Предварительные выводы по оценке водотоков, озер и трансграничных

с. 1 с. 2 с. 3


WGMA//2010/Inf.2 – WGIWRM/2010/Inf.1
1 июля 2010 года




Конвенция по охране и

использованию трансграничных

водотоков и международных озер

Рабочая группа по мониторингу и оценке


Одинадцатая встреча , 6-7 июля, 2010
Повестка дня - раздел 7 C

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ ПО ОЦЕНКЕ ВОДОТОКОВ, ОЗЕР И ТРАНСГРАНИЧНЫХ ПОДЗЕМНЫХ ВОД В ВОСТОЧНОЙ И СЕВЕРНОЙ ЧАСТЕЙ ЕВРОПЫ
Составлено секретариатом

Настоящий документ основывается на результатах обсуждений Семинара по вопросам управления трансграничными водами в Восточной и Северной Европе, который состоялся в Киеве - Украина, в период 27-29 aпреля 2010 года, а также, на предварительном анализе информаций переданных странами-участницами. Семинар был организован совместными усилиями Европейской экономической комиссии ООН (Организация Объединенных Наций) (CEE-ONU) и Международного центра по оценке водных ресурсов (CIEA), в Словацком Институте Гидрометеорологии, который финансировал семинар, coвместно с Министерством охраны окружающей среды Украины и Государственным Комитетом Украины по управлению водными ресурсами.


Основными темами семинара были нижеследующие: 1) Управление речными бассейнами: интегрированное управление трансграничными водами и применение Генеральной Директивы Европейского Союза по водным ресурсам; 2) Последствия изменения климата над водными ресурсами и меры по адаптации; 3) Проблемы качества воды, включая - но не ограничиваясь на этом - влияние экономического развития, согласование мер по контролю качества биологических вод и 4) Гидроморфологические изменения. Семинар позволил обмениваться наилучшей практикой и опытом, обсуждениями по текущим проблемам и выявлять в связи с этим различных возможностей для региона и будущих путей для разрешения. В дополнение к тематическим пленарным заседаниям, участники работали также по трансграничным районам речных бассейнов, в рамках дискуссионных сессий, с целью совместно разрабатывать точную картину всех трансграничных вод в регионе.
Настоящий документ является первым субрегиональным проектом-резюме по оценке трансграничных вод в Восточной и Северной Европе, в соответствии с планом, утвержденным Рабочей/целевой группой по мониторингу и оценке (смотреть ECE/ MP.WAT/WG.2/2009/3). Резюме будет завершен оценками водотоков, озер и трансграничных подземных вод Восточной и Северной частей Европы, впадающие в Каспийском море, в Черном Море и Балтийском Море, на основе информаций предоставленных прибрежными странами. Краткое описание организационной структуры по управлению водными ресурсами в этих странах и компиляция существующих соглашений по управлению трансграничными водами, будут также включены в оценку.
Coдержание проекта-резюме отражает предоставленных информаций и, учитывая что не все государства подали в связи с этим полных спецификаций, примеры речных бассейнов указанных в настоящем документе имеют некоторые ограничения/недостатков. Страны Восточной и Северной Европы которые еще не заполнили соответствующие технические спецификации, должны заполнить и отправить их в секретариат как можно быстрее, но не позже 16 августа. Возможные изменения и дополнения к этому резюме должны будут отправлены в секретариат, с точной формулировкой до 16 августа 2010 года.
Целевая группа, особенно, страны Восточной и Северной Европы, приглашены:
(a) добавить по поводу содержания настоящего проекта-резюме, советы связанные с проблемами которые должны быть изложены в резюме, исправления неточностей, и предоставлять дополнительных информаций с целью завершения проекта, так чтобы резюме охватил все вопросы, представляющие интерес для региона, в соответствии с планом второй оценке ;
(b) обсудить и договориться о том, как заполнить и передать в секретариат спецификации до 16 августа 2010;

(c) обсудить и договориться по поводу процесса завершения официальных документов по оценке в Восточной и Северной Европе, для приготовления двенадцатой встречи Целевой группы.



