• скачать файл

Практикум учебный по проектированию маркетинговой информационной

с. 1


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет»


Кафедра маркетинга и управления проектами


УТВЕРЖДАЮ


П

роректор

по учебно-методической работе

и качеству образования

д.э.н., профессор

___________ В.И. Малюк


Рег. № М-1357

ПРАКТИКУМ УЧЕБНЫЙ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ МАРКЕТИНГОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Программа и методические указания

по практикуму учебному

для студентов всех форм обучения


Специальность 080111 - Маркетинг

Санкт-Петербург

2012

Допущено


редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания



Составители:

д-р экон. наук, проф. С.Г. Божук

ст. преп. М.Г. Емцова

Рецензент

д-р экон. наук, проф. А.Г. Будрин





Подготовлено на кафедре

маркетинга и управления проектами

Одобрено научно-методическим советом

факультета менеджмента

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителями

 СПбГИЭУ, 2012



  1. Цели и задачи практикума

Для успешного функционирования в условиях динамично развивающихся рыночных отношений и принятия обоснованных управленческих решений руководителям организаций требуется информация о маркетинговой среде, в которой функционирует фирма. В экономике развиваются тенденции, обуславливающие необходимость получения более обширной и качественной маркетинговой информации о внешней и внутренней среде организации. Потребность в маркетинговой информации растет вместе с расширением ассортимента представленных на рынке товаров и услуг, обострением конкурентной ситуации, развитием инфраструктуры рынка. Внешняя среда многих компаний характеризуется неопределенностью, что затрудняет оценку экономических возможностей и ограничений деятельности компании.

Организации расширяют свои рынки, переходя от регионального маркетинга к маркетингу в масштабах страны, выходят на международные рынки, что порождает необходимость получения информации о новой для них среде.

По мере роста доходов потребители становятся все более требовательными, меняется структура потребностей, предпочтения потребителей. Переход к неценовой конкуренции приводит к индивидуализации товаров. Производителям все труднее прогнозировать реакцию потребителей на характеристики и свойства товаров.

Многообразие источников маркетинговой информации и большой объем собираемых данных обуславливает необходимость упорядочивания и оптимизации процессов сбора, обработки и анализа информации в организации, проведения исследований на регулярной основе. Значимость информации для обоснования управленческих решений, большое количество заинтересованных в информации субъектов предполагает ее адресность. Для решения этих задач используется маркетинговая информационная система (МИС), которая берет на себя функции организации потоков данных, полученных в результате проведения различных исследований, направляя информацию пользователю – подразделению или конкретному лицу, которому она необходима.

Практикум учебный по проектированию маркетинговой информационной системы является логическим завершением изучения студентами дисциплины «Маркетинговые исследования». Продолжительность и содержание практикума определяется Государственным образовательным стандартом по специальности 080111 – Маркетинг, рабочим учебным планом и графиком учебного процесса университета.



Основной целью учебного практикума по проектированию маркетинговой информационной системы является углубление и закрепление знаний, полученных в процессе теоретического обучения и приобретение студентами первоначальных умений и практических навыков работы в решении конкретных задач.

Основные задачи учебного практикума:

  • сформировать представление о значении маркетинговой информационной системы для принятия обоснованных управленческих решений;

  • сформировать представление о структуре маркетинговой информационной системы, назначении подсистем МИС, видах МИС;

  • сформировать у студентов навыки применения алгоритма проектирования информационной системы для конкретного предприятия;

  • сформировать навыки оценки ресурсных ограничений для получения необходимой информации;

  • сформировать навыки использования методов маркетинговых исследований и методов сбора информации в рамках решаемой задачи;

  • сформировать у студентов навыки поиска и структурирования полученной информации;

  • сформировать навыки оценки перспектив и экономической эффективности внедрения маркетинговой информационной системы на конкретном предприятии;

  • сформировать у студентов навыки практической реализации проекта.

