• скачать файл

Отчет №: aб1734 Имя проекта казахстан сохранение лесов и увеличение

с. 1
Начальный Информационный Документ по Проекту (ИДП)

Отчет №: AБ1734



Имя проекта КАЗАХСТАН – Сохранение лесов и увеличение лесистости

Регион Европа и Центральная Азия

Сектор Лесное хозяйство (80%); Сектор общих государственных услуг (15%); Защита животных (5%)

Тема Управление земельными ресурсами (Р); Экологическая политика и организации (Р); Сельская политика и организации (S); Другие природоохранные мероприятия и управление природными ресурсами (S); Вовлечение общественности, участие общества и развитие, инициируемое обществом (S)

Проект Р078301

Заемщик ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЗАХСТАНА

Реализующее агентство КОМИТЕТ ЛЕСНОГО И ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА, МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Адрес: Проспект Абая 49, Астана 473000, Казахстан Контактное лицо: Г-н Игорь А. Коваль, Заместитель Председателя, тел: (+7-3172)328248, факс: (+7-3172) 328-233 Эл. Почта: komles@nature.kz

Экологическая категория В (Частичная оценка)

Дата подготовки ИДП 26 июня 2003 г.

Дата одобрения/переговоров 18 октября 2004 г.

Дата одобрения банком 5 июля 2006

1. Страновая и секторальная предыстория

Ресурсы и люди
Казахстан – большая страна с ограниченным запасом лесных ресурсов относительно ее общей площади. На долю лесных площадей приходится лишь 4 % территории Казахстана. Однако, по площади лесов, которая составляет 11,5 млн. га, Казахстан занимает третье место среди стран региона ЕЦА, уступая только России и Турции. По традиционным меркам при общем запасе леса на корню, равном 383,7 млн. м3, Казахстан отстает от других стран ЕЦА (всего одна треть по сравнению с Румынией), но его уровень аналогичен таковому в Южной Африке, Вьетнаме или на Филиппинах. Ограниченная продуктивность этих лесов частично объясняется низкими температурами и небольшим количеством осадков.
В то же время Казахстан относится к странам, которые придают большое значение своим лесам. И для лесов и населения страны характерна низкая средняя плотность и неравномерное территориальное распределение. В Казахстане на душу населения приходиться почти столько же лесных земель (77 га на душу населения), как в ‘богатых лесами’ Соединенных Штатах или Малайзии, что значительно превышает этот показатель в большинстве стран ЕЦА (за исключением России, Белоруссии и стран Балтии). Основная часть лесов и населения Казахстана сосредоточена в плодородной лесостепной зоне, простирающейся от России по северной границе, в предгорьях и на склонах Алтайских гор, Алатау и Тянь-Шаня вдоль восточной и юго-восточной границ и по берегам Сырдарьи и других крупных рек в южных пустынях. Таким образом, большинство населения страны проживает на лесных территориях или рядом с ними и использует их как источник пищевых продуктов и кормов для скота, плодородных почв, в защитных целях и для заготовки строительных материалов, топливной древесины, обеспечения приносящей доход занятости, рекреации и т.п.. Около 300 тысяч населения напрямую зависят от лесного сектора, а число людей, проживающих на лесных территориях или использующих леса в целях заготовки топливной древесины, кормов для скота и иных лесных продуктов оценивается в 2,5 млн. человек, и еще большая часть населения использует леса в защитных целях, как источник строительных материалов, для рекреации, борьбы с ветровой и почвенной эрозией, задержания воды, повышения продуктивности сельскохозяйственных угодий (полезащитные полосы). Эти функции лежат в основе ориентации государственного лесоуправления на охрану, защиту и воспроизводство лесов в Казахстане. Казахстан относится к странам со средним доходом, признающим многоцелевые функции своих лесов. Этот подход принят Правительством страны, о чем свидетельствуют недавние заявления Президента Назарбаева и ощутимое увеличение финансирования лесного хозяйства с 2001 года.
Разные леса – разные проблемы. В силу разнообразия типов леса Казахстан можно рассматривать не только как одну лесную страну, но и как четыре лесные зоны, географически разделенные обширными безлесными пространствами центральных и западных пустынь и полупустынь. Это – Алтайские горы (отличающиеся уникальным биоразнообразием сибирской природы, а также тем, что здесь сконцентрировано 75 % запаса экономически ценных сортов ели и пихты Казахстана), северная лесостепь (с березовыми, осиновыми и сосновыми колками, включая реликтовые ленточные боры Прииртышья, разбросанные среди сельскохозяйственных угодий и являющиеся важным источником местных строительных материалов и топливной древесины, а также одним из ключевых местообитаний диких животных и рекреационной зоной), горы Тянь-Шань и Иле-Алатау (единственный в мире ареал с таким агробиоразнообразием, орехопромысловая и лесоплодовая зона; критически важный источник воды для Аральского моря и озера Балхаш и туристический объект международного значения), и саксаульники южной пустыни (источник высококачественной топливной древесины и критически важная зона для выпаса скота и укрепления песчаных дюн в непосредственной близости от дна Аральского моря). Кроме того, вдоль крупных рек произрастают прибрежные леса. Они играют важную водорегулирующую роль в южной части пойм рек (тугаи) и являются практически единственным типом леса в Западном Казахстане, где много нефти, но практически нет древесной растительности.
Угрозы
В целом сухой резко континентальный климат Казахстана является основной причиной повышенной чувствительности существующих лесных экосистем к различным угрозам, включая:
аридизацию/опустынивание;

