• скачать файл

«Развивающие информационные технологии в образовании: использование

с. 1
Проект
РЕЗОЛЮЦИЯ

Всероссийской научно-практической конференции

«Развивающие информационные технологии в образовании: использование учебных материалов нового поколения в образовательном процессе» («ИТО-Томск—2010»), г. Томск
9—24 марта 2010 года в Томске состоялась Всероссийская научно-практическая конференции «Развивающие информационные технологии в образовании: использование учебных материалов нового поколения в образовательном процессе» («ИТО-Томск—2010») в рамках Международного конгресса конференций «Информационные технологии в образовании». Мероприятия «ИТО-Томск-2010» проводились в очной и заочной (дистанционной) форме.

Среди организаторов Конференции Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании», Департамент общего образования Томской области и Департамент образования г. Томска, Негосударственное образовательное учреждение «Открытый молодёжный университет» и Образовательный центр «Школьный университет» (ТУСУР).

В очных и заочных мероприятиях конференции приняли участие 393 человека из 43 регионов Российской Федерации, Республики Казахстан, Азербайджана. Среди зарегистрированных участников конференции — руководители и специалисты органов управления образованием разного уровня, руководители и педагоги образовательных учреждений всех типов, работники системы повышения квалификации, специалисты методических и информационных служб, представители коммерческих и некоммерческих организаций.

Конференция «ИТО-Томск—2010» работала по семи секциям:



  1. Развивающие информационные технологии в образовании.

  2. ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

  3. ИКТ в открытом образовании.

  4. ИКТ-компетентность участников образовательного процесса.

  5. Повышение квалификации педагогических кадров в области ИКТ.

  6. Использование ИКТ при работе с одарёнными детьми.

  7. Творчество молодёжи в сфере ИКТ (школьники и студенты).

Всего на конференции было представлено 143 доклада. Тезисы и презентации докладов размещены на сайте ito-tomsk.itdrom.com. В рамках Конференции проведены круглые столы, посвящённые актуальным вопросам общего образования: о легализации программного обеспечения, о технологиях и ресурсах открытого образования для школьников, о компетентностном подходе и необходимости широкого внедрении ИКТ в процессы воспитания и организации внеурочной деятельности в условиях новых федеральных образовательных стандартов. Открытый молодёжный университет провёл семинар-трениг «Открытое образование для школьников: технологии реализации». На сайте Открытого педагогического объединения «ИнтерНика» проведены — мастер-классы и виртуальный круглый стол «Инновационная открытая образовательная программа школы в условиях перехода на ФГОС второго поколения».

На мероприятиях «ИТО-Томск―2010» широко обсуждались вопросы интеграции информационно-коммуникационных технологий в учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности учащихся; подходы к разработке учебных материалов нового поколения, реализация компетентностного подхода в образовательном процессе, проблематика внедрения федеральных образовательных стандартов второго поколения в практику общеобразовательных учреждений; модели формирования ИКТ- компетентности, включающей в себя обще­пользовательскую ИКТ-компетентность, общеучебную ИКТ-компетентность и предметную ИКТ-компетентность в соответствии со ступенями образования; обеспечение профессиональной ИКТ-компетнтности работников образова­ния, включающей в себя общепользовательскую ИКТ-компетентность, обще-педагогическую ИКТ-компетентность, предметную ИКТ-компетентность в соответствии с преподаваемым предметом, в первую очередь - методических работников, работников системы дополнительного педагогического и высше­го педагогического образования; об опыте создание прозрачности и привлекательности образовательных учрежде­ний на основе средств ИКТ как инструмента.

Пленарное заседание было посвящено рассмотрению подходов в разработке региональной программы информатизации образования, а также проектов и образовательных инициатив, ориентированных на разработку учебных материалов нового поколения, а также повышение квалификации учителей и руководителей общеобразовательных учреждений.

