• скачать файл

Психология развития, акмеология

с. 1 с. 2


Рис.4 Распределение групп-кластеров

В рамках созданной нами двухмерной типологии личностных вариантов проживания периода середины жизни выделено четыре варианта: 1- ый вариант - зрелый, самоактуализирующийся; 2-ой вариант - обыденно-жизненный (бытовой); 3- ий вариант - инволюционный; 4- ый вариантконфликтный (Рис. 5).

Дополнительно были выделены следующие показатели: самоотношение (уровень самопринятия, саморуководства, внутренней конфликтности, самообвинения); самоактуализация (уровень гибкости поведения, сензитивности, спонтанности, контактности, познавательной потребности, креативности); локус контроля (интернальный, экстернальный); особенности временной перспективы; субъективная оценка собственной жизненной ситуации.

Кластерный анализ данных показал также значимые отличия личностных особенностей и по дополнительным показателям между выделенными группами. При уровне значимости р < 0.05, есть статистически существенное различие между средними значениями (медианами) в группах на уровне 95,0 %. что позволяет сделать вывод о значимых различиях личностных особенностей между выделенными нами группами – вариантами проживания периода середины жизни.


Высокий уровень смысложизненной ориентации

2 - ой вариант 1- ый вариант


обыденно-жизненный (бытовой) зрелый, самоактуализирующийся


Пассивные формы реагирования Активные формы реагирования

3 - ий вариант 4 - ый вариант



инволюционный конфликтный
Низкий уровень смысложизненной ориентации
Рис.5. Типология личностных вариантов проживания

периода середины жизни

1. Зрелый, самоактуализирующийся вариант - 13% испытуемых нашей выборки. В данную группу входят люди, удовлетворенные своим социальным положением, профессионально успешные. Главными показателями испытуемых данной группы являются: высокий уровень осмысленности жизни, активные формы реагирования на возникающие проблемы, высокий уровень самоактуализации, позитивное самоотношение, интернальный локус контроля. Субъективная оценка собственной жизненной ситуации - вполне позитивная и отвечающая потребностям самореализации личности. На момент исследования люди данной группы не отмечают у себя признаков кризисного состояния. Однако диагностируется общая напряженность (по методике Собчик Л.И.). Всё это говорит о выраженном изменении самосознания испытуемых в возрасте 35-45 лет. Вместе с тем обнаруживается изменение отношения к возрасту, здоровью, внешности. Акцентуирована проблематика осмысленности собственной жизни, перестраиваются отношения с родителями и детьми, высоко осознаются внутренние переживания. Проявляется потребность в наставничестве. Выделим потребность в активизации и поиск новых ресурсов как внутренних, так и внешних, поиск новых возможностей, ориентиров в профессиональной, общественной и личной жизни. Характер проживания периода середины жизни может быть оценен как конструктивный.

2. Обыденно-жизненный, бытовой, «плывущий» по течению - 49% испытуемых нашей выборки. В данную группу входят люди, оценивающие себя достаточно благополучно в социальном плане. Испытуемых данной группы характеризуют достаточно высокий уровень осмысленности жизни, сравнительно позитивная временная перспектива, с некоторым опасением относительно будущего и пассивные формы реагирования на возникающие проблемы. Обнаруживается выраженный экстернальный локус контроля и конформные черты личности (зависимость от чужого влияния и мнения), низкая степень осознания внутренних переживаний.

3. Инволюционный вариант - 14% испытуемых выборки. В данную группу входят люди, испытавшие крах карьеры, безработные, оценивающие свои отношения в семье как проблемные. Данная группа испытуемых отличается низким уровнем осмысленности жизни и пассивными формами реагирования на возникающие проблемы. Характерно для представителей данной группы: негативное восприятие будущего, переживается страх безысходности, потери смысла жизни, неудовлетворенность своей внешностью, негативное отношение к старению организма, непринятие инволюционных процессов, экстернальный локус контроля. Неудовлетворенность собой в целом сопровождается ощущением нереализованности, непродуктивности, безрезультативности жизни, потери себя, неумением найти внутренние ресурсы, активизировать их. Отмечается низкая степень осознания внутренних переживаний. Характер проживания периода середины жизни деструктивный.