Знания и навыки, полученные в ходе учебного практикума, позволят повысить степень самостоятельности студентов при выполнении поставленных задач, что способствует более быстрой адаптации будущих специалистов в условиях реального рынка.
2. Формы и методы проведения учебных занятий

В процессе проведения учебного практикума предполагается использовать следующие формы и методы организации учебного процесса:



  • лекционные занятия, предназначенные для постановки целей и задач учебного практикума, формирования у студентов представления о логике и структуре изучаемого вопроса и для ориентации студентов в литературных источниках;

  • практические занятия, предназначенные для формирования практических умений и навыков студентов по проектированию маркетинговой информационной системы реального или гипотетического предприятия и поиску необходимой информации в рамках решаемой задачи.

При разработке учебного задания на практических занятиях и в процессе самостоятельной работы студенты используют соответствующую научную, учебную и методическую литературу, а также Интернет-источники.
3. Организация самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа предполагает выполнение заданий, предусмотренных программой учебного практикума под руководством и контролем преподавателя и подготовку итогового отчета.

Самостоятельная работа преследует следующие цели:


  • закрепление знаний, полученных в ходе изучения других дисциплин, связанных с вопросами и задачами, рассматриваемыми в процессе учебного практикума;

  • более глубокое исследование тем, не рассмотренных на лекционных и практических занятиях;

  • сбор информации о предприятии и его маркетинговой среде, особенностях его функционирования, информационных потребностях, возможностях и особенностях создания на этом предприятии маркетинговой информационной системы;

  • оформление отчета по учебному практикуму в соответствии с заданием и предъявляемыми требованиями.

В процессе самостоятельной работы предполагается последовательное выполнение заданий учебного практикума после предварительного обсуждения отдельных тем на лекционных и практических занятиях под руководством и регулярным контролем преподавателя.

Задания учебного практикума могут выполняться как индивидуально, так и группой студентов (2-3 человека). Форма самостоятельной работы определяется преподавателем. Совместная работа по выполнению поставленных задач способствует формированию навыка работы в команде по сбору и обработке информации, оценке полученных результатов, выработке и обоснованию согласованного решения.


4. Формы контроля

В процессе проведения учебного практикума предполагается текущий и итоговый контроль знаний.

Текущий контроль осуществляется преподавателем на регулярной основе на практических занятиях на основании выполнения студентом отдельных этапов задания по проектированию маркетинговой информационной системы, выданного преподавателем в рамках программы учебного практикума. Критериями оценивания служат качество выполнения отдельных заданий, своевременность предоставления промежуточных результатов, степень участия студента в выполнении задания (при коллективной работе).

Итоговый контроль реализуется на зачете на основании представления и защиты отчета по учебному практикуму.

Выполненный и оформленный в соответствии с установленными требованиями отчет сдается на проверку преподавателю. Отчет, удовлетворяющий предъявляемым требованиям к содержанию и оформлению, допускается к защите. При наличии существенных замечаний к содержанию и оформлению, отчет возвращается студенту на доработку или исправление.

Защита отчета происходит в виде собеседования студентов с преподавателем. Критериями оценки являются как своевременность и качество выполненной работы, так и четкость и полнота ответов на заданные преподавателем вопросы.


5. Распределение часов по темам и видам занятий

Объем часов представлен в приложении 1.


6. Содержание тем лекций

Лекция 1. Введение. Организация и порядок прохождения учебного практикума

Цели и задачи учебного практикума. Формы и методы проведения занятий. Место проведения учебного практикума. Организация самостоятельной работы. Формы контроля. Требования к содержанию и оформлению отчета, сдаче зачета.



Лекция 2. Концепция функционирования маркетинговой информационной системы

Значение информации для принятия управленческих решений. Маркетинговая информационная система (МИС): понятие, основные задачи ее создания. Функционирование МИС: общая концепция, цели, задачи, ресурсы, технологии. Виды МИС. Подсистемы МИС.

Система внутренней отчетности: понятие, основные задачи, объекты и методы сбора и систематизации внутренней информации.

Система сбора текущей внешней маркетинговой информации: понятие, основные задачи, элементы системы, организация поиска информации.

Система маркетинговых исследований: понятие, основные задачи, элементы системы, направления маркетинговых исследований.

Система анализа маркетинговой информации: понятие, основные задачи, элементы системы, технические средства, базы данных, банк методов, банк моделей.

