• скачать файл

Паспорт основной программы учебной дисциплины

с. 1
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
начального профессионального образования

«Профессиональный лицей № 23 им. Ф.В. Чижова»

Утверждено:

Директор ___________



Е.А. Ксенофонтова

Приказ ОГБОУ НПО

ПЛ № 23 им. Ф.В. Чижова

от 31.08.2011 № 143\1



основная ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.01 Основы деловой культуры
для обучающихся по профессии
100701.01 Продавец, контролер-кассир

2011 г
Основная программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы дисциплины ОП.01 «Основы деловой культуры» по профессии начального профессионального образования (далее НПО) 100701.01 Продавец, контролер-кассир


Организация-разработчик: Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования ОГБОУ НПО «Профессиональный лицей № 23 им. В.Ф. Чижова»

Разработчики:

Щеголева Наталья Сергеевна преподаватель общепрофессиональных дисциплин ОГБОУ НПО «Профессиональный лицей № 23 им. Ф.В. Чижова»
Одобрена и рекомендована на утверждение методической комиссии лицея
Протокол заседания от «30» августа 2011 года № 1

СОДЕРЖАНИЕ





стр.
  1. ПАСПОРТ основной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





4
  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5
  1. условия реализации основной программы учебной дисциплины


8
  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


9



1. паспорт основной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

Основы деловой культуры
1.1. Область применения программы

Основная программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по профессии НПО 100701.01 Продавец, контролер-кассир.

Основная программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке в сфере обслуживания.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:


  • применять правила делового этикета;

  • поддерживать деловую репутацию;

  • соблюдать требования культуры речи при устном, письменном обращении;

  • пользоваться простейшими приёмами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

  • выполнять нормы и правила поведения и общения в деловой профессиональной обстановке;

  • налаживать контакты с партнерами;

  • организовывать рабочее место;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:



  • этику деловых отношений;

  • основы деловой культуры в устной и письменной форме;

  • нормы и правила поведения и общения в деловой профессиональной обстановке;

  • основные правила этикета;

  • основы психологии производственных отношений;

  • основы управления и конфликтологии


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 46 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;

самостоятельной работы обучающегося 14 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

46

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:




практические занятия

14

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

14

в том числе:




  • Подготовка рефератов по темам:
    «Конфликты в деловом общении»; «Деловой протокол»

  • Подготовка рефератов по темам:
    «Психологические проблемы деловых отношений в сфере торговли».
    «Речь в межличностных, общественных и деловых отношениях».
    «Логические и психологические приемы полемики».
    «Управление деловыми конфликтами при работе с клиентами».
    «Электронные средства коммуникации и их использование в деловом взаимодействии».

  • Индивидуальное проектное задание на тему: «Моделирование деловой беседы

4
4

6


Итоговая аттестация в форме зачета



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы деловой культуры»





Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Этические основы и психология делового общения




32




Тема 1.1. Этические нормы делового общения

Содержание учебного материала

8

1

Понятие делового общения. Универсальные и этические правила делового общения. Психологические аспекты делового общения .Этические нормы взаимоотношений. Деловой этикет и культура поведения. Правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общения

2

Практические занятия

Этика делового общения «сверху вниз». Нравственные эталоны и образцы поведения.

Этика делового общения «по горизонтали».

Организация рабочего места для профессионального общения



5




Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка рефератов



4

Тема 1.2. Основные виды коммуникации и деловое общение

Содержание учебного материала

8

1

Речевая коммуникация: понятие, формы и типы . Невербальные аспекты делового общения .Деловое общение с использованием технических средств коммуникации. Письменная форма коммуникации и деловая переписка. Конфликтные ситуации в деловом общении и пути их разрешения

3

Практические занятия

Требования к хорошей речи. Средства речевой выразительности.

Подготовка деловой беседы

Составляющие внешнего облика человека. Мимическая и пантомимическая выразительность.

Письменная коммуникация как составная часть имиджа. Составление письменных документов.

Технология предупреждения и разрешения конфликтов в деловом общении



5




Самостоятельная работа обучающихся

Психологические проблемы деловых отношений в сфере торговли.

Речь в межличностных, общественных и деловых отношениях.

Логические и психологические приемы полемики.

Управление деловыми конфликтами при работе с клиентами.

Электронные средства коммуникации и их использование в деловом взаимодействии.



4

Раздел 2. Технологии делового взаимодействия и практика проведения консультирования




12

Тема 2.1. Деловые беседы и консультирование

Содержание учебного материала

4

1

Основные техники и приемы общения: правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования

Деловые беседы в структуре профессиональной деятельности .



3

Практические занятия

Планирование и подготовка беседы.

Разговор по телефону: основные правила общения, этикет телефонного разговора.

Профессиональное консультирование.

Способы убеждения в производственных ситуациях


4




Самостоятельная работа обучающихся

Индивидуальное проектное задание



6

Всего:

46


3. условия реализации программы дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Деловая культура».

Оборудование учебного кабинета:


  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • учебные наглядные пособия по дисциплине

Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор



3.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:



  1. Шеламова Г.М., Деловая культура и психология общения. - М. Издательский центр «Академия», 2009 – 320 с.

  2. Шеламова Г.М., Деловая культура взаимодействия. - М. Издательский центр «Академия», 2008 – 64 с.

  3. Шеламова Г.М., Этикет делового общения. - М. Издательский центр «Академия», 2010 – 192 с.

Дополнительные источники:

  1. Биннерман Л., Искусство общения. – ЮНИТИ, 2008.

  2. Клаус Бишоф, Анета Бишоф, Секреты эффективного делового общения. - ДАШКОВ и Ко, 2011.

  3. Павлова Л.Г., Основы делового общения. – ФЕНИКС, 2009.

  4. Панкратов В.Н., Культура делового общения и успех. - ФЕНИКС 2008

  5. Потёмкина. О. , Тесты для подростков»

  6. Руденко А.И., Самыгин С.И., Деловое общение. – ФЕНИКС, 2008.

  7. Чернышова Л.И., Деловое общение. – ЮНИТИ, 2008.

Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет. www.twirpx.com/files/financial/trading/



4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.





Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:




Применять правила делового этикета.

Наблюдение и оценка выполнения практических работ

Поддерживать деловую репутацию

Индивидуальный и групповой опрос.

Соблюдать требования культуры речи при устном, письменном обращении.

Экспертная оценка при выполнении практических заданий.

Пользоваться простейшими приёмами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.

Наблюдение и оценка выполнения практических действий.

Выполнять нормы и правила поведения и общения в деловой профессиональной обстановке.

Индивидуальное проектное задание

Налаживать контакты с партнерами

организовывать рабочее место.




Индивидуальный и групповой опрос. Индивидуальные задания и проекты.

Знать:




Этику деловых отношений.

Тестирование

Основы деловой культуры в устной и письменной форме.

Практическая работа

Нормы и правила поведения и общения в деловой профессиональной обстановке.

Решение ситуационных задач.

Основные правила этикета.

Решение ситуационных задач.

Основы психологии производственных отношений.

Тестирование. Наблюдение и оценка выполнение практических действий.

Основы управления и конфликтологии.

Решение ситуационных задач.





с. 1