство общего и среднего профессионального образования Ростовской области


ГОУ СПО «Зимовниковский педагогический колледж»



Выпускная квалификационная работа


Тема: «Особенности работы социального педагога с одаренными детьми»


Выполнила: Николаева Н.В. студентка 4 курса группы «В» Специальность 050711 Социальная педагогика
Руководитель: Плотникова О.А.

п. Зимовники


2010 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………

3

ГЛАВА 1. Одаренные дети как объект психолого-педагогического исследования………………………………………………………….

8


§ 1. Основные теоретические подходы к рассмотрению и изучению проблемы одаренных детей………………………………………….

8


1.1 Понятие одаренности в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………..

8


1.2 Классификация видов одаренности……………………………..

11

§2 Исторический аспект исследования проблем одаренности……


14

§3 Психолого-педагогический инструментарий диагностики одарённых детей……………………………………………………………………

17


§ 4 Особенности воспитания и обучения одарённых детей………

23

4.1 Проблемы одаренных детей……………………………………...

23

4.2 Специфика работы с одарёнными детьми………………….…

4.3 Профессионализм педагога в работе с одаренными детьми…..



24

27


§5 Нормативно-правовая база социального педагога с одарёнными детьми…………………………………………………………………..

29


§6 Работа педагогов с одарёнными детьми в образовательных учреждениях………………....................................................................

30


5.1 Организация работы с одарёнными детьми в школах России…………………………………………………………………..

30


5.2 Организация работы с одарёнными детьми в Ростовской области.....................................................................................................

32


§6 Условия успешной работы с одарёнными детьми……………......

36

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по организации работы с одарёнными детьми в общеобразовательной школе……………........

37


2.1 Методологический аппарат исследования…………………..……

37

2.2 Организация и методика опытно-экспериментального исследования по работе с одаренными детьми………………………………..………

48


2.3 Методические рекомендации классному руководителю и родителям по работе с одарёнными детьми………………………………………..

55


Заключение……………………………………………………………....

60

Список литературы………………………………………………………

61

Приложение………………………………………………………………

64

Введение


Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем, наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в познавательной деятельности. Ценность их в том, что они всегда могут быть замечены не только практическими психологами, но и воспитателями детских садов, школьными учителями, родителями. Особого внимания заслуживают те качества, которые существенно отличают одаренных детей от их сверстников, условно называемых нормальными. Знание этих особенностей необходимо для адекватного построения образовательного процесса. Эти свойства выделяли и описывали не только психологи. Успех всегда был привлекателен, а потому первыми стали выделять особенности мышления и специфические поведенческие характеристики талантливых людей историки и биографы. Большинство из них пришли к выводу о том, что в детстве у многих выдающихся людей (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Г. Галилей, Петр I, И. Ньютон, Г. Гегель, Наполеон Бонапарт, Ч. Дарвин и др.) чаще всего встречались такие характеристики:

- 90 % из них обладали высоким интеллектом, любознательностью, задавали много вопросов, стремились выделиться;


- 75 % выдающихся людей рано «созрели», были не по годам развиты в умственном отношении, отличались
нравственностью, критичностью, прямолинейной честностью, были серьезны;
- почти 90 % из них были настойчивы, обладали сильной волей и ярко выраженным стремлением к высоким достижениям;
- по крайней мере, 75 % были усердными тружениками, хорошо переносили одиночество и отличались твердостью. Они получали удовлетворение от своей работы, были экспрессивны, открыты духовному опыту и фантазиям.
Исследователи-биографы утверждают, что многие политики (Джефферсон, Линкольн и др.) уже в детстве были разносторонне развитыми, оптимистичными, обладали притягательной силой, хорошо владели речью, были общительны.

Ученые (И. Ньютон, Д'Аламбер, Р. Декарт и др.) с детства отличались разносторонностью и широтой интересов, с малых лет были рассудительны и критичны. Уже сами попытки подобных описаний наводят на мысль о том, что многие выдающиеся люди – ученые, художники, управленцы – имели ряд личностных качеств, существенно отличавших их от других людей. Качеств, которые и обеспечивали им успех в жизни. Естественно предположить, что формирование и развитие этих качеств у детей можно рассматривать как залог будущих выдающихся достижений, а, следовательно, и как специальную педагогическую задачу по развитию творческих способностей.


