Программа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Лагерь –

с. 1 с. 2 ... с. 4 с. 5
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Стригай Базварно-Карабулакского муниципального района Саратовской области»


«Согласовано»:

Начальник ЛОЛ при МБОУ «СОШ с.Стригай Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области»

_____________ /Н.А.Безрукова/



«Утверждаю» :

Директор МБОУ «СОШ с. Стригай Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области»

____________/Ю.В.Евдокимова/
Приказ № 56 от

« 18 » апреля 2014г.


Программа

оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Лагерь – это интересная жизнь».



Телефон: 8-845-91-62-2-38



Информационная карта


  1. Полное название программы

«Лагерь-это интересная жизнь»

  1. Цель

Организация свободного времени, создание условий для профилактики детской безнадзорности и правонарушений в летнее время.

  1. Тип лагеря

С дневным пребыванием

  1. Направления деятельности

  • спортивно - оздоровительное;

  • историческое и литературное краеведение;

  • краеведческо – экологическое;

  • художественно – эстетическое.

  1. Ожидаемые результаты

  1. Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья

  2. Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.

  3. Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.

  4. Улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве школы, укрепление здоровья школьников.

  5. Личностный рост участников смены.

  1. Авторы программы

Безрукова Н.А., Молоткова А.П., Бородачева Е.С.

  1. Адрес организации

Саратовская область. Базарнокарабулакский район, село Стригай, ул.Ленина, д.2, тел. 8-845-91-62-2-38

  1. География участников

Воспитатели (учителя), дети.

  1. Количество детей, участников программы

23

  1. Сроки проведения

1 смена - c 02.06.14 по 26.06.14г

  1. Количество смен

1

  1. Особая информация и примечания.

В программе обобщен и представлен на качественно новом уровне многолетний опыт работы коллектива летнего оздоровительного лагеря по организации летнего отдыха детей при школе.



  1. Пояснительная записка.

Лагерь – это место, где каждый ребенок

может состояться как уникальная личность…

Лагерь – это большая, умная Игра,

которая помогает детям радоваться жизни,

праздновать жизнь практически ежечасно.

С.А.Шмаков



1. Обоснование актуальности программы.

Каникулы - самая лучшая и незабыва­емая пора для развития творческих способ­ностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные свя­зи, удовлетворения индивидуальных интересов и по­требностей.

Каникулы - это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться петь, танцевать, играть, с пользой провести свободное время. Именно такие возможности для каждого ре­бенка открывают детские оздоровительные лагеря.

Каникулы - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы.

Ну, где ещё школьник почувствует себя раскрепощённым, свободным, независимым как не в период каникул, на школьных площадках, в лагерях?! Тут не надо бояться, что тебя вызовут к доске, снова плохую отметку поставят, потребуют дневник, а потом дома – родительская разборка.

Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как неперспективного.

В каникулы он может общаться, с кем хочет, и этот выбор дела­ет он сам, и главное, в период организации отдыха в детских центрах направить в надежное русло эти знакомства и общение.

Организация отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в период каникул позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года.

В детском оздоровительном лагере главное – не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по отряду, к взрослым людям.

Содержанием досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма.

Исходя из опыта работы школы по организации летнего отдыха и занятости детей в 2012-2013 учебном году, можно выделить следующие итоги деятельности оздоровительного лагеря.

В период летних каникул в 2013 г. на базе оздоровительного лагеря при МБОУ «СОШ с.Стригай» в течение 1 смены отдохнуло 30 детей . Работа лагеря строилась на основе комплексной программы и реализовывала следующие задачи:

1. Организация интересного полноценного отдыха детей через введение сюжетно-ролевой игры.

2. Оздоровление детей.

3.Создание необходимых условий для развития творческого потенциала и формирования активной творческой личности.

4. Формирование патриотических чувств.

5. Формирование навыков совместной творческой и игровой деятельности.

В течение смены и после её окончания были обобщены результаты мониторинга уровня удовлетворенности обучающихся и их родителей качеством организации летнего отдыха на базе оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей.



Таблица

Уровень удовлетворенности обучающихся и их родителей

качеством организации летнего отдыха на базе

оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей




1 смена

обучающиеся

родители

высокий уровень удовлетворенности жизнью детей в лагере

79%

85%

средний уровень удовлетворенности жизнью детей в лагере

19%

11%

низкий уровень удовлетворенности жизнью детей в лагере

2%

4%

По результатам анкетирования, учащимся больше всего в лагере понравились:

  • Спортивные мероприятия – 34%.