ВВЕДЕНИЕ


  1. Оценка Восточной и Северной частей Европы фокусируется на органы управления водными ресурсами, общими в ЕС и в странах не являющихся членами ЕС, которые составляют вместе значительную приграничную зону для применения Генеральной Директивы ЕС по водным ресурсам (DCA), по ряду международных гидрографических районов. Субрегиональная оценка включает следующих стран: Беларусь, Молдова, Россия, Украина и страны ЕС близлежащие - Эстония, Финляндия, Венгрия Латвия, Литва, Польша, Норвегия, Румыния и Словакия.

  2. Реки, озера и подземные трансграничные воды в субрегионе, а также, выбранные Рамсарские ландшафты, приведены в таблице 1. Поскольку многие крупные реки в суб-регионе являются трансграничными, многие страны вниз по течению в значительной степени зависят от речного потока воды за пределами своих границ. Например, Украина оценивает что только одна четверть поверхностного стока воды в стране формируется в пределах своих границ. Больше 80% питьевой воды Республики Молдовы берется из Днестра. Эта взаимосвязь (и соответствующая уязвимость) подчеркивает значительность хорошего приграничного сотрудничества.




  1. Существуют четкие различия в отношении рационального использования водных ресурсов, между странами ЕС и их восточных соседей в субрегионе. В западной части этого субрегиона, требования, касающиеся состояния водных ресурсов, определяются природоохранными целями РДВ/DCA, которое устанавливает сроков для принятия мер. В Восточной Европе, например, на Украине или в Республике Молдова, политика в области водных ресурсов уделяет основное внимание экономическим потребностям общества. В западной части, существуют хорошо налаженные структуры/кадры на уровне бассейна (например, Комиссия по вопросам бассейна Дуная, МКОРД), в то время как в восточной части эти учреждения являются менее развитыми.




  1. Рамсарские ландшафты в Восточной и Северной Европе, были оценены в сотрудничестве с секретариатом Конвенции о водно-болотных угодьях (Рамсарская конвенция), совместно с Сторонами подписавших Конвенцию: Трансграничный Рамсарский ландшафт северно-ливонский, обширная болотистая система, Система Пещеры Domica Baradla, и многие другие ландшафты на озере Peipsi, на верховья Тисы, рек Стоход-Припять-Простырь, на низовья Дуная и на среднем течении реки Буг.




  1. В Восточной и Северной Европе есть еще несколько важных трансграничных водно-болотных угодий, в том числе многих пресноводных озер и обширных водно-болотных зон, связанные между ними реками и ручьями, которые тянутся вдоль границы России, Норвегии и Финляндии и далее на юг вдоль границы России, Эстонии, Латвии и Беларуси. Луга, временно затопленные леса, пастбищи и водно-болотные угодья также характерны для этого региона, а также, прибрежные заливы, лагуны и речные дельты в Баренцевом море, в Балтийском и Черном морях. Характерной чертой самой северной части региона, является вечная мерзлота. Многие из предоставленных услуг этими водно-балотными угодьями, выходят далеко за пределами своих границ, от защиты богатого биоразнообразия в опасности, до задержания и хранеия воды, поддержки рыболовства, сельского хозяйства и различных культурных мероприятий.



Tаблица 1. Реки, озера и трансграничные подземные воды и Рамсарские ландшафты выбранные в Восточной и Северной Европы1

Бассейн / Суббассейн (ы)

Приемник

Прибрежные страны

Озера в бассейне

Трансграничные подземные воды в бассейне (водоносного горизонта или грунтовых вод)

Рамсарские ландшафты включенные в эту оценку

Оуланкайоки

Белое Море

FI, RU










Тулома

Kola Fjord> Баренцевое Море

FI, RU










Jacobselv

Баренцевое Море

NO, RU




Grense Jakobselv (NO, RU)