Совершенствование современного общего образования предполагает особое содержание работы образовательных учреждений по раннему выявлению, сопровождению и развитию одаренных детей. Актуальность практической работы специалистов с одарёнными детьми объясняется необходимостью формирования творческого потенциала молодого поколения, профессиональной элиты страны.

Многие годы отечественная школа ориентировалась на так называемого «среднего ребенка», уделяла больше внимания отстающему ученику. Лишь в последние годы она начала задумываться об учащихся, проявляющих не только особый интерес к определенным наукам, увлеченных ими, но и добивающихся успехов на этом поприще. Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта. В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к её развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность (относительно независимый фактор одарённости). Креативность может проявляться в мышлении, общении, в отдельных видах деятельности.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Учёные утверждают, что 99% людей используют возможности своего мозга всего лишь на 4%. Проблемы её диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью в неординарной творческой личности. Неопределённость современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умения, способности неординарного мышления и поведения. И именно, высоко одарённые люди способны внести свой вклад в развитие общества.

В зону риска по признаку одарённости попадают дети с нестандартным мышлением, отличающиеся от своих сверстников способами мыслительной деятельности, выдающимися художественными данными и спортивными достижениями, а также те дети, которые проявляют черты лидерского поведения. Следует также отметить, что последние имеют наряду с социально-лидерской и другие специальные виды одарённости (например, интеллектуальную), возможно, поэтому они и получают высокий авторитет у сверстников и педагогов.

Проблему одарённых детей, их особенности рассматривали отечественные и зарубежные учёные, такие как: Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, Б. Клаус, Дж. Рензулли, С. Риз, Ж.Ш. Терансье, Д.Б.Богоявленская, В.Д.Шадрикова, Е.С. Белова, В.С. Юркевич и др.

Проблема исследования: данная категория детей имеет стойкую мотивацию к учебной деятельности, их академические успехи снижаются до минимума, возникает школьная дезадаптация, что приводит ребенка в зону, а затем и в группу риска. Чаще всего именно одаренные дети приобретают статус педагогически запущенных детей, поскольку не все общеобразовательные школы используют целевые комплексные программы, сопровождающие обучение и развитие одаренных детей, или ограничиваются использованием учебно-методического материала или же и вовсе данные целевые комплексные программы существуют только на бумаге и не реализуются на практике.

Объект исследования: процесс обучения и воспитания одаренных детей.

Предмет исследования: особенности работы с одарёнными детьми.

Цель работы: выявить и изучить особенности работы педагогов с одаренными детьми.

Гипотеза: работа с одарёнными детьми будет эффективной при условии, что социальный педагог владеет методиками диагностики одаренности, осуществляет индивидуальный подход, учитывает особенности, специфику работы с данным контингентом детей.

Задачи данного исследования:


  1. Изучить теоретические подходы к рассмотрению и изучению данной проблемы.

  2. Проанализировать опыт работы педагогов с данным контингентом детей.

  3. Разработать систему работы с одаренными детьми, в зависимости от типа одаренности.

  4. Апробировать на практике разработанную программу взаимодействия с данным контингентом детей.

  5. Разработать рекомендации педагогам и родителям по работе с одарёнными детьми.

Методы исследования:

1. Теоретические – изучение педагогической, методической, специальной литературы по проблеме.

2 . Эмпирические – изучение педагогического опыта по проблеме, наблюдения, анализ результатов деятельности.

3. Экспериментальные – психолого-педагогическая диагностика, педагогический эксперимент.

4. Социологические – анкетирование, тестирование, статистическая обработка данных.

