• скачать файл

Планирование работы социального педагога

с. 1


Управление образования города Пензы

Муниципальное учреждение
«Научно-методический центр г. Пензы»




«Каждое мгновение той работы,

которая называется воспитанием, - это творение будущего и взгляд в будущее».
В.А.Сухомлинский





ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

(рекомендации)




Пенза 2010

Планирование – это вид деятельности, связанной с постановкой целей, задач и действий в будущем.
Этапы планирования:


  1. Постановка целей и задач.

  2. Составление программы действий.

  3. Выявление необходимых ресурсов и их источников.

  4. Определение непосредственных исполнителей и доведение планов до них.


Гуманизация и педагогизация среды – это цель и духовно-нравственная основа деятельности социального педагога.
Примерная модель системы деятельности

социального педагога общеобразовательной школы
I этап (составляющие деятельности):

  1. Формирование целей и задач социально-педагогической деятельности.

  2. Выбор главных ориентиров в организации социально-педагогической деятельности.


Цели и ориентиры могут быть следующими:

  1. Обеспечить учащимся социально-педагогическую поддержку, заботу, содействовать детям группы социального риска в выборе оптимального варианта обучения (формы обучения, которая способствовала бы развитию ребенка и сохранению его здоровья), минимизировать факты второгодничества и исключить их в период обучения детей в V – VI классах. Это возможно на основе использования индивидуального и личностно-ориентированного подходов.

  2. За счет просветительской, социально-профилактической (общей и индивидуальной) работы, через вовлечение детей и родителей в различные виды деятельности, организацию их социальных инициатив достичь такого уровня мотивации социально полезной деятельности, при котором будут практически исключены какие-либо правонарушения или преступления со стороны учащихся.

  3. Способствовать развитию учащихся на основе общечеловеческих ценностей, формированию у них соответствующих ценностных ориентаций, проявляющихся в межличностных отношениях.


Деятельность социального педагога не ограничивается рамками своего образовательного учреждения. Поэтому он и социальный, что работает в социальной сфере и с социумом различных уровней: семья, образовательное учреждение, улица, государственные учреждения.

От социального педагога ждут индивидуальной помощи ребенку в интересах его социально-педагогической реабилитации, в преодолении психологических, педагогических, социальных барьеров, мешающих успешной учебной деятельности и самореализации учащихся.
Задачи:

а) общая социально-педагогическая диагностика учащихся школы (диагностика условий жизнедеятельности учащихся в школе, семье и социуме), формирование представления об их проблемном поле на основе данных диагностики;

б) исследование социокультурной ситуации развития детей и подростков в микрорайоне;

в) исследование социально-педагогического потенциала на уровне школы и микрорайона (поиск активных вспомогательных сил – субъектов социально-педагогической деятельности).


Именно на социального педагога возложена миссия гаранта прав и интересов детей, создавать комфортные условия для их жизнедеятельности; быть социальным регулятором в решении жизненных проблем ребенка в семье, школе, различных социальных группах.
II этап

  1. Реализация целей и задач I этапа.

  2. Планирование, программирование, проектирование социально-педагогической деятельности ее субъектами.

  3. Осуществление активной социально-педагогической поддержки, реабилитационного социально-педагогического содействия учащимся.

  4. Используя возможности микрорайона и города (социальные структуры, службы, студенчество, творческую молодежь, ветеранские объединения), проведения просветительной, профилактической работы с одновременным вовлечением учащихся в различные виды деятельности.

  5. Исследование степени удовлетворенности учащихся и родителей школьной средой.

  6. Проведение профессионально-ориентационной диагностики будущих выпускников 9, 11 классов (с акцентированием внимания на группу социального риска).

  7. Симптоматическая диагностика педагогически несостоятельных, маргинальных и других семей группы социального риска, оказание им соответствующей помощи.

  8. Работа с педагогами по развитию педагогической рефлексии, эмпатии в отношениях с детьми.

  9. Вовлечение родителей в социально педагогическую деятельность.


III этап

  1. Прогнозирование трудоустройства выпускников относящихся к группе социального риска. Предварительное знакомство с учебными заведениями, которые выбрали дети.

  2. Осуществление социально-педагогической профилактической работы по минимизации негативного прогноза (неуспешности) в учебной деятельности (малые педагогические советы, социально-педагогические консилиумы, консультационные группы).

  3. Прогнозирование организации летнего отдыха детей группы социального риска.

  4. Оказание реальной помощи в трудоустройстве выпускников.

  5. Подведение итогов социально-педагогической деятельности.

Годовая циклограмма деятельности социального педагога.

Август


  • формирование целей и задач деятельности;

  • выбор главных ориентиров в организации социально-педагогической деятельности;

  • исследование социума (изучение факторов позитивного и негативного влияния на детей и подростков, формирование вспомогательных сил, социально-педагогических служб).


Сентябрь


  • общая диагностика учащихся, условий их жизнедеятельности, формирование проблемного поля на основе данных диагностики;

  • планирование, программирование, проектирование социально-педагогической деятельности;

  • работа по реализации проблемного поля жизнедеятельности учащихся;

  • осуществление социально-педагогической поддержки, заботы в процессе адаптации вновь прибывших, повторно обучающихся, пятых классов, в процессе педагогической реабилитации детей с отклоняющимся поведением; работа с педагогами по развитию эмпатии и педагогической рефлексии; вовлечение родителей в активную социально-педагогическую деятельность, установление «педагогического моста» между учителями и родителями, вовлечение детей в деятельность.