пожары (естественные и антропогенные, включая сельскохозяйственные);

поражения вредителями, которые часто происходят после пожаров;

чрезмерный выпас;

перерубы из-за незаконных и «санитарных» рубок и рубок для заготовки топливной древесины для личного пользования;

деградация среды обитания диких животных вследствие избыточного пользования в целях охоты/туризма.


Значение каждой из этих угроз определяется условиями вышеописанных конкретных регионов.
Институциональная структура и режим управления в 1990-е годы
С момента включения Казахстана в Советский Союз все его леса стали и до сих пор остаются государственной собственностью. В соответствие с действующим законодательством, земли лесного фонда, флора (включая леса) и фауна, а также охраняемые территории приватизации не подлежат. Советское время характеризовалось сильной традицией централизованного государственного управления лесами, когда и лесное хозяйство, и лесопользование находились в ведении Правительства. Поскольку местная лесная промышленность зависела от поставок древесного сырья из других регионов Советского Союза, которые субсидировались государством, на большей части территории Казахстана лесное хозяйство (за исключением многолесных восточных районов) было ориентировано на защитные цели и охоту. Леса на землях сельскохозяйственного назначения, полезащитные полосы и значительная часть саксаульников, используемых для выпаса скота, находились в ведении колхозов и совхозов. Более 10 % лесов составляли возделываемые плантации.
В настоящее время почти все леса и охраняемые территории Казахстана находятся в ведении Комитета лесного и охотничьего хозяйства, в центральном аппарате, 14 региональных и 138 районных подразделениях которого работает 7 тысяч человек (в то время, как в 1990 г. общее число работников этой системы составляло 25 тысяч человек). Небольшой процент лесов находится в ведении Президентской администрации. После получения независимости и начала перехода к рыночной экономике лесная промышленность была приватизирована и почти разрушена. После распада большинства колхозов и совхозов управление саксауловыми и сельскохозяйственными лесами в большинстве случаев перешло на центральный уровень. Владение 124 государственными организациями по защите леса и животного мира было делегировано на местный уровень при условии сохранения их организационной правовой формы, функций, и полномочий в соответствии с текущим законодательством. Однако на местном уровне до сих пор существует вакуум. В 1990-х годах в Казахстане резко сократилось государственное финансирование лесного хозяйства и охраны окружающей среды – в среднем до 0,5 долларов США на душу населения в год, в результате чего Казахстан оказался среди стран ЕЦА с самым низким уровнем финансирования этих отраслей. К концу 1990-х годов все работы по лесоразведению, лесоустройству, охране и защите лесов были практически прекращены. Леса Казахстана понесли огромные потери от пожаров 1997 года, поразивших 2 % лесной площади.
В конце 1990-х годов было проведено несколько реорганизаций органа управления лесами, направленных на разделение хозяйственных и надзорных функций. После недавнего восстановления бюджетной системы сейчас идет постепенное увеличение объемов государственного финансирования лесного хозяйства. Многосторонние преобразования институциональной структуры привели к образованию пробелов и дублирования в ключевых функциях лесного хозяйства. Значительно устарели данные о лесных ресурсах и их анализ, в связи с чем стало невозможно правильно проектировать лесохозяйственную деятельность. Лесной сектор страдает от серьезной утечки кадров, не хватает работников, владеющих новыми необходимыми навыками (для оказания консультационных услуг, маркетинга, обеспечения участия общественности). Требуются дополнительные меры по предупреждению коррупции и решению иных проблем в области государственного управления, а также по совершенствованию