  • Культурная программа – 27%.

  • Общение с воспитателями – 35%.

  • Мероприятия на базе лагеря – 21%.

  • Экскурсии – 43%.

Родители выделили следующие положительные стороны работы лагеря:

  • Обеспечение безопасности детей – 89%.

  • Разнообразная культурная программа – 77%.

  • Укрепление здоровья детей – 71%.

  • Разнообразное и здоровее питание -87%.


2. Выявление конкретной, решаемой проблемы:

Создание системы летнего отдыха и оздоровления детей осложнено процессами, идущими в обществе. Исходя из результатов исследований, социологических опросов и анкетирования родителей и детей, можно выделить следующие факторы социального риска, отрицательно сказывающиеся на досуг и занятость детей в каникулярное время:

1. Социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия);

2. Медико-санитарные факторы (с каждым годом в связи с прогрессирующим ухудшением окружающей среды уменьшается количество здоровых детей. Вызывает тревогу ежегодный прирост процента детей с хронической патологией. После напряженного учебного года все дети нуждаются в оздоровлении в летнее время, а дети «группы риска» и имеющие хроническую патологию – в дополнительном специализированном оздоровлении.)

3. Социально-демографические факторы (неполная либо многодетная семья, семьи с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми);

4.Социально-психологические факторы (семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);

5. Фактор ослабления творческой и интеллектуальной активности детей. Среди обучающихся было проведено анкетирование на тему «Ваш летний отдых», где была выявлена востребованность данного направления организации летней занятости.

Таким образом, следует выделить следующие проблемы в организации летнего труда, отдыха и оздоровления детей – обучающихся МБОУ «СОШ с.Стригай» Базарнокарабулакского района:

- недостаточная занятость детей различными видами деятельности в летний период времени за пределами школы;

- проблемы профилактики детских правонарушений в летний период;

- недостаточная организация работы в летнее время с детьми, оставшимися без попечения родителей;

- недостаточный уровень творческой и интеллектуальной активности;

- ухудшение показателей здоровья обучающихся.

Исходя из важности вышеперечисленных проблем, возникла необходимость создания программы оздоровительного лагеря ««Лагерь-это интересная жизнь»».

Среди родителей обучающихся был проведен социологический опрос о планах по организации летнего отдыха в 2014 году. 100% родителей начального звена выразили желание определить своих детей в школьный лагерь на период июня 2014 года.

Программа оздоровительного лагеря в 2014 году носит комплексный характер. Основным направлением программы является гражданско-патриотическое.

Гражданско-патриотическая тематика реализуется наряду со следующими сопутствующими направлениями:


  • спортивно - оздоровительное;

  • историческое и литературное краеведение;

  • краеведческо – экологическое;

  • художественно – эстетическое.

3. Адресаты программы:

обучающиеся МБОУ « СОШ с.Стригай» от 7до 10 лет;

- дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также, находящиеся под опекой граждан;

- дети различных учетных категорий;

- дети с творческой, спортивной, лидерской и интеллектуальной одаренностью.

Количество участников программы – 23 человека.

4. Концептуальные основы деятельности.

Детский оздоровительный лагерь – это место, где может быть очень эффективно построена педагогическая работа по самоопределению личности ребенка через включение его в творческую деятельность.

Главным направлением в работе воспитателей является педагогическая поддержка и помощь в индивидуальном развитии ребенка. В систему педагогической поддержки включается и психологическая, и социальная, и оздоровительная – поскольку все они интегрируются. Особенно необходима эта помощь детям из малообеспеченных семей, не имеющим возможности загородного оздоровительного отдыха.

Создание комфортной психологической среды для каждого ребенка предполагает помощь в обретении внутренней свободы, раскованности в проявлении своих эмоций.

Организация творческого пространства представляет возможность реализовать свои способности, либо определиться в каком – либо направлении деятельности.

При создании концепции программы оздоровительного лагеря преследовались следующие идеи:




        1. Идея первичности личности по отношению к обществу (А.Маслоу, Д. Грин, К. Роджерс, Б.Ананьев).

        2. Идея опоры на базовые потребности ребенка (В.Сухомлинский, Ш. Амонашвили).

        3. Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).

        4. Идея развития личности в процессе воспитания (В. Бехтерев, И. Блонский, Л.С. Выготский)

        5. Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).

II. Цель, задачи программы.

Цель: Организация свободного времени, создание условий для профилактики детской безнадзорности и правонарушений в летнее время.

с. 1 с. 2 ... с. 4 с. 5