с. 1



Управление образования города Пензы
Муниципальное учреждение
«Научно-методический центр г. Пензы»





«Каждое мгновение той работы,
которая называется воспитанием, - это творение будущего и взгляд в будущее».
В.А.Сухомлинский
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
(рекомендации)


Пенза 2010
Планирование – это вид деятельности, связанной с постановкой целей, задач и действий в будущем.
Этапы планирования:
-
Постановка целей и задач.
-
Составление программы действий.
-
Выявление необходимых ресурсов и их источников.
-
Определение непосредственных исполнителей и доведение планов до них.
Гуманизация и педагогизация среды – это цель и духовно-нравственная основа деятельности социального педагога.
Примерная модель системы деятельности
социального педагога общеобразовательной школы
I этап (составляющие деятельности):
-
Формирование целей и задач социально-педагогической деятельности.
-
Выбор главных ориентиров в организации социально-педагогической деятельности.
Цели и ориентиры могут быть следующими:
-
Обеспечить учащимся социально-педагогическую поддержку, заботу, содействовать детям группы социального риска в выборе оптимального варианта обучения (формы обучения, которая способствовала бы развитию ребенка и сохранению его здоровья), минимизировать факты второгодничества и исключить их в период обучения детей в V – VI классах. Это возможно на основе использования индивидуального и личностно-ориентированного подходов.
-
За счет просветительской, социально-профилактической (общей и индивидуальной) работы, через вовлечение детей и родителей в различные виды деятельности, организацию их социальных инициатив достичь такого уровня мотивации социально полезной деятельности, при котором будут практически исключены какие-либо правонарушения или преступления со стороны учащихся.
-
Способствовать развитию учащихся на основе общечеловеческих ценностей, формированию у них соответствующих ценностных ориентаций, проявляющихся в межличностных отношениях.
Деятельность социального педагога не ограничивается рамками своего образовательного учреждения. Поэтому он и социальный, что работает в социальной сфере и с социумом различных уровней: семья, образовательное учреждение, улица, государственные учреждения.
От социального педагога ждут индивидуальной помощи ребенку в интересах его социально-педагогической реабилитации, в преодолении психологических, педагогических, социальных барьеров, мешающих успешной учебной деятельности и самореализации учащихся.
Задачи:
а) общая социально-педагогическая диагностика учащихся школы (диагностика условий жизнедеятельности учащихся в школе, семье и социуме), формирование представления об их проблемном поле на основе данных диагностики;
б) исследование социокультурной ситуации развития детей и подростков в микрорайоне;
в) исследование социально-педагогического потенциала на уровне школы и микрорайона (поиск активных вспомогательных сил – субъектов социально-педагогической деятельности).
Именно на социального педагога возложена миссия гаранта прав и интересов детей, создавать комфортные условия для их жизнедеятельности; быть социальным регулятором в решении жизненных проблем ребенка в семье, школе, различных социальных группах.
II этап
-
Реализация целей и задач I этапа.
-
Планирование, программирование, проектирование социально-педагогической деятельности ее субъектами.
-
Осуществление активной социально-педагогической поддержки, реабилитационного социально-педагогического содействия учащимся.
-
Используя возможности микрорайона и города (социальные структуры, службы, студенчество, творческую молодежь, ветеранские объединения), проведения просветительной, профилактической работы с одновременным вовлечением учащихся в различные виды деятельности.
-
Исследование степени удовлетворенности учащихся и родителей школьной средой.
-
Проведение профессионально-ориентационной диагностики будущих выпускников 9, 11 классов (с акцентированием внимания на группу социального риска).
-
Симптоматическая диагностика педагогически несостоятельных, маргинальных и других семей группы социального риска, оказание им соответствующей помощи.
-
Работа с педагогами по развитию педагогической рефлексии, эмпатии в отношениях с детьми.
-
Вовлечение родителей в социально педагогическую деятельность.
III этап
-
Прогнозирование трудоустройства выпускников относящихся к группе социального риска. Предварительное знакомство с учебными заведениями, которые выбрали дети.
-
Осуществление социально-педагогической профилактической работы по минимизации негативного прогноза (неуспешности) в учебной деятельности (малые педагогические советы, социально-педагогические консилиумы, консультационные группы).
-
Прогнозирование организации летнего отдыха детей группы социального риска.
-
Оказание реальной помощи в трудоустройстве выпускников.
-
Подведение итогов социально-педагогической деятельности.
Годовая циклограмма деятельности социального педагога.
Август
-
формирование целей и задач деятельности;
-
выбор главных ориентиров в организации социально-педагогической деятельности;
-
исследование социума (изучение факторов позитивного и негативного влияния на детей и подростков, формирование вспомогательных сил, социально-педагогических служб).
Сентябрь
-