В своём докладе, Павел Иванович Горлов, первый заместитель начальника департамента общего образования Томской области, указал четыре ключевых направления, на которых будет сделан акцент при разработке концепции информатизации образования Томской области. Во-первых, материально-техническое состояние образовательных учреждений. Во-вторых, разработка образовательных ресурсов. В-третьих, инфраструктурное обеспечение образовательных учреждений. В-четвёртых, подготовка и переподготовка кадров. Информатизация региональной системы образования органично вписывается стратегию развития Томской области, на повестке дня которой стоит переход от сырьевой экономики к инновационной экономике, основанной на развитии человеческого потенциала.

Татьяна Борисовна Корнеева, директор по науке НОУ «Открытый молодёжный университет», объявила о запуске образовательной инициативы «Будущее за ИКТ!». Миссия инициативы: формирование у граждан России новой информационной культуры, стиля мышления и мировоззрения, соответствующего условиям современного информационного общества. В рамках инициативы реализуются партнёрские программы и образовательные проекты для школьников и молодёжи. Так, целью партнёрской программы для школ является формирование ИКТ-компетентности всех участников образовательного процесса в системе общего образования. Ресурсы партнёрской программы со школами:


  • программы дополнительного образования школьников по предметной области «Информатика и ИКТ» (для 5—11 классов), реализованные на кейс- и интернет-технологиях;

  • программы обучения и профессионального развития педагогов, реализованные на кейс- и интернет-технологиях;

  • инновационные учебно-методические комплексы для школьников и педагогов по предметной области «Информатика и ИКТ»;

  • открытые образовательные ресурсы для школьников и педагогов: itdrom.com, mo.itdrom.com, dviger.com;

  • программы стимулирования и поддержки школьников и педагогов (грантовые, стипендиальные и конкурсные программы).

За период до 2012 года планируется обучить более 200 000 школьников и 10 000 педагогов.

В докладе Богдана Ростиславовича Мищука, директора Института прикладной информатики ТГПУ, был представлен опыт ТГПУ в разработке учебно-методических комплектов нового поколения, повышения квалификации учителей информатики и ИКТ, совместным образовательным проектам, ориентированным на учащихся. Богдан Ростиславович внёс ряд предложений по информатизации школьного образования:



  • внедрение СПО в практику работу общеобразовательного учреждения;

  • автоматизация рабочих мест в общеобразовательных учреждениях;

  • развитие компьютерных методов диагностики, тестирования, мониторинга образовательного процесса;

  • создание системы непрерывного образования для учителей информатики и ИКТ;

  • развитие дистанционных методов обучения;

  • разработка инновационных учебно-методических комплексов для системы общего образования с использованием информационно-коммуникационных технологий.

В сообщении Баташана Михаила Владимировича, руководителя проектов фирмы «1С» представлены интересные предложения учреждениям общего образования со стороны одного из лидеров отечественного рынка программного обеспечения. Неоспоримым фактом является то, что в современных условиях возрастает значимость информационно-коммуникационных технологий в управлении школой, оптимизации учебно-воспитательного процесса. Фирма «1С» уделяет большое внимание взаимодействию с высшими учебными заведениями, для студентов и выпускников регулярно проводится «День 1С: Карьеры» (67 городов России, Казахстана, Украины). Студенты имеют возможность стажироваться, бесплатно обучаться по программам фирмы. Ежегодно проводятся «1С: Соревнования» для будущих ИТ-профессионалов и продвинутых пользователей. Более 2 000 000 рублей направлено на поддержку выпускников-участников «Смотра лучших проектов». Фирма «1С» является одним из организаторов научно-практическая конференция «Новые информационные технологии в образовании», которая традиционно проводится в феврале текущего года. Необходимо отметить то, что интерес коммерческих организаций к сфере образования является позитивным фактором.

Обсуждение, развернувшееся на пленарном заседании, продемонстрировало запрос педагогического сообщества, учащихся, их родителей на развитие инфраструктурного обеспечения информатизации общеобразовательных учреждений. В последние годы разработано достаточное количество цифровых образовательных ресурсов, учебно-методических материалов. В то же время недостаточно высокий уровень менеджмента разработчиков и держателей ЦОР, не позволяет широкомасштабно использовать в образовательном процессе. Поэтому участники конференции предлагают создать целевой сайт - навигатор по открытым образовательным ресурсам, на котором будут представлены все дистанционные инициативы учреждений образования Томской области



Тезисы докладов, статьи и презентации были представлены в семи секциях, созданных в соответствие с направлениями Конференции.