Алгоритм проектирования маркетинговой информационной системы.

Тенденции развития маркетинговых информационных систем. Особенности МИС в России.



7. Методические указания к практическим занятиям

Тематика и содержание практических занятий по учебному практикуму носят сквозной характер и ориентированы на реализацию проекта по формированию и внедрению маркетинговой информационной системы в организационную структуру конкретного предприятия. При проведении практических занятий целесообразно:



  • ознакомить студентов с целями и задачами проекта вцелом;

  • выдать студентам задание, необходимые методические материалы в устной или письменной форме;

  • знакомить студентов с целями, задачами и формой проведения каждого практического занятия;

  • знакомить студентов с результатами выполнения ими предыдущих этапов проекта, разбирать ошибки, делать выводы, оценивать достоинства и недостатки проделанной работы индивидуально или в обобщенном виде;

  • кратко напоминать или ссылаться на теоретический материал, знание которого необходимо для выполнения каждого этапа проекта;

  • активно консультировать студентов, организовывать, контролировать и оценивать текущую работу, отвечать на вопросы.

Специфика выполнения данного проекта предполагает использование при проведении практических занятий современных информационных технологий, сети Интернет. При проведении данного вида занятий преподавателю рекомендуется:

  • сосредоточить внимание студентов на организации процесса поиска и сбора необходимой в рамках выданного задания информации с последующей обработкой и анализом ее вне аудитории;

  • обеспечить студентов необходимой методической литературой для выполнения самостоятельной составляющей задания;

  • рекомендовать студентам научную и учебную литературу, источники информации, необходимые для выполнения данного задания;

  • четко обозначить сроки и условия предоставления на проверку преподавателю промежуточных и итоговых результатов, итогового отчета;

  • оговорить режим консультаций.

На практических занятиях возможны презентации отдельных этапов проекта по формированию маркетинговой информационной системы.

Практическое занятие 1. Разработка концепции проекта создания маркетинговой информационной системы

Результатами проведения данного занятия являются:



  • определение вида маркетинговой информационной системы, которую предполагается проектировать на данном предприятии, и степени интеграции МИС в организационную структуру предприятия.

  • анализ общего алгоритма маркетинговой информационной системы;

  • распределение функций и полномочий между участниками проекта по формированию МИС;

  • определение структуры и объема ресурсов, необходимых для реализации проекта.

Практическое занятие 2. Характеристика организации на базе которой будет реализован проект создания МИС

На практическом занятии дается общая характеристика организации, на базе которой предполагается реализация проекта по созданию маркетинговой информационной системы, приводятся общие сведения об организации, сфера деятельности, специфика деятельности, особенности рынка, на котором функционирует организация, предоставляемые товары и услуги. Должны быть определены цели деятельности организации, а также конкретные задачи, которые должны выполняться в процессе работы за определенный период.



Практическое занятие 3. Анализ организационной структуры предприятия

На данном этапе проектирования маркетинговой информационной системы должно быть представлено подробное и наглядное описание организационной структуры фирмы с точки зрения ее иерархии и взаимосвязей между подразделениями. В процессе анализа цели и задачи организации группируются по конкретным отделам, ответственным за их решение, и по уровням управления. Это позволяет определить потребителей маркетинговой информации, которыми являются подразделения или конкретные лица, получающие и использующие информацию в процессе своей деятельности.



Практическое занятие 4. Определение информационных потребностей структурных подразделений

Определение информационных потребностей конкретных пользователей предполагает описание характера и объема информации, необходимой для выполнения подразделениями организации стоящих перед ними задач. На данном этапе должны быть определены параметры необходимой информации для каждого пользователя по следующим признакам:



  • стадия обработки (первичная или вторичная);

  • объект исследования (внутренняя или внешняя);

  • функциональное назначение (учетная, плановая, директивная, нормативно-справочная, статистическая, маркетинговая);

  • содержание (научно-техническая, экономическая, социальная, правовая);

  • периодичность поступления (дискретная, эпизодическая, постоянная);

  • категория стабильности (переменная, условно-постоянная, постоянная);

  • степень охвата объекта (основная, вспомогательная);

  • используемые измерители (количественные, качественные);

  • способ предоставления данных (видеозапись, звукозапись);

  • форма представления (печатная, электронная);

  • режим подачи (регламентированная, нерегламентированная).