Структура исследования:

Дипломная работа состоит из двух глав. В первой главе (теоретическая часть) рассматриваются основные теоретические подходы к изучению проблемы одаренных детей, понятие, классификация, история исследования детской одаренности в психолого-педагогической литературе, представлен диагностический инструментарий, выделены особенности воспитания и обучения данной категории детей, их проблемы, опыт работы педагогов с данным контингентом детей по России и Ростовской области, нормативно-правовая база, регулирующая деятельность ОУ, различных служб.

Во второй главе (практическая часть) описывается экспериментальное исследование по теме дипломной работы (констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент), представлены методические рекомендации классным руководителям, учителям и родителям по работе с одарёнными детьми. В заключении сделан вывод о подтверждении гипотезы. В приложении представлены диагностические методики, разработки занятий, тренингов.

В качестве источников применялась социально-педагогическая, психологическая и методическая литературы разных авторов, всего 29 источников.




Глава I. Одарённые дети как объект психолого-педагогического исследования
§1. Основные теоретические подходы к рассмотрению и изучению проблем одарённых детей
1.1 Понятие одаренности в психолого-педагогической литературе

Корень слова «одарённость» - «дар», следовательно, произнося это слово, уже допускается, что в психике есть что-то дарованное. И признаём, таким образом, что психика содержит нечто такое, что не воспитано, не выучено, не заработано, не заслуженно.

«Одаренные дети – национальная гордость. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы» [20, с.76].

Ещё в древности говорили, что лошадь можно подвести к водопою, но пить её никто не заставит. В какой-то мере это можно отнести к ученику: ведь обучение есть, прежде всего, процесс самообучения, и учителя в школах должны создавать мотив учения и помогать детям самостоятельно достичь высоких результатов.

Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Тесты на творческую активность, составленные американскими психологами, выявили, что нестандартно мыслящих людей: взрослых – 2%, подростков – 11% , 7-летних – 17% , 6-летних – 37%. Просматриваемая тенденция уменьшения одаренных людей с возрастом свидетельствует о том, что огромное значение на развитие творческих способностей, одаренности ребенка играет школа. Работа с одарёнными детьми требует глубокого понимания сущности одаренности. Существует множество подходов к рассмотрению данной проблемы. Приведём некоторые из них.

Л.С. Выготский писал: «…если мы знаем, как из слабости возникает сила, из недостатков – способности, то мы держим в своих руках ключ к проблеме детской одаренности».

«Одаренность является следующим уровнем развития способностей. Одаренностью называют своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения,– считал А.Г. Маклаков.

Богоявленская Д.Б., Брушинский А.В., Холодная М.А., Шадриков В.Д. в своей «Рабочей концепции одарённости» понятие «одарённость» трактуют как «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов» [30, 11] .

Циркина С.Ю. под одарённостью понимает «качественное своеобразие сочетания способностей, от которого зависит возможность достижения высоких результатов» [29, 6].

В научно-методичесской литературе (Н.А. Мечинская, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.) одарённость определяется как значительное, по сравнению с возрастными нормами, опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных (музыкальных, художественных и других).

По мнению Титовой С.В. «Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеют внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» [23, 45].

Наиболее удачным следует считать определение одаренности, предложенное К.К.Платоновым. Он утверждал, что одаренность – это генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при её отсутствии.

В практике школьного обучения одарёнными принято называть детей, которые, по оценке специалистов, в силу выдающихся способностей, интеллектуальной, творческого или продуктивного мышления, организаторской, художественной, спортивной и другой. Или тех детей, которые выделяются яркими, очевидными достижениями в той или иной деятельности.

Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные психологи. Известны крупные исследования в области психологии творческой одаренности американцев Дж.Гилфорда, П.Торренса, Ф.Баррона, К.Тейлора. На основе идей психологов Дж.Кэррола и Б.Блума их последователями была разработана методика обучения одаренных детей. Изучением особо одаренных детей занимался Ж.Брюно. («Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика»).

Проблемы одаренности изучали отечественные психологи Матюшкин А.М. в работе «Концепция творческой одаренности» и др., Шумакова Н.Б. в ряде своих работ, Чистякова Г.Д. в статье «Творческая одаренность в развитии познавательных структур», Юркевич В.С. в «Проблемах диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога».