Секция «Развивающие информационные технологии в образовании». Участники секции обсуждали информационно-коммуникационные технологии как механизм личностного и профессионального развития всех участников образовательного процесса. Современный человек – это человек, способный действовать в условиях полиэкранной культуры, умеющий применять информационно-коммуникационные технологии в различных ситуациях. Информационные технологии — это технологии личностного и профессионального развития. Модели образования в рамках идеологии открытого образования принципиально демократичны, децентрализованы и организованы сетевым образом.

Секция «ИКТ в учебно-воспитательном процессе». Данная секция объединила наибольшее количество участников, представивших опыт использования ИКТ в различных педагогических практиках. Ведущий секции, подводя итоги работы, обратил внимание участников на то, что применение ИКТ в учебно-воспитательном процессе позволяет сделать занятия более разнообразными, стимулирующими интерес учащихся.

Секция «ИКТ в открытом образовании». Современное образование базируется на категориях открытых систем, которые в соответствии с принципами синергетики и сложности имеют прямое отношение к образовательным системам нового поколения. Открытое образование — это пространство возможностей, которое представляет практический интерес для учащихся, обладающих индивидуальными образовательными целями и задачами. Открытое образование на принципах:

  • доступности и мобильности предоставления всех видов образовательных услуг;

  • масштабируемости, динамичности и инновационной изменчивости образовательных услуг;

  • открытости во взаимодействии с другими образовательными системами и образовательными учреждениями;

  • гибкости в планировании процесса обучения (формирования индивидуальных образовательных траекторий), в выборе средств и способов обучения;

  • непрерывности обучения (обучение через всю жизнь).

Секция «ИКТ-компетентность участников образовательного процесса». Инновации в образовании не осуществимы без соответствующего инфраструктурного обеспечения, в том числе квалифицированных кадров. В данной ситуации повышаются требования к компетентности всех участников образовательного процесса.

Секция «Повышение квалификации педагогических кадров в области ИКТ». Неотъемлемое условие соответствия специалиста современным стандартам – это вовлечение человека в образовательные программы, сопровождающие его на протяжении всей жизни. Особенностью подобных программ является практическая ориентированность на достижение определённого образовательного результата. Каждый специалист должен обладать представлением о том, какие компетенции ему необходимы для соответствия имеющимся стандартам (организации, профессиональной ассоциации и т.п.).

Секция «Использование ИКТ при работе с одарёнными детьми». Одним из ключевых направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является работа с одарёнными детьми. Это особая категория детей, которые нуждаются в специально разработанных образовательных программах и педагогах, обладающих определёнными компетенциями. Использование ИКТ несомненно позволяет сделать более разнообразными средства, методы и способы работы с одарёнными детьми.

Секция «Творчество молодёжи в сфере ИКТ (школьники и студенты)». ИКТ предоставляют для молодых людей огромные возможности для самореализации. В значительной степени требуется не мешать осуществлению творческих потенций, нежели их поддерживать. Творчество – это пространство свободы! А свобода появляется в «зазорах» сложившихся норм, существующих общественных стереотипов.

В рамках конференции «ИТО-Томск-2010» проведены два очных круглых стола — «Решение проблем легализации программного обеспечения в образовательных учреждениях», «Развитие открытого дополнительного (неформального) образования школьников».



Круглый стол «Решение проблем легализации программного обеспечения в образовательных учреждениях» был посвящён решению злободневных проблем, связанных с использованием на законных основаниях программного обеспечения в управлении учреждением, а также при организации учебно-воспитательного процесса. В экспертном сообщении Виктора Дмитриевича Корнеева, заместителя директора по информационным технологиям ОГУ «Региональный центр развития образования», были представлены:

  • итоги пилотных проектов внедрения свободного программного обеспечения в школы Томской области;

  • основные положения федерального проекта по обучению учителей России применению СПО в учебном процессе;

  • проблемы использования методических разработок учителя при переходе на СПО;

  • аналитические материалы по перспективам использования СПО в школах.