общая диагностика учащихся, условий их жизнедеятельности, формирование проблемного поля на основе данных диагностики;
-
планирование, программирование, проектирование социально-педагогической деятельности;
-
работа по реализации проблемного поля жизнедеятельности учащихся;
-
осуществление социально-педагогической поддержки, заботы в процессе адаптации вновь прибывших, повторно обучающихся, пятых классов, в процессе педагогической реабилитации детей с отклоняющимся поведением; работа с педагогами по развитию эмпатии и педагогической рефлексии; вовлечение родителей в активную социально-педагогическую деятельность, установление «педагогического моста» между учителями и родителями, вовлечение детей в деятельность.
Октябрь
-
активное погружение в социально-педагогическую деятельность;
-
активизация работы всех вспомогательных сил, структур, служб по вовлечению детей в различные виды социально полезной деятельности.
Ноябрь
-
определение степени удовлетворенности учащихся состоянием школьной среды, изучение состояния социокультурной ситуации развития детей в микрорайоне (использование диагностических методов);
-
осуществление социально-педагогической реабилитационной, коррекционной, социально-профилактической, просветительной, организационно-массовой, групповой, индивидуальной, реализуемой субъектами социально-педагогической деятельности.
Декабрь
-
симптоматическая диагностика семей группы социального риска, оказание им соответствующей помощи;
-
работа с педагогами по развитию педагогической рефлексии, эмпатии к детям;
-
подведение итогов за первое полугодие.
Январь–февраль
-
дальнейшее осуществление системно-функционального подхода к деятельности с вовлечением всех имеющихся вспомогательных сил – субъектов социально-педагогической деятельности;
-
профессионально-ориентационная диагностика выпускников (акцент на детей группы социального риска, одаренных).
Март–апрель–май
-
прогнозирование трудоустройства выпускников, относящихся к группе социального риска; предварительное знакомство с учебными заведениями, которые выбрали дети;
-
осуществление социально-педагогической профилактической работы по минимизации негативного прогноза (неуспешности) в учебной деятельности;
-
прогнозирование организации летнего отдыха детей группы социального риска.
Июнь
-
оказание реальной помощи в трудоустройстве выпускников;
-
организация летнего отдыха детей группы социального риска;
-
подведение итогов социально-педагогической деятельности.
Литература
-
Арнольдов А.И. Живой мир социальной педагогики. – М., 1999.
-
Божович Е. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка. – М.: МПСИ, 1999.
-
Васильева З. Изучение личности школьника учителем. – М.: Педагогика, 1991.
-
Гершунский В.С. Менталитет и образование. – М., 1996.
-
Филонов Г.Н. Предмет и функции социальной педагогики. – М., 1998.
Рабочие материалы кабинета социального педагога
Папки:
-
Общие положения и должностные обязанности.
-
Отчеты о проделанной работе за четверть, полугодие и учебный год.
-
Документация по учету правонарушений и конфликтов.
-
Учет обращения учителей, родителей и учащихся.
-
Справки, служебные и объяснительные записки.
-
Планирование, диагностика, школьная и нормативно – правовая документация.
-
Входящие и исходящие документы.
-
Список детей «Группы риска».
-
Список детей группы «Скрытого отсева».
-
Список детей «В социально – опасном положении».
-
Регистрация бесед с учащимися и их родителей.
-
Список документации социального педагога.
-
Архив «Скрытого отсева» школы.
-
- Видео материалы:
-
Видеофильмы по профилактике наркомании среди учащихся.
Список литературы социального педагога
-
Конвенция ООН «О правах ребенка», М.Риор,2005.
-
Семейный кодекс РФ, М. Эксмо, 2004.
-
О.Г. Филатова «Социология. Конспект лекций», изд. Михайлова СПб, 2003.
-
«Социальный педагог – введение в должность», Каро, СПб, 2004.
-
Ф.А. Мустаева «Основы социальной педагогики», Акад. Проект, М., 2001.
-
«Методика и технологии работы социального педагога» 2-е изд., ред. М.А.Палагузовой, Л.В.Мардахаева, Академия, М., 2004.
-
«Трудный выбор классного руководителя», С.В. Барышникова, Каро, СПб, 2003.
-
«Неклассическое воспитание», О.С. Газман, Новый учебник, М., 2003.
-
«Нарушения поведения учеников вспомогательной школы», Л.М. Шипицина, Е.С. Иванов, Коллег Элизир Уэллс, Великобритания, 1992.
-
Роже Перрон «Трудный ребенок: что делать?» 6-е изд., «Питер», СПб, 2004.
-
«Психология неблагополучной семьи», В.М. Целуйко, «Владос», М., 2004.
-
«Возрастная психология» - конспект лекций. О.О. Петрова, Т.В. Умнова, «Феникс», Ростов-на-Дону, 2004.
-
«Организация профилактики наркомании в системе образования» - сборник нормативно-правовых документов. СПб, 2004.
-
«Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования» - социологический мониторинг эксперимента: профильное обучение. Под ред. Н.А.Смакотиной, И.Д. «Новый учебник», М., 2003.
-
«Методическое пособие для работников ОУ по вопросам профориентации учащейся молодежи», СПб, 2004.
-
«На пороге профессиональной карьеры», СПб, 2003.
-
«Населению по защите и действиям в чрезвычайных ситуациях», СПб, 2001.
-
«Сборник документов объектовой эвакуационной комиссии» - учебно-методическое пособие. СПб, 2003.
Подготовлено главным специалистом отдела воспитания и дополнительного образования НМЦ
О.Д. Несчанской
Октябрь 2010 г.
с. 1