4. Конфликтный - 24% испытуемых выборки. Испытуемые данной группы оценивают свои семейные отношения как конфликтные. Характерным для представителей этого варианта испытуемых является низкий уровень осмысленности жизни и активные формы реагирования на возникающие проблемы. Испытуемых характеризует то, что они понимают и признают наличие у себя проблем (в том числе и в сфере смысложизненной ориентации) и пытаются найти выход из сложившейся жизненной ситуации. Чаще проблемы связаны с результативностью и целеустремленностью в жизни. Люди данной группы не видят цели своей жизни, считают свою жизнь неудавшейся, несбывшейся, несостоявшейся. Они пытаются активно найти выход из «ямы», в которой оказались, но не всегда знают, как это сделать (часто это смена супругов, перемена работы, компульсивное поведение). Характеристикой испытуемых может служить: экстернальный локус контроля, негативное восприятие будущего, выраженность внутренней конфликтности и самообвинения. Испытуемые негативно воспринимают инволюционные процессы в организме, но стараются активно противостоять признакам старения, активно ищут ресурсы, как внутренние, так и внешние. Отметим высокую степень осознания внутренних переживаний, деструктивный характер проживания периода середины жизни.

Заключение

В работе обобщены и систематизированы полученные результаты и сформулированы следующие выводы:

1. Основными характеристиками проживания периода середины жизни являются изменение отношения к физической активности, здоровью, внешней привлекательности, образу жизни; изменение временной перспективы; осознание расхождения между мечтами, жизненными планами и их осуществлением; переоценка достигнутого положения; повышение осмысленности жизни, которое включает в себя оценку результативности жизни, оценку жизненного интереса, переосмысление ценностей, поиск новых ориентиров, духовных опор, смысла жизни.

2. Конструктивный характер проживания периода середины жизни связан со следующими личностными характеристиками: позитивное самоотношение (высокий уровень самооценки, самопринятия, саморуководства, самоуважения, адекватная самооценка, низкий уровень конфликтности и самообвинения); высокий уровень самоактуализации (позитивное восприятие временной перспективы, интернальный локус контроля, т.е. ориентация на собственные возможности и принятие ответственности за свою жизнь на себя; сохранение высокого уровня синергичности, спонтанности и контактности, высокая степень познавательной потребности и креативности); высокий уровень осмысленности жизни (смысложизненная ориентация, предполагающая развитие жизненного интереса, ощущение результативности жизни, удовлетворенность самореализацией, интерес и эмоциональная насыщенность жизни, целеустремленность).

3. Деструктивный характер проживания периода середины жизни характеризует экстернальный локус контроля, ориентация в большей степени на других, негативная временная перспектива, негативное самоотношение, с ярко выраженной внутренней конфликтностью и самообвинением, негативная смысложизненная ориентация (отсутствие интереса в жизни, оценка себя как нерезультативного в жизни, отсутствие целей в жизни), низкая личностная зрелость, неразвитость самоактуализации; переживание никчемности своего бытия, потеря ориентации в профессиональной сфере, семейных отношениях, в общественной жизни (вплоть до маргинальности); отрицательный настрой на свой возраст, неудовлетворенность своей внешностью, физическими данными, своим здоровьем; прошлое оценивается как светлое, позитивное.

4. Понятие «вариант проживания середины жизни» понимается нами как целостная психологическая характеристика индивидуального бытия, определяемая типом отношения человека к жизни. Личностный вариант проживания середины жизни задается взаимосвязью таких личностных характеристик, как осмысленность жизни, формы реагирования на проблемы, уровень самоактуализации, характер самоотношения, восприятие временной перспективы, локус контроля, внутренняя конфликтность и некоторые другие.