По итогам обсуждения доклада, участники круглого стола выразили надежду на то, что государство обратит пристальное внимание на ситуацию сложившуюся в настоящий момент. Лицензионное программное обеспечение и свободное программное обеспечение должны придти на смену контрфактной продукции, используемой в большинстве образовательных учреждений. Сложившееся положение дел оказывает существенное влияние на правовые, общественно-экономические, культурные нормы взаимодействия всех участников образовательного процесса. На данный момент существует огромное сообщество педагогов, применяющих в собственной деятельности свободное программное обеспечение. Они нуждаются в государственной поддержке! Легализация программного обеспечения в образовательных учреждениях станет существенным фактором в обновлении школы, формировании молодого поколения граждан «информационного общества».

Участники круглого стола рекомендуют органам управления образованием:

  • создать условия для добросовестной конкуренции между производителями СПО и лицензионного программного обеспечении;

  • отказаться от давления на образовательные учреждения при выборе ПО;

  • оказать содействие в предоставлении максимального объёма информации о вариантах приобретении и использования ПО для образовательных учреждений.

Участники круглого стола «Развитие открытого дополнительного (неформального) образования школьников» обсудили широкий круг вопросов, связанных с нововведениями в сфере образования:

1. Открытое дополнительное образование школьников: миф или реальность?

2. Можно ли спроектировать открытую образовательную программу в школе как основу для разработки и реализации индивидуальных образовательных планов школьников?

3. Каковы условия осуществления открытого дополнительного образования школьников?



Были заслушаны мнения экспертов:

  • Ольги Васильевны Шушпановой, начальник отдела развития образования Департамента образования Томской области;

  • Василия Николаевича Куровского, заведующего лабораторией «Развития образовательных систем сельской местности» НИИ РОС РАО;

  • Сергея Иосифовича Ануфриева, ректора Томского областного института повышения квалификации работников образования.

В экспертных сообщениях и высказываниях участников круглого стола рассматривалась практика внедрения федеральных образовательных стандартов второго поколения в образовательных учреждениях, меняющих принципы разработки и реализации образовательных программ, проектируемых образовательных результатов и способов их измерения. Современная школа должна обеспечивать комптетентностное образование, основанное на принципах вариативности и индивидуализации. В качестве базовых компетенций выступают – коммуникационные и информационные компетенции. Способность к самообразованию, и готовность к «непрерывному образованию» являются ключевыми.

Школа должна создать условия для реализации новых образовательных программ, решив при этом имеющиеся материально-технические, кадровые проблемы. Немаловажным остаётся проблема научно-методического сопровождения педагога. Единственный выход в сложившейся ситуации – это кооперация деятельности субъектов образования. Школы должны активно использовать имеющиеся ресурсы дополнительного образования, повсеместно внедрять информационно-коммуникационные технологии в воспитание и обучение.

Участники круглого стола выразили единодушное мнение относительно того, что необходимо изменить понимание образовательных результатов, как следствие – изменение методов и способов их фиксации. Необходимо обратиться к диагностическим инструментам, обеспечивающим не только выявления уровня знания, но и отражающим личностные достижения ребёнка, например, технология портфолио. Участники круглого стола рекомендуют создать возможность для образовательных учреждений принять участие в эксперименте по совместному использованию ЕГЭ и портфолио.

Результаты ЕГЭ должны дополнятся достижениями, отражёнными в портфолио учащегося. В этом видится залог более адекватной оценки результатов образования.

Участники круглого стола предлагают проведение регионального эксперимента по использованию портфолио в качестве инструмента оценки образовательных результатов и личных достижений школьников, а также использование портфолио для отбора абитуриентов на инновационные образовательные программы ВУЗами г. Томска.