Определение параметров необходимой пользователю информации является основой для разработки форм внутренних документов.

Практическое занятие 5. Формирование внутренних и внешних информационных потоков

Каждый структурный элемент организации (подразделение, отдел, отдельное лицо) является одновременно пользователем и источником информации. Движение информации в системе организуется на основе информационных потоков (коммуникаций) между маркетинговой средой и потребителями информации. Фирма организует внутренние и внешние, а также входящие и исходящие информационные потоки. Формирование информационного потока предполагает определение источника и получателя данного информационного массива. На этапе формирования информационных потоков должны быть определены методы исследования и сбора информации, а также ограничения на используемые для получения информации ресурсы.



Практическое занятие 6. Разработка структуры баз данных

На данном этапе проекта формулируются рекомендации по формированию баз данных, в которых будет аккумулироваться получаемая информация, а также методов обработки информации, которые позволяют производить арифметическую, графическую и статистическую обработку данных. Проектируемая маркетинговая система может содержать банк моделей, способствующих принятию оптимальных решений.



Практическое занятие 7. Создание коммуникационной системы доступа к информации

На этапе формирования коммуникационной системы как элемента маркетинговой информационной системы оговариваются условия доступа к системе, которая обеспечивает пользователей информацией в рамках их компетенции и в соответствии с решаемыми задачами.



8. Рекомендуемая литература

Основная литература:

  1. Божук С.Г. Маркетинговые исследования. Конспект лекций. Специальность 080111. – СПб.: СПбГИЭУ, 2010. Файл MarkIs_lek.pdf

  2. Маркетинг: Учебник для вузов/ С. Божук, Л. Ковалик, Т. Маслова, Н. Розова, Т. Теор .-4-е изд .-СПб. : Питер, 2012.-448 с.

  3. Маркетинг менеджмент. Экспресс- курс = A Framework for Marketing Management / Ф. Котлер, К.Л. Келлер. Пер. с англ. -3-е изд. - СПб.: Питер, 2010.-480 с. :ил.-(Классический зарубежный учебник).

Дополнительная литература:

  1. Аакер Д., Кумар В., Дей Дж. Маркетинговые исследования. – СПб.: Питер, 2004

  2. Анурин В., Муромкина И., Евтушенко Е. Маркетинговые исследования потребительского рынка – СПб.: Питер, 2006

  3. Багиев Г.Л. Маркетинг: Учебник/Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн;Под общ. ред. Г.Л. Багиева.-3-е изд., перераб. и доп.-СПб.: Питер, 2008

  4. Божук С.Г. Маркетинговые исследования: основные концепции и методы (монография) – СПб.: Вектор, 2005

  5. Божук С.Г. Системное управление маркетинговым исследованием (монография) – СПб.: СПбГИЭУ, 2005

  6. Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинговые исследования (уч.пос) – СПб, Питер, 2004

  7. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие для вузов. - М.: Финансы и статистика, 2002

  8. Березин И.С. Маркетинговый анализ. – М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2004

  9. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология. – М.: Изд-во “Финпрес”, 1998

  10. Ковалев А.И. Маркетинговый анализ, - М.: Центр экономики и маркетинга, 2000

  11. Котлер Ф., Триас де Без Ф. Новые маркетинговые технологии. Методики создания гениальных идей – СПб.: Издательский дом «Нева», 2004

  12. Ламбен Ж.Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. – СПб.: Питер, 2004.

  13. Малхотра Н.К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003

  14. Маркетинг/ под ред. М. Бейкера. – СПб: Питер, 2002

  15. Маркетинг. Учебник практикум (под ред. Проф. Ващекина Н.П.) – М.: ИД ФБК-Пресс, 2003


9. Форма отчета по практикуму

По итогам учебного практикума студенты должны подготовить, сдать руководителю практикума на проверку и защитить отчет, структурными элементами которого являются:



  • Титульный лист (приложение 2);

  • Содержание

  • Введение

  • Основная часть

  • Заключение

  • Библиографический список

  • Приложения (при необходимости).