Paatsjoki

Баренцевое Море

FI, NO, RU

Озеро Инари

Pasvikeskeren (NO, RU)




Näätämö

Баренцевое Море

FI, NO, RU




Neiden (NO, FI)




Teно

Баренцевое Море

FI, NO




Anarjokka, Karasjok, Levajok-Valjok, Tana Nord (NO, FI)




Kemijoki

Балтийское Море

FI, NO, RU










Oulujoki

Балтийское Море

FI, RU










Jänisjoki

Ладожское озеро

FI, RU










Kiteenjoki-Tohmajoki

Ладожское озеро

FI, RU










Hiitolanjoki

Ладожское озеро

FI, RU










Vuoksi

Ладожское озеро

FI, RU

Озеро Pyhäjärvi / Пюхйярви şi Озеро Saimaa/ Сайма







Juustilanjoki

Балтийское Море

FI, RU

Озеро Nuijanmaanjärvi







Rakkonlanjoki

Балтийское Море

FI, RU










Urpanlanjoki

Marea Baltică

FI, RU










Нарва

Балтийское Море

EE, LV, RU

Нарвское водохранилище и Озеро Peipsi

Silurian-Ordovician Layer (EE-LV-RU)

Озеро Peipsi и зоны с пониженным атмосферным давлением (EE, RU)

Salaca

Балтийское Море

EE, LV







Северно-ливонские балота (EE, LV)

Gauja/Koiva

Балтийское Море

EE, LV




D42 (LV, LT), D5, D6, P (LV, EE)




Daugava

Балтийское Море

BY, LT, LV, RU

Озеро Drisvyaty/Drukshiai

D4 (LV, LT), D8 (LV-EE-RU)3, D9, D104 (LV, LT, BY)




Lielupe

Балтийское Море

LT, LV




A (LV, LT), D4 (LV, LT), F3 5(LV, LT)




- Nemunelis

Лиелупе

LT, LV










- Mуса

Лиелупе

LT, LV










Venta, Barta and Sventoji

Балтийское Море

LT, LV




A, D4, F1, F2, F3 (LV, LT),




Неман

Балтийское Море

BY, LT, LV, PL, RU

Озеро Galadus

Верхний Меловой Период (LT, RU)




Прегель

Marea Baltică

LT, RU, PL




Регион Mazursko-Podlashi (PL, BY, LT, RU)




Прохладная

Балтийское Море

RU, PL










Висла

Балтийское Море

BY, PL, SK, UA




Регион Люблинско-Подлясья (PL, UA), Мезозойский Belianske Tatry и прилегающий кристаллический (SK, PL)




- Буг

Висла

BY, PL, UA




Буг (BY, PL)

Водно-болотные угодья на западном участке реки Буг (PL, BY, UA)

- Дунаец

Висла

PL, SK










-Попрад

Дунаец

PL, SK




Аллювий Poprad (SK, PL)




Дунай

Черное Море

AL, AT, BA, BG, CH, CZ, DE, HU, HR, MD, ME, MK, IT, PL, RO, RS, SK, SI, UA

Водоемы Железных Ворот I и Железных Ворот II, Озеро Neusiedl

Aggteleki Karszt / Намыв Бодва и Словацкий Carstu (SK, HU), силура и мела (/4) (MD, RO, UA), Мезозойский , Западные Татры и прилегающий кристаллический (SK, PL), Q,N1-2,Pg2-3,Cr2 (RO, UA), Qall,N,Pg+K2 (SK, PL, RO), Неогено-сарматский 6 (BG-RO), Верхний Юрский - Нижний Меловой 7 (BG-RO)

Нижний Дунай (MD, RO, UA)

- Ваг

Дунай

PL, SK










-Ипель

Дунай

HU, SK




Ipoly völgy/Намыв Ипель (HU, SK)




- Tиса

Дунай

HU, RO, RS, SK, UA




Karancs-Medves / Намыв Slaná, Hernád Völgy / Намыв Hornad (HU, SK)