Формирование инициативности, компетентности учащихся не возможно без реализации индивидуальных образовательных программ, применения дистанционных методов обучения, использования кейсовых и интернет-технологий, в том числе обеспечивающих профильное обучение и профессиональную подготовку и учебный процесс в малокомплектных школах Томской области. В настоящий момент в регионе имеются образовательные порталы (например, Itdrom.com (ОЦ «Школьный университет») Dviger.com (НОУ «Открытый молодёжный университет»), Школьный портал Томского государственного университета, Областной образовательный портал Школьная планета, ТГПУ) позволяющие реализовывать вариативные программы дистанционного обучения, обеспечивающих реализацию и поддержку внеурочной, проектной, исследовательской деятельности и формирование ключевых компетенций современного человека. К числу, которых относятся - ИКТ- компетентность, коммуникация, умение учиться, инициативность и предприимчивость.

Дополнительное образование школьников должно основываться на учебно-методических материалах нового поколения. Основные принципы новых УМК – интерактивность, варитивность, индивидуальность образовательной траектории. В данном отношении, особый интерес представляют учебно-методические материалы Комплексной образовательной программы «Школьный университет», обеспечивающие дополнительное и внеучебное образование школьников. Учебно-методические материалы нового поколения основываются на электронных практикумах, соответствующих принципам открытого образования.

Интерактивные учебно-методические средства, характеризуются практической ориентированностью, вовлечённостью и мотивированностью учащихся. Они в полной мере отвечают требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечивают их интеграцию в учебно-воспитательный процесс. Позволяют организовать полноценную работы по выявлению и поддержке одарённых детей.

Участники круглого стола рекомендуют органам управления образованием:


  • организовать региональный эксперимент по использованию портфолио в качестве инструмента оценки образовательных результатов и личных достижений школьников;

  • информировать участников образовательного процесса о существующих федеральных и региональных образовательных ресурсах бюджетных учреждений и коммерческих организаций, обеспечивающих проектирование и реализации открытой образовательной программы школы;

  • стимулировать разработку образовательных программ для внеучебной деятельности, учитывающих национально-региональную специфику;

  • изучить вопрос о возможности включения в региональные/муниципальные программы модернизации общего образования предложений по разработке и реализации региональных/муниципальных моделей открытого образования, создания и обеспечения функционирования региональных/муниципальных советов по координации деятельности в сфере открытого образования;

  • разработать систему оценки успешности учителей, основывающуюся на образовательных результатах, меняющихся в связи с принятием ФГОС.

Участники круглого стола рекомендуют Совету ректоров Томской области:

  • принять участие в региональном эксперименте по использованию портфолио при отборе абитуриентов на инновационные образовательные программы ВУЗами г. Томска.

Участники круглого стола рекомендуют руководителям общеобразовательных учреждений:

  • прописывать в договорах с родителями учащихся образовательные результаты и эффекты, достигаемые по окончании обучения по определённым образовательным программам;

  • положить в основу разработки и реализации образовательных программ принцип открытости, требующий всемерного использовании кейс- и интернет-технологий открытого образовании.

9—24 марта 2010 года на сайте Открытого педагогического объединения «ИнтерНика» для участников Конференции проводились виртуальный мастер-класс «Технология обучения информатике и ИКТ» и круглый стол «Инновационная открытая образовательная программа школы в условиях перехода на ФГОС второго поколения». В них приняли участие 170 человек.

Мероприятия конференции «ИТО-Томск-2010» позволили участникам выразить собственное отношение к проблематике и перспективам информатизации образования. По итогам состоявшихся докладов, обсуждений необходимо отметить определяющие особенности современной образовательной ситуации:



  • массовая компьютеризация нашей школы открывает широкие возможности для применения компьютерных технологий в преподавании;

  • информационные и коммуникационные технологии применяются в учебном процессе фрагментарно, отсутствуют единая политика и системный подход к планированию, разработке, внедрению и организации регулярного использования образовательных ресурсов на основе новых информационных технологий;

  • недостаточная оснащенность образовательных учреждений современными обучающими компьютерными программами, лицензионным программным обеспечением;

  • особой проблемой является организация педагогической поддержки учебно-воспитательного процесса средствами Интернет;

  • отсутствие действующей нормативной правовой базы регионального уровня, регламентирующей механизмы дистанционного обучения, в т.ч. правомерности и достоверности удаленного обучения и дистанционных итоговых аттестаций как для учащихся, так и для педагогов;