Октябрь


  • активное погружение в социально-педагогическую деятельность;

  • активизация работы всех вспомогательных сил, структур, служб по вовлечению детей в различные виды социально полезной деятельности.

Ноябрь


  • определение степени удовлетворенности учащихся состоянием школьной среды, изучение состояния социокультурной ситуации развития детей в микрорайоне (использование диагностических методов);

  • осуществление социально-педагогической реабилитационной, коррекционной, социально-профилактической, просветительной, организационно-массовой, групповой, индивидуальной, реализуемой субъектами социально-педагогической деятельности.

Декабрь


  • симптоматическая диагностика семей группы социального риска, оказание им соответствующей помощи;

  • работа с педагогами по развитию педагогической рефлексии, эмпатии к детям;

  • подведение итогов за первое полугодие.


Январь–февраль


  • дальнейшее осуществление системно-функционального подхода к деятельности с вовлечением всех имеющихся вспомогательных сил – субъектов социально-педагогической деятельности;

  • профессионально-ориентационная диагностика выпускников (акцент на детей группы социального риска, одаренных).


Март–апрель–май


  • прогнозирование трудоустройства выпускников, относящихся к группе социального риска; предварительное знакомство с учебными заведениями, которые выбрали дети;

  • осуществление социально-педагогической профилактической работы по минимизации негативного прогноза (неуспешности) в учебной деятельности;

  • прогнозирование организации летнего отдыха детей группы социального риска.

Июнь


  • оказание реальной помощи в трудоустройстве выпускников;

  • организация летнего отдыха детей группы социального риска;

  • подведение итогов социально-педагогической деятельности.

Литература


  1. Арнольдов А.И. Живой мир социальной педагогики. – М., 1999.

  2. Божович Е. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка. – М.: МПСИ, 1999.

  3. Васильева З. Изучение личности школьника учителем. – М.: Педагогика, 1991.

  4. Гершунский В.С. Менталитет и образование. – М., 1996.

  5. Филонов Г.Н. Предмет и функции социальной педагогики. – М., 1998.


Рабочие материалы кабинета социального педагога

Папки:

  • Общие положения и должностные обязанности.

  • Отчеты о проделанной работе за четверть, полугодие и учебный год.

  • Документация по учету правонарушений и конфликтов.

  • Учет обращения учителей, родителей и учащихся.

  • Справки, служебные и объяснительные записки.

  • Планирование, диагностика, школьная и нормативно – правовая документация.

  • Входящие и исходящие документы.

  • Список детей «Группы риска».

  • Список детей группы «Скрытого отсева».

  • Список детей «В социально – опасном положении».

  • Регистрация бесед с учащимися и их родителей.

  • Список документации социального педагога.

  • Архив «Скрытого отсева» школы.

  • - Видео материалы:

  • Видеофильмы по профилактике наркомании среди учащихся.


Список литературы социального педагога


  1. Конвенция ООН «О правах ребенка», М.Риор,2005.

  2. Семейный кодекс РФ, М. Эксмо, 2004.

  3. О.Г. Филатова «Социология. Конспект лекций», изд. Михайлова СПб, 2003.

  4. «Социальный педагог – введение в должность», Каро, СПб, 2004.

  5. Ф.А. Мустаева «Основы социальной педагогики», Акад. Проект, М., 2001.

  6. «Методика и технологии работы социального педагога» 2-е изд., ред. М.А.Палагузовой, Л.В.Мардахаева, Академия, М., 2004.

  7. «Трудный выбор классного руководителя», С.В. Барышникова, Каро, СПб, 2003.

  8. «Неклассическое воспитание», О.С. Газман, Новый учебник, М., 2003.

  9. «Нарушения поведения учеников вспомогательной школы», Л.М. Шипицина, Е.С. Иванов, Коллег Элизир Уэллс, Великобритания, 1992.

  10. Роже Перрон «Трудный ребенок: что делать?» 6-е изд., «Питер», СПб, 2004.

  11. «Психология неблагополучной семьи», В.М. Целуйко, «Владос», М., 2004.

  12. «Возрастная психология» - конспект лекций. О.О. Петрова, Т.В. Умнова, «Феникс», Ростов-на-Дону, 2004.

  13. «Организация профилактики наркомании в системе образования» - сборник нормативно-правовых документов. СПб, 2004.

  14. «Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования» - социологический мониторинг эксперимента: профильное обучение. Под ред. Н.А.Смакотиной, И.Д. «Новый учебник», М., 2003.

  15. «Методическое пособие для работников ОУ по вопросам профориентации учащейся молодежи», СПб, 2004.

  16. «На пороге профессиональной карьеры», СПб, 2003.

  17. «Населению по защите и действиям в чрезвычайных ситуациях», СПб, 2001.

  18. «Сборник документов объектовой эвакуационной комиссии» - учебно-методическое пособие. СПб, 2003.

Подготовлено главным специалистом отдела воспитания и дополнительного образования НМЦ



О.Д. Несчанской

Октябрь 2010 г.




с. 1