Верхний бассейн Тиса (HU, SK, UA); Система Пещеры Domica-Baradla (HU, SK)

- Сомс/Szamos

Tиса

HU, RO




Сомс

Аллювиальный Конус 8 (RO, HU), Nyírség, keleti rész / Nyírség, восточная окраина (RO, HU)






- Mуреш

Tиса

HU, RO




Плейстоцен Муреш/Maros Аллювиальный Конус 9




- Сирет

Дунай

RO, UA




Средний Сарматский Понтийский

Понтийский 10(MD, RO)






- Прут

Дунай

MD, RO, UA

Stanca-Costesti Бассейн

Средний Сарматский Понтийский (MD, RO)




Kагул

Озеро Кагул

MD, UA

Озеро Кагул







Ялпуг

Озеро Ялпуг

MD, UA

Озеро Ялпуг







Cogilnik

Черное Море

MD, UA










Днестр

Черное Море

UA, MD




Грунтовые воды поверхностного залегания (Q) (/1) / Qall,N,K2 (MD, UA)




- Yahorlyk

Днестр

UA, MD










- Kuchurhan

Днестр

UA, MD










Днепр

Черное Море

BY, RU, UA




Q, Pg2+Pg3,Cr2,A+Pt1 (BY, UA)




- Припять

Днепр

BY, UA







Стоход-Припять-Простырь/ Stokhid-Pripyat-Prostyr Rivers (BY, UA)s

Elancik

Черное Море

RU, UA










Mius

Черное Море

RU, UA










Дон/ Северский Донец

Черное Море

RU, UA











ПРАВОВЫЕ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДЛЯ РАЦИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСГРАНИЧНЫМИ ВОДАМИ
6. В настоящее время, ряд стран находится в курсе обновления, либо недавно продлили свои двусторонние соглашения по управлению трансграничными водами в субрегионе. Многие существующие соглашения были подписаны в конце 1990 или 2000 гг. Украина и Молдова готовят новое соглашение по вопросам бассейна реки Днестр и о создании дальнейшей комиссии трансграничных вод. Румыния и Республика Молдова недавно заключили договор по вопросам вод реки Прут. Также, новое межправительственное соглашение по трансграничным водам между Беларусью и Польшей в ходе реализации. Одним из факторов, вызвавших эти обновления законодательства является необходимость принимать во внимание положений РДВ/ DCA и принципов интегрированного управления водными ресурсами (MIRA). Для некоторых значительных трансграничных рек в субрегионе как например Днепр и Днестр, не существует до сих пор никакой комиссии по управлению гидрографического бассейна. Конвенция по управлению водными ресурсами послужила основой для многих из этих соглашений.
7. Комиссии по управлению трансграничными водами могут способствовать различными видами сотрудничества между соседними странами и, на основе взаимного доверия, сотрудничество может быть расширено. Там где трансграничные комиссии работают, они всегда основываются на соглашение. Не ограничиваясь строго на их общую задачю, а именно, организовать обмен данными мониторинга, комиссии, – это случай, например, русско-эстонской совместной комиссии – могут определить приоритетные направления научных программ в области защиты и устойчивого использования трансграничных вод, в целях содействия сотрудничеству между различными субъектами в гидрографическом бассейне и освещения дебатов по актуальным вопросам. В рамках групп экспертов комиссий по управлению трансграничными водами сотрудничество может также иметь международный аспект.
8. Комиссии по управлению бассейнами рек или аналогичные учреждения оказывают консалтинг властям управления водными ресурсами во многих странах субрегиона. Создание советов по вопросам речных бассейнов на национальном уровне, не является достаточным для трансграничных бассейнов, необходимо идти дальше, к разрешению трансграничных проблем, с совместным участием представителей прибрежных стран. В качестве примера таких усилий, Украина и Молдова намерены пригласить своих представителей на основе взаимности. Это достаточно трудная задача - суметь привести в дискуссии также опасения соседних стран, учитывая, что они участвуют в этом в качестве наблюдателей.