системы экономического стимулирования. Система принятия стратегических решений страдает из-за того, что она не обеспечивает участия общественности. В одном регионе на востоке страны общенациональная программа лесных реформ целиком осуществлялась мощными промышленными группами только одного региона на востоке, что не должно автоматически распространяться на все остальные регионы. Государство должно улучшить основы отраслевой политики в целях дифференциации систем лесоуправления по регионам, постепенно передавать регионам и районам четко определенные функции и создать базу для оказания консультационных услуг при передаче определенных обязанностей по ведению лесного хозяйства общественности, фермерам и частному сектору.
Последние изменения в государственной стратегии
В течение последнего времени Правительство занимается пересмотром своей политики в области управления окружающей средой и природными ресурсами. В 1997 году им инициирована подготовка Национального плана действий по охране окружающей среды при содействии со стороны Всемирного банка, ПРООН и ЕС-ТАСИС. В результате подготовлен комплексный план действий по охране окружающей среды, используемый Правительством в качестве платформы его будущих действий и инвестиций в области охраны окружающей среды. В НПДООС определены семь ключевых проблем, требующих первоочередного решения, включая, наряду с другими, деградацию пастбищ и пахотных земель (которая наиболее остро проявляется на юге страны) и недостаток лесов и охраняемых территорий, являющихся природной средой обитания (особенно остро эта проблема стоит на северо-востоке). В частности он предусматривает поддержку в расширении площадей лесов, предназначенных для восстановления и сохранения биоразнообразия, совершенствование системы управления пожарами в хвойных лесах Восточного Казахстана, организацию экологического и ресурсного мониторинга лесов и внедрение новых форм и путей участия землепользователей (сельских хозяйств, общественности) в деятельности по трансформации и повышению качества земель.
В 2002 году Всемирный банк оказал Правительству поддержку в дальнейшем определение приоритетных действий и в подготовке проекта нового Лесного кодекса, который, согласно ожиданиям, должен стать основой фундаментальных преобразований, происходящих в лесном секторе. Еще одним важным изменением стало то, что в сентябре 2002 г. функции Комитета лесного хозяйства от Министерства окружающей среды были переданы Министерству сельского хозяйства, что свидетельствует о фактическом изменении роли лесного хозяйства и лесоуправления. Приоритетные действия, рекомендуемые по результатам совместного исследования Всемирного банка и Правительства Казахстана, включают следующее:

  • Разработать и принять новую долгосрочную концепцию устойчивого использования, повышения продуктивности и улучшения сохранения лесов и связанных с ними лугопастбищных ресурсов и стратегию, отражающую изменение парадигмы в сторону расширения прав и обязанностей местного уровня (областей, районов, общественности, частного сектора) по принятию решений и включающую конкретные положения для переходного периода – с упором на пилотных мероприятиях и поэтапной реализации.

  • Создать возможности для установления разных целей и систем управления в зависимости от условий конкретного региона, например, «концессионная» модель, за которую в настоящее время активно выступают промышленники на востоке страны, не должна автоматически внедряться по всей стране. Обеспечить, чтобы такая «экстраполяция» концессионного подхода не была законодательно зафиксирована в новом Лесном кодексе – закон должен позволять многообразные системы управления, включая концессионное управления на востоке, прямое государственное управление на севере, управление в рамках договоров пользования силами районных структур или общественностью в центре страны и на юге. (т.е. в районах с достаточно высокой плотностью населения).