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.  Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. К сожалению, таких детей у нас не много.  Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Каждый человек талант по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый в себе может выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одарённости. Задача коллектива состоит в том, чтобы «вырастить» способность каждого конкретного ребёнка.

1.2 Классификации видов одаренности

В настоящее время психологи признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным успехам, но и по внешкольным делам, а также по инициированным им самим формам деятельности.

Существует определенная зависимость между возрастом, в котором обнаруживается одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в искусстве, особенно в музыке, несколько позднее - в сфере изобразительного искусства. В науке достижение значимых результатов в виде выдающихся открытий, создания новых областей и методов исследования и т.п. происходит обычно позднее, чем в искусстве. Это связано, в частности, с необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других, как правило, проявляются математические дарования. Данная закономерность подтверждается фактами биографий великих людей (Лейбниц, Галуа, Гаусс).
Различия в одаренности могут быть связаны как с мерой проявления их признаков, так и с оценкой уровня достижений ребенка. Разделение одаренности по данному основанию, несмотря на его условность, происходит путем сравнения различных показателей со средней возрастной нормой.
Так, способности некоторых детей превышают средний уровень способностей их сверстников, однако в незначительной мере. Их одаренность далеко не всегда бросается в глаза. Однако они имеют, тем не менее, ее основные отличительные признаки и должны соответственно оцениваться учителями и школьными психологами. Другие проявляют весьма яркие интеллектуальные, художественные, коммуникативные или какие-то другие склонности. Их одаренность, как правило, очевидна для окружающих. Наконец, существуют дети, которые настолько превосходят по своим способностям среднюю возрастную норму, что это позволяет говорить об их исключительной, особой одаренности. Успешность выполняемой ими деятельности может быть необычно высокой. Вместе с тем они часто составляют «группу риска», поскольку имеют серьезные проблемы, которые требуют особого внимания и соответствующей помощи со стороны учителей и психологов.
Учитывать степень выраженности одаренности весьма важно, так как существуют определенные закономерности в ее проявлениях и динамике в зависимости от ее уровня. Любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев классификации ее видов. Одаренность оказывается, таким образом, многомерным по своему характеру явлением.

Интерес представляет классификация видов одарённости, разработанная отечественными психологами:



  1. Общая одарённость (касающаяся всех сторон психической жизни ребёнка).

  2. Специальная одарённость (проявляющаяся в какой-либо специальной деятельности).

  3. Актуальная одарённость (показатели успешности, уже имеющейся в наличии).

  4. Потенциальная или скрытая одарённость (показатели возможности реализации неких способностей при соблюдении определённых условий).

Специальная одарённость в свою очередь имеет несколько характерных типов:

  • Академически одарённые и интеллектуально одарённые;

  • Социально одарённые;

  • Спортивно и физически одарённые;

  • Творчески и художественно одарённые.

Академически одарённые – успешно обучаются в школе: отлично справляются с учебным материалом, имеют глубокую и стойкую внутреннюю мотивацию к познавательной деятельности.

Интеллектуально одарённые – всегда имеют высокие показатели специальных тестов, выявляющих уровень интеллекта. Это дети с врождёнными высокими интеллектуальными возможностями, для которых стандарт учебной задачи чаще всего не интересны.

Социально-лидерски одарённые – легко приспосабливаются к новым ситуациям, имеют тенденцию руководить играми или занятиями других детей.

Творчески одарённые дети – оригинальные идеи или находить оригинальный результат, высоко креативен.

Спортивно и физически одарённые дети – имеют высокий уровень физической подготовки, отличаются хорошим здоровьем и выносливостью.

В образовательной деятельности часто рассматриваются три категории одаренных детей:



  • Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

  • Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки (подростковый образ).

  • Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Знание видов классификации одаренности дает возможности социальным педагогам в своей работе учитывать категории одаренности, осуществлять индивидуальный подход к детям, уделять им особое внимание с учетом специфических особенностей одарённости каждого.

с. 1 с. 2 ... с. 4 с. 5