9. Были созданы советы по вопросам речных бассейнов для всех речных бассейнов Украины. Для басеейна Северского Донца, существуют два таких совета. Расширение участия в рамках работ советов посредством, например, профессиональных организаций, могло бы укрепить основные знания советов, но, на практике это расширение снижается из-за финансовых причин. Отсутствие финансирования само по себе является препятствием для организации совещаний. НПО являются специалистами не только в плане участия общественности, они также вносят существенный вклад в основные знания. Более широкое участие (НПО, межсекторальное и т.д.) в рамках советов является возможным и могло бы помочь определению устойчивого разрешения существующих проблем и, следовательно, необходимы усилия в этом смысле – даже если ACД- ЕС не предусматривает обязательного участия заинтересованных сторон. Важно включить в соглашениях по трансграничным водам интересы местного населения, о чем свидетельствует опыт Норвегии с представителями коренных народов (Саами).
10. В государствах являющихся членами ЕС в субрегионе, разработка планов управления водоразделом является обязательной (публикация планов была запланирована на декабрь 2009 года). В восточной части, на разработку таких планов воздействовала донорская поддержка.: плановый проект управления бассейном реки Припять был разработан в рамках проекта ТАСИС, однако этот план не был продолжен. Странам с общими речными бассейнами со странами ЕС предлагается подготовить совместные планы по управлению речными бассейнами. Республика Беларусь имеет проекты по комплексному использованию и охране вод, но основной интерес в настоящее время это в какой степени они сопоставимы с планами ЕС по управлению речными бассейнами.
11. Системы планирования в восточной части субрегиона все еще под влиянием советской традиции, основной акцент сделан главным образом на гидравлике и на качество воды. Страны региона признают важность принципов интегрированного управления водными ресурсами (MIRA), но на практике, применение ограничено в странах Восточной части суб-региона. Существуют еще неразрешенные национальные институциональные проблемы, которые затрудняют, например, межсекторальное сотрудничество, являющаеся необходимым условием для комплексного управления водными ресурсами. Существует недостаток координации и интеграции между национальными организациями, участвующими в управлении водными ресурсами, как, например, между агенствами которые управляют ресурсами поверхностных и подземных вод. Страны управляют каждая из них своей частью речного бассейна, но существует также трансграничное управление. Слабое институциональное, законодательное или межсекторальное сотрудничество, затрудняет применение этого. Еще одной проблемой является отсутствие финансовых средств, необходимых для осуществления планов в водном секторе. В связи с этим, поддержка оказанная на уровне министерств имеет важное значение.
12. В Республике Молдова (водный кодекс датируется 1992 г.), новый законопроект о водных ресурсах, который включает принципов речного бассейна, находится в заключительной стадии одобрения отраслевыми министерствами. Сближение с достижением (acquis) Сообщества, особенно, с генеральной Директивой по водным ресурсам является одним из мотивов законодательного обновления. Недавно, законодательный документ по контролю за сбросом сточных вод из городских источников был принят и утвержден – в процессе Национальной Политике в рамках инициативы ЕС о водных ресурсах, c ЕЭК ООН, имея роль стратегического ключевого партнера, но его реализация осуществляется с трудностью, из-за отсутствия средств. Разработана также новая стратегия по вопросам питьевой воды и управлению водными ресурсами, но ее реализация еще не началась. Новая национальная стратегия в области управления отходами находится в настоящее время в курсе разработки, с целью уменьшить воздействие на водных ресурсах.
13. Все эти усилия, связанные с планами сходимости Молдовы с директивами ЕС о водных ресурсах, указывают на наличие этой тенденции в многих странах не входящие в ЕС в этом субрегионе. В Украине необходимость ввести принципы управления речными бассейнами находит свое отражение прежде всего в области экологического права и Кодекса украинских вод.
с. 1 с. 2 с. 3