  • Разработать пилотные программы для концессионного управления лесами, например, для управления силами частных структур на основании долгосрочных договоров аренды или концессии. Последнее, по всей вероятности, будет ограничиваться лишь некоторыми лесами на востоке страны (Алтай) с использованием необходимых технологий, в соответствии с экологическими и лесохозяйственными стандартами и с проведением независимой лесной сертификации третьей стороной.

По результатам указанного исследования рекомендовано произвести инвестиции в следующие направления совершенствования государственного управления лесами:




  • Существенное повышение на потенциала на национальном и местном уровнях по защите от пожаров и вредителей в целях преломления тенденции к снижению площади лесов (с постепенным переходом к интегрированной системе охраны лесов от пожаров и вредителей).

  • Экспресс-оценка (инвентаризация) лесоресурсной базы с использованием ландшафтно-экологического подхода, подготовкой широкого функционального зонирования лесных территорий при адекватном участии общественности (упомянутая выше дифференциация систем управления должна последовать за этим процессом зонирования).

  • Существенное повышение потенциала местного уровня (включая общественность и крестьянские хозяйства) в части лесовосстановления и лесоразведения в целях преломления тенденции к снижению площади лесов (с постепенным переходом к созданию частных плантаций на брошенных сельскохозяйственных землях).

  • Обучение работников лесного хозяйства центрального и местного уровней, особенно, по таким направлениям, как экономический анализ, маркетинговая политика, консультационные услуги, обеспечение участия общественности и местного населения.



С учетом результатов исследования, Правительство признало: (i) важность охраны и защиты лесов в виду чрезмерной потери лесов в переходный период; (ii) необходимость в государственных службах охраны и защиты лесов, включая охрану лесов от пожаров, борьбу с вредителями и мониторинг; (iii) приемлемость децентрализации лесоуправления, но с установлением ряда четких правил на национальном уровне; и (iv) приемлемость изучения возможностей введения частной собственности на леса, особенно в отношении вновь создаваемых плантационных лесов. Эти позиции соответствуют лесной политике Банка и политике сельского развития в ЕЦА.
2. Цели
Целью проекта является развитие экологических и экономических услуг через более устойчивое использование, более высокую производительность и повышенное сохранение лесов и связанных с ними пастбищных ресурсов, с фокусом на северо-восточных сосновых лесах, а также лесонасаждениях саксаула на юге Казахстана. Цели развития проекта носят одновременно локальный и глобальный характер. Проект будет включать в себя:

(а) политическую, юридическую, организационную и информационную основы, которые позволят улучшить управление лесами и пастбищными угодьями;

(б) восстановление и эффективное управление поврежденных сосновых лесов на северо-востоке (Павлодарская и Восточно-Казахстанская области) для повышения ценности лесных массивов через снижение вреда, нанесенного пожарами, насекомыми-вредителями и нерациональным лесопользованием, и повышение экономической продуктивности и совершенствование работы экологических служб другими способами;

(в) насаждение растительности и улучшение управления за лесными и пастбищными землями на юге (Кзылординская область) в целях борьбы с опустыниванием, сокращения распространения загрязнения солью и пылью со дна Аральского моря, которое распространяется ветром, для обеспечения скота тенью и кормами и повышения ценности леса и топливной древесины.

Глобальный характер цели развития пересекается с глобальными экологическими проблемами, решаемыми Глобальным экологическим фондом (ГЭФ) в целом ряде целевых сфер. Деградация земель, возможно, является ключевой проблемой, решению которой сможет помочь проект за счет сокращения уровня опустынивания, а также борьбы с ветровым распространением пыли на и вокруг высохшего дна Аральского моря. Другие целевые сферы деятельности ГЭФ, имеющие отношение к цели развития проекта, включают: изменение климата, биоразнообразие экосистем и задействованное местное население, проживающее в лесистых и полузасушливых зонах. При такой многофокусности важным будет и интегрированное управление экосистемами. Потенциальные глобальные выгоды, связанные с борьбой с опустыниванием, загрязнением воздуха, связыванием углерода и биоразнообразием, будут далее исследоваться в ходе подготовки проекта.
3. Обоснование поддержки Банка для данного проекта