  • отсутствие системы экспертизы в процессах разработки авторских электронных учебных материалов и организации открытого образовательного процесса;

  • достаточно высокая стоимость и низкое качество услуг Интернета во многих регионах, особенно за пределами крупных городов;

  • эффективность процессов управления образованием невозможна без сетевого взаимодействия, ориентированного на информационное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса, создание и сопровождение баз данных;

  • возможность активного использования электронных ресурсов в педагогической деятельности, в процессах управления очень сильно зависит от квалифицированной поддержки в вопросах организации доступа к ресурсам сети Интернет, к ресурсам баз данных;

  • качество содержание информационных процессов и ресурсов существенно зависит от количественных и качественных параметров оснащения школы техническими средствами;

  • изменение образовательных программ вследствие внедрения федеральных образовательных стандартов второго поколения;

  • наличие государственного заказа на подготовку специалистов для «инновационной экономики».

Заключение. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Послание президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации 2009 года содержат прямое указание на магистральные направления преобразования сферы образования, и России в целом. Инновационная экономика — локомотив модернизации всех сфер жизнедеятельности. Образование призвано готовить кадры для инновационной экономики. В основании инновационных инфраструктур находятся информационно-коммуникативные технологии. Революционное развитие информационно-коммуникативных и экранных технологий открывает заманчивые профессиональные перспективы для специалистов в сфере IT. В то же время, учитывая степень распространения и применения информационно-коммуникативных технологий, необходимо признать то, что обладание ИКТ-компетенцией — это основание успешной профессиональной карьеры в ключевых областях экономики, общественно-политической деятельности, культуре.

Конференции Конгресса ИТО служат трансляции передового опыта, формированию сообщества специалистов ИТ-сферы, объединяя интересы и позволяя решать общие проблемы. Наши интересы связаны с развитием сферы информационно-коммуникативных технологий, ИТ-образования.

Участники конференции обращаются к органам законодательной и исполнительной власти, к педагогическому сообществу, руководству ИТ-компаний:


  1. Успешная модернизация России зависит от создания и повсеместного применения современных технологий, информационно-коммуникативных технологий.

  2. ИКТ-компетентность неотъемлемый атрибут гражданина «информационного общества».

Обращаемся в Министерство образования Российской Федерации с предложениями:

    • продолжать работу по широкому распространению Интернет и ИКТ-технологий в системе российского образования;

    • содействовать эффективной деятельности системы повышения квалификации работников образования по направлению информатика и ИКТ;

    • внедрять современные здоровьесберегающие технологии в деятельность общеобразовательных учреждений.

Обращаемся в органы законодательной и исполнительной власти с просьбой содействовать развитию нормативно-правовой базы и правоприменительной практики в сфере ИТ-образования.

Обращаемся в региональные и муниципальные управления образованием с предложением:



  • содействовать образовательным учреждениям в приобретении и использовании легального программного обеспечения;

  • содействовать развитию и распространению дистанционных методов обучения, как способа повышения качества образования и решения проблем малокомплектных школ;

  • стимулировать обмен инновационным педагогическим опытом на межрегиональном уровне.

Обращение к руководителям образовательных учреждений и организаций всех типов:

  • выделить работу по развитию ИТ-образования приоритетным направлением деятельности учреждения, организации;

  • содействовать появлению новых учебно-методических разработок по направлению информатика и ИКТ для детей с ограниченными возможностями;

  • содействовать подготовке и повышению квалификации преподавателей по направлению информатика и ИКТ.

Обращение к Учебно-методическим объединениям:

  • учесть при разработке образовательных программ, учебно-методических комплексов проекты второго поколения стандартов общего образования;

  • обратить внимание на создание УМК для дистанционных образовательных программ.

Все участники конференции подтвердили свое согласие с изложенным текстом резолюции. На этом Международная научно-практическая конференция «Опыт и перспективы использования информационно-коммуникационных технологий в образовании» («ИТО-Томск—2010») закончила свою работу.


с. 1