Во введении дается краткая характеристика проекта по формированию маркетинговой информационной системы организации: цели и задачи проекта, структура и требования к содержанию проекта, порядок его разработки.

Основная часть проекта формируется на основании результатов, полученных студентами в процессе выполнения заданий на практических занятиях, и имеет следующую структуру:

  • Общая характеристика организации.

  • Анализ организационной структуры.

  • Определение информационных потребностей.

  • Формирование информационных потоков.

  • Анализ информации.

  • Коммуникационная система.

В заключении должны быть оценены перспективы внедрения проекта в организации, преимущества использования маркетинговой информационной системы.

Библиографический список должен содержать источники, которые использовались во время прохождения практикума и при составлении отчета. В тексте работы должны быть ссылки на соответствующий источник в библиографическом списке.

Вспомогательные материалы (схемы, таблицы, графики, наглядные материалы выставок и т.д.), способствующие более наглядному представлению информации, изложенной в отчете по учебному практикуму, приводятся в приложениях.

Отчет должен быть представлен в распечатанном виде и сброшюрован. Объем работы не менее 15 страниц. При оформлении отчета должны быть соблюдены следующие требования: шрифт – 14 кегль; гарнитура – «Таймс»; межстрочный интервал – 1,5; интервал между словами – 1 знак; абзацный отступ – 1,25; выравнивание – по ширине; перенос – автоматический; нумерация страниц – внизу по центру страницы; поля – 25 мм; шрифт заголовков – жирный.

Отчет по практикуму может выполняться как индивидуально, так и творческим коллективом, состоящим из 3-4 человек (по усмотрению преподавателя).

Приложение 1

Объем часов учебной работы студента по видам учебных занятий и формам обучения



в период учебного практикума

Наименование темы учебного практикума

Всего часов

Аудиторные занятия по формам обучения

в том числе

Самостоятельная работа по формам обучения

лекции

практические

лабораторные (ДИ)

очная

очно-заочная

заочная

очная

очно-заочная

заочная

очная

очно-заочная

заочная

очная

очно-заочная

заочная

очная

очно-заочная

заочная

очная

очно-заочная

заочная

Введение. Организация и порядок прохождения учебного практикума

1

1

1

1

1

1

1

1

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Тема 1. Концепция функционирования маркетинговой информационной системы.

3

1

1

3

1

1

3

1

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Тема 2. Разработка концепции проекта создания маркетинговой информационной системы.

4

3

3

2

1

-

-

-

-

2

-

-

-

1

-

2

2

3

Тема 3. Характеристика организации на базе которой будет реализован проект создания МИС.

9

5

5

4

1

-

-

-

-

4

-

-

-

1

-

5

4

5

Тема 4. Анализ организационной структуры предприятия.

9

5

5

4

-

-

-

-

-

4

-

-

-

-

-

5

5

5

Тема 5. Определение информационных потребностей структурных подразделений.

8

4

4

4

-

-

-

-

-

4

-

-

-

-

-

4

4

4

Тема 6. Формирование внутренних и внешних информационных потоков.

8

5

5

4

-

-

-

-

-

4

-

-

-

-

-

4

5

5

Тема 7. Разработка структуры баз данных.

9

5

5

4

-

-

-

-

-

4

-

-

-

-

-

5

5

5

Тема 8. Создание коммуникационной системы доступа к информации.

3

3

3

1

-

-

-

-

-

1

-

-

-

-

-

2

3

3

Всего по формам обучения

54

32

32

27

4

2

4

2

2

23

-

-

-

2

-

27

28

30

Зачет

7 с

II-4

V к















































ПРИЛОЖЕНИЕ 1

МИНОБРНАУКИ РОССИИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет»


Кафедра маркетинга и управления проектами


Отчет

по учебному практикуму

Проектирование маркетинговой информационной системы

Группа:


Исполнитель(и):
Отчет сдан:
«____» __________20__г.

Отчет принят:


«____» __________20__г.
Преподаватель:
_____________/_______________/

(подпись) (фамилия и инициалы)



Санкт-Петербург

20_


с. 1