Банк работает в области управления лесным хозяйством в странах с переходной экономикой с 1992 года, осуществляя реализацию целого ряда мероприятий в одиннадцати странах. В ходе своей работы в этих и многих других странах Банк накопил значительный опыт в управлении лесными хозяйствами и вопросах реформирования управления лесами, который используется в ходе диалога с Правительством, а также при оказании содействия в разработке концепции мероприятий. В Казахстане Банк сотрудничает по проведению технического изучения лесохозяйственной политики и инвестиционных программ, а также помог Правительству провести анализ лесного кодекса. В ходе реализации проекта Банк сможет далее передавать наиболее передовой практический опыт. Более того, Банк может обеспечить проекту поддержку со стороны ГЭФ. За счет своих связей с международными исследовательскими организациями, работающими в сфере лесного хозяйства, а также благодаря сотрудничеству с другими донорами, финансирующими мероприятия в лесном секторе, Банк также в состоянии обеспечить своевременный доступ к усовершенствованным технологиям и другим знаниям. Дальнейшее развитие сектора лесного хозяйства в Казахстане потребует долгосрочной поддержки. Банк является одной из немногих донорских организаций, которые в состоянии обеспечить поддержке необходимую непрерывность.


Главная ценность поддержки со стороны ГЭФ заключается в предоставлении средств, необходимых для ускорения ряда координируемых мероприятий, включающих техническое содействие в области борьбы с опустыниванием, которые выходят за рамки того уровня, который был бы поддержан самим Правительством исходя из национальных интересов.
4. Описание

Следующие мероприятия и инвестиции могут рассматриваться для вступительной, рассчитанной на шестилетний период стадии. Долгосрочные намерения заключаются в предоставлении примера, который может быть реплицирован в более широком масштабе по всей стране, путем последующих инвестиций из Казахстанских или международных заемных источников.


А. Создание благоприятной среды. Данный компонент усилит возможности Комитета лесного и охотничьего хозяйства, а также его избранных территориальных и местных подразделений. Статьи затрат под данному компоненту могут включать: приобретение компьютеров, прочего оборудования, дистанционное зондирование и сбор других данных, офисное обеспечение, включая коммунальные услуги, мебель, раздаточные материалы, прочие материалы, транспорт, обследование на местах, командировки сотрудников, технические консультации, обучение, консультативные семинары, и наем сотрудников. Мероприятия могут включать:
1. Информация, политика и организационная поддержка. Это будет включать как информацию для планирования и мониторинга управления лесным хозяйством, так и разработку политики и организационное развитие. Данный компонент поддержит национальное лесоинвентаризацию; модернизирует материально-техническую базу и повысит квалификацию в области управления лесным хозяйством; улучшит информационные системы лесного хозяйства. Кроме того, он будет включать разработку Национальной лесохозяйственной политики и стратегии на основе широких консультаций с общественностью. А также он позволит расширить возможности по экономическому анализу, выработке стратегии маркетинга лесной продукции, совершенствованию нормативно-правовой базы, мер материального стимулирования, организационных мероприятий, развитию человеческих ресурсов и стратегических коммуникаций.

2. Координация проекта. Хотя управление и реализация проекта будут осуществляться в основном на базе постоянно действующих организаций, в ходе проекта понадобится некоторая дополнительная поддержка (например, закупки, финансовый менеджмент, ведение отчетности по проекту).


В. Охрана и восстановление сосновых боров Прииртышья на северо-востоке страны. Данный компонент направляет свое внимание на восстановление пострадавших сосновых боров Прииртышья в Павлодарской и Восточно-Казахстанской областях. Статьи затрат проекта будут включать: лесохозяйственные мероприятия, в том числе создание питомников и восстановительных лесонасаждений, закупка компьютеров, исследовательского оборудования, оборудования и материалы для питомников, для противопожарной службы и прочего оборудования, данные, офисное обеспечение, включая коммунальные услуги, мебель, раздаточные материалы, прочие материалы, транспорт, поездки сотрудников, обследование на местах, технические консультации, обучение, консультативные семинары, сервисные контракты, гранты для сельских населенных пунктов и наем сотрудников. Мероприятия включают следующее:
i. Разработка и реализация новых планов управления лесным хозяйством для усовершенствованного и экономически эффективного восстановления лесных массивов, а также для более эффективной и устойчивой борьбы с факторами угрозы (вредители лесов, пожары, и незаконные рубки). Эти мероприятия вовлекут местное население и предпринимателей посредством контрактов на общественные работах по охране лесов и лесовосстановлению, а также они примут более активное участие в планировании управления лесным хозяйством , кроме того будут разработаны реалистичные модели, которые будут воспроизводиться Правительством в других северных и восточных регионах.
ii. Осуществление небольших демонстрационных инвестиций в:

  • заключение договоров об управлении лесным хозяйством общественностью или частными лицами,

  • экспериментальное создание частных лесных плантаций, и

  • предоставление небольших общественных грантов для обеспечения более активного участия местного населения в лесовосстановлении и экологическом просвещении.


С. Восстановление и высаживание саксауловых лесов на юге страны. Данный компонент поддержит полевые испытания по оценке стоимости и выгод потенциальной обработки высохшего дна Аральского моря и управленческих подходов к пустынным саксауловыми лесонасаждениями Кзыл-Ординской области, а также суммирование затратоэффективных мер. Статьи затрат проекта могут включать: проведение лесохозяйственных мероприятий, включая создание питомников и восстановительных лесонасаждений, приобретение компьютеров, исследовательского оборудования, оборудования и материалов для питомников, прочего оборудования, сбор данных, офисное обеспечение, включая коммунальные услуги, мебель, раздаточные материалы, прочие материалы, транспорт, командировки сотрудников, обследование на местах, технические консультации, обучение, консультативные семинары, сервисные контракты, общественные гранты и наем сотрудников. В населенных районах новые методы управления лесными / пастбищными угодьями будут нацелены на борьбу с наступлением пустынь и защиту существующих естественных саксауловых лесонасаждений, при одновременном восстановлении качества пастбищных и лесных ресурсов и борьбой с бедностью среди сельского населения посредством активизации участия местного населения в комплексном управлении лесами (пастбищами). Мероприятия включают следующее:
i. полевые испытания затратности посадок саксаула, лугов или других работ на высохшем дне Аральского моря и окружающих заброшенных сельскохозяйственных угодьях с целью стабилизировать токсичные соли, и если это уместно, поддержать увеличение наиболее эффективных работ.

ii. совершенствование возможностей управления лесами и пастбищами в традиционных территориях произрастания саксаула на областном и районном уровнях, включая разработку планов управления и системы стимулов для устойчивого использования, коммуникации, борьбы с пожарами, т.д. Это будет включать полевые испытания для улучшения масштаба и качества лесонасаждения в исторических местах произрастания саксаула, и если это уместно, поддержку в увеличении наиболее незатратных работ, поддержку мерам по улучшению посадочного материала, современные (где возможно, частные) питомники, и более широкую вовлеченность частного сектора.

iii. Кроме этого, проект может разработать демонстрационные проекты по:


  • эффективной охране тугайных займищ на юге страны;

  • аренде пастбищ, путям миграции скота и водоснабжению;

  • пробное создание частных лесопосадок, предназначенных для заготовки древесного топлива и садоводства.


5. Финансирование

Источник (Всего ( млн. долл. США))

ЗАЕМЩИК (5.00 долл. США)

МБРР (30.00 долл. США)

ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ – АССОЦИИРОВАННЫЙ С МБРР ФОНД (5.00 долл. США)

МЕСТНЫЕ ФЕРМЕРСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ(5.00 долл. США)

Общая Стоимость Проекта: (45.00 долл. США)
6. Реализация

Комитет лесного хозяйства назначил по долгу службы членов Группы по подготовке проекта которые будут отвечать за планирование проекта и работать совместно с консультантами и координатором проекта, нанимаемыми на средства гранта для подготовки проекта.