5. Выявлены и систематизированы личностные варианты проживания периода середины жизни. Основанием для выделения вариантов явились следующие основные показатели: уровень осмысленности жизни (на противоположных полюсах высокая осмысленность и низкая) и формы реагирования на проблемы (на противоположных полюсах активные и пассивные). Дополнительно были привлечены следующие показатели: самоотношение (уровень самопринятия, саморуководства, внутренней конфликтности, самообвинения); самоактуализация (уровень гибкости поведения, сензитивности, спонтанности, контактности, познавательной потребности, креативности); локус контроля (интернальный, экстернальный); особенности временной перспективы; субъективная оценка собственной жизненной ситуации.

Выделены четыре личностных варианта проживания середины жизни:



  • зрелый самоактуализирующийся;

  • обыденно-жизненный, бытовой, «плывущий» по течению;

  • инволюционный;

  • конфликтный.

6. Не все испытуемые переживают кризис середины жизни сходным образом. Личность может стремиться к самоактуализации и зрелости, испытывая при этом негативные состояния. В других случаях личность может находиться в стагнации, но не ощущать кризисных переживаний (обыденно-жизненный, бытовой вариант, «плывущий» по течению). Отсутствие субъективного переживания кризиса возможно и при инволюционном варианте с деструктивным протеканием периода середины жизни, и при варианте с повышенной внутриличностной конфликтностью и сниженной смысложизненной ориентацией.

7. Эмпирически подтверждено, что личностные характеристики (такие, как высокая осмысленность жизни, интернальный локус контроля, позитивная временная перспектива, позитивное самоотношение, высокая степень контактности, сензитивности, гибкости поведения, спонтанности, синергичности, познавательной потребности, креативности) могут выступать как внутренние ресурсы развития личности при проживании периода середины жизни.



8. Проведенный в работе детальный анализ личностных характеристик проживания периода середины жизни необходим как основа для разработки эффективной стратегии консультативной работы со взрослыми в кризисные периоды их жизни. Это значительно расширяет возможности психологов-консультантов в выборе адекватных форм психологической помощи взрослым людям. Материалы диссертационного исследования расширяют знания в области психологии развития и акмеологии.
Содержание исследования отражено в следующих публикациях автора:

  1. Алферова М.О. Личностные особенности проживания кризиса середины жизни // Мир психологии. – М., 2006, №3. – С.124-131. (Издание, рекомендованное ВАК РФ)

  2. Алферова М.О., Шаповаленко И.В. Личностные особенности людей среднего возраста в контексте проблемы кризиса середины жизни // Вестник Университета (Государственный университет управления) - М.: ГУУ, 2008, №1 (39). С. 12-15 (Издание, рекомендованное ВАК РФ)

  3. Алферова М.О. Личностные особенности людей в период середины жизни // Вестник Университета (Государственный университет управления) - М.: ГУУ, 2008, №7 (45). С. 11-12 (Издание, рекомендованное ВАК РФ)

  4. Алферова М.О. Личностные варианты проживания периода середины жизни // Современная психология: от теории к практике. Материалы 15 Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов – 2008». Секция «Психология» (Москва, 9-10 апреля 2008 г.). - М.: МГУ, 2008.-Ч.1.- С. 300-303.

  5. Алферова М.О. Взаимосвязь развития личности и смысла жизни // Формирование личности современного специалиста как гражданина и профессионала: Материалы межвузовской научно-практической конференции. 16 апреля 2007 года – М.: МОСУ, 2007. – С.41-47.

  6.  Алферова М.О. Развитие личности и кризис в зрелом возрасте // Вопросы гуманитарных наук. – М.: «Спутник». 2006, №1. –– С.265-267.

  7.  Алферова М.О. Психологические особенности среднего возраста // Аспирант и соискатель. – М.: «Спутник». 2006, №1. –– С.185 - 187.

  8. Алферова М.О. Проблемы смысловой сферы личности // Современные исследования молодых ученых. Сборник научных трудов студентов и аспирантов. – М.: МОСУ, 2006, № 7. – С.120-125.

  9. Алферова М.О. Концепция зрелой личности в психологии // Современные исследования молодых ученых. Сборник научных трудов студентов и аспирантов. – М.: МОСУ 2004, № 6. – С.141-148.


с. 1 с. 2