Японское Правительство согласилось оказать содействие Комитету лесного хозяйства в подготовке проекта и готово в принципе выделить для этой цели 410.600 долларов США. Из средств гранта будут финансироваться услуги местных и международных консультантов, планирование и проведение консультативных семинаров. В частности, грант будет финансировать исследования по подготовке проекта, включая его экономический и финансовый анализ, разработку руководств для мелко масштабных мероприятий связанных с лесным хозяйством и подразумевающих привлечение местного населения, а также необходимые оценки, такие как (1) экологическая оценка, (2) социальная оценка, (3) институциональная и юридическая оценки. Средства гранта также пойдут на институциональное укрепление в целях планирования проекта, зарплату координатора проекта и двух ассистентов, занятых неполный день (по финансовому управлению и закупкам), которые помогут Группе по подготовке проекта Комитета лесного хозяйства в разработке Плана реализации проекта. Более подробная информация дана в Приложении 2.
Предполагается, что реализация проекта будет координироваться национальной Группой по координации проекта, которая будет находиться в Комитете лесного хозяйства в Астане, а также двумя небольшими региональными группами по координации проекта, расположенными в Семипалатинске и Кзылорде.
7. Устойчивость

Опыт предыдущего участия Банка в проектах по лесным хозяйствам в регионе Экономической Комиссии ООН для Африки (ЭКА) в значительной степени подтверждает ожидание устойчивого воздействия. Институциональная устойчивость будет достигаться посредством реализации всесторонней программы технической помощи и обучения с целью усиления сложившихся возможностей и обеспечения развития долгосрочных управленческих навыков в группах по управлению проектом, обучающих организациях и у бенефициаров. Кроме того, в осуществлении работ проект полагается на существующие административные и организационные структуры, особенно на местном уровне. Вопросы финансовой устойчивости будут частично решаться через развитие местного самоуправления (в случае древесных продуктов) и через общую фискальную структуру, включая налоги и установленные контрактные выплаты (в случае экологических услуг, которые оказывают негативное воздействие на общий экономический рост и уровень жизни). Предлагаемые партнерства с НПО намерение постоянного расширения государственной инвестиционной программы (возможно, при поддержке доноров) в местных лесхозах и другие компоненты обеспечат продолжение дополнительных работ на участках после окончания проекта. Зарплата персонала и регулярные затраты на обслуживание уже финансируются и будут далее финансироваться государством. Вопросы экологической устойчивости будут решаться посредством введения планов экологически обоснованного управления лесным хозяйством (включая со-управление) и подробных инструкций по экологической защите и мониторингу для компонента лесопосадок и лесоуправления. Социальная и культурная устойчивость на сельском уровне будет решаться посредством представленности всех групп в разработке планов сообщества.


8. Уроки, полученные от прошлых операций в стране / секторе

Институциональная реформа. На основе мирового опыта переход от иерархической командно-контролирующей системы управления лесным хозяйством к децентрализованной системе, основанной на сотрудничестве с местным населением, обеспечивается посредством:

  • Гибкой нормативной-правовой базы и институциональной структуры, в которых возможна интерактивная реформа, основанная на практическом опыте и расширяющихся возможностях;

  • Тщательно спланированного, масштабного развития человеческих ресурсов и реформирования систем управления человеческими ресурсами с перераспределением ролей, новыми отношениями, формами поведения, навыками и умениями;

  • Структуры стимулирования, способствующей принятию решений исходя из максимального повышения предельных доходов, с учетом экологических и социальных экстерналитий;

  • Получения новых практических знаний на этапе реализации, в основном, пилотных проектов с целью получения практического опыта, который будет учтен на втором этапе проекта;

  • Включения этапа расширенного масштаба мероприятий в рамках этого же проекта с целью обеспечения адекватного обязательства и внимания со стороны Правительства с самого начала проекта.


Масштаб проекта. Опыт деятельности в Казахстане и других странах бывшего СССР доказывает, что проекты должны концентрироваться на нескольких главных компонентах с учетом существующего уровня возможностей реализации новых институциональных подходов, а также с учетом утраты навыков государственными служащими, что происходит из-за недостаточного финансирования.

Социальные вопросы. Необходимы тщательно разработанные и хорошо функционирующие стратегии для связи с основными участниками, управления совместной работы заинтересованных сторон, обеспечения участия всех социальных слоев, улучшение методов разрешения конфликтных ситуаций, мониторинг воздействия на социальные аспекты, корректировка методов на основе обратной связи для воспитания хозяйского отношения и длительной поддержки, а также достижение намеченных задач по снижению уровня бедности.
9. Экологические аспекты (включая любые консультации с общественностью)

Проблемы: Какое-либо существенное вредное воздействие на окружающую среду не предвидится. Проект будет иметь благоприятное влияние на окружающую среду, включая сокращение опустынивания, борьбу с солью и пылью, восстановление лесных массивов на деградированных землях, улучшение охраны и устойчивое использование биоразнообразия в отобранных экосистемах, и уменьшение использования потенциально вредных пестицидов. Вопросы окружающей среды проходят главной линией в целях и компонентах проекта. Они будут интегрированы в процессы планирования, реализации и мониторинга, как на местном, так и на национальном уровне. Ожидается, что лесо-восстановительные работы будут применять местные сорта сосны, саксаула, тамариска, тополя и других деревьев и кустарников. При проведении работ по лесному планированию и управлению (включая стратегии борьбы с пожарами) будет принято во внимание решение вопросов по естественной среде обитания, как в контексте конкретных мест, так и ландшафта. По мере возможности проект предусмотрит развитие знаний и мониторинг хорошей практики, безвредной для экологии, такой как неразрушающие и устойчивые методы лесозаготовок.
Проект поможет разработать более приемлемые с точки охраны окружающей среды стратегии борьбы с вредителями. Есть возможность использовать ограниченное количество пестицидов при подготовке посадочного материала в питомниках и в основных очагах распространения вредителей, но общее применение пестицидов, скорее всего, будет сокращено в сторону биологических методов борьбы.
Есть вероятность, что в 1949 –1962 гг. леса Прииртышья испытали воздействие осадков от ядерных испытаний на близлежащих полигонах Семипалатинска. Предварительные данные указывают на то, что в настоящее время уровень большинства радионуклидов низок. Оценка рисков, связанных с их ядерным заражением и последствиями для лесопользования и связанных аспектов, таких как эрозия почвы, борьба с пожарами, использование продуктов леса, будет проведена при анализе, который выполнит группа казахстанских специалистов различного профиля и просмотрит экспертная группа МАГАТЭ. Это исследование станет частью экологической оценки.
Можно ожидать проявления временного несущественного воздействия (пыль, небольшая потря почвы) мероприятий по насаждению, строительных и других работ. Строительство новых подъездных путей не предусматривается. Улучшение укрытия и доступа к воде в лесистой местности, которое может увеличить передвижение скота и привести к вытаптыванию и некоторой потере верхнего слоя почвы, будет находиться под внимательным руководством с учетом необходимых мер безопасности в целях предотвращения ухудшения качества окружающей среды.
Основные заинтересованные стороны включают сельское население, проживающее в лесах и вокруг них, семьи скотоводов и животноводов, лесопользователи, работники лесного хозяйства, а также экологические НПО. На настоящий момент взаимодействие происходит посредством семинаров в Астане, Кокшетау и Семипалатинске с экологическими НПО, которые очень заинтересованы в концепции проекта, неофициальных групповых встреч с жителями сел и лесниками. Скорее всего, консультации будут проходить в виде процесса продолжающихся совещаний (с местными сообществами, НПО, академическими учреждениями, другими государственными организациями), в ходе которых будет установлен вклад ключевых заинтересованных сторон, а также будут интегрированы их мнения при разработке проекта и при его реализации. До отъезда оценочной миссии, версия отчета по экологической оценке на русском языке будет представлена в Казахстане, и версия на английском и русском языках будет дана в банковской программе Infoshop.
10. Перечень фактических технических документов:

Казахстан: Лесной сектор в переходной период – Ресурсы, Пользователи и Устойчивое Использование

Казахстан: Пастбищные угодья в переходной период – Ресурсы, Пользователи и Устойчивое Использование
11. Контактная информация:

Руководитель задания

Джессика Мотт



Всемирный Банк

1818 H Улица, NW

Вашингтон, округ Колумбия 20433

Тел.: 202-458-5607

Факс: 202-614-0857
12. Для информации по другим документам, относящимся к проекту обращаться:
InfoShop

Всемирный Банк

1818 H Улица, NW

Вашингтон, округ Колумбия 20433

Тел.: 202-458-5454

Факс: 202-522-1500



Интернет: http://www.worldbank.org/inforshop
Примечание: Указанная информация относится к проекту в стадии разработки. Определенные компоненты могут быть не включены в окончательный проект.
с. 1