• скачать файл

Решение нестандартных задач (элективный курс по физике для учащихся

с. 1
Министерство образования и науки

Российской Федерации

Департамент образования г. Братска

МОУ СОШ №36





Решение нестандартных задач

(элективный курс по физике для учащихся

9 класса)

Разработал: Максютенко Л.К.,



учитель физики,

высшая квалиф. категория.

Г. Братск

2004год



  1. Пояснительная записка.

Программа элективного курса составлена на основе федерального компонента госстандарта основного общего образования. Из всех функций, которые могут выполнять элективные курсы, данный дополняет базовый курс в части решения задач. В предложенном курсе через решение нестандартных графических, экспериментальных и задач с экологическим содержанием учащиеся знакомятся с методами научного познания природы, учатся применять эти знания на практике, расширяют представления о роли физики в других областях знаний. Предложенный курс обеспечивает усиление, практической направленности при решении задач, создает условия для развития познавательных и творческих способностей.

При изучении данного курса учащиеся научатся строить и читать графики и выявлять на этой основе зависимости между физическими величинами, описывать, анализировать и обобщать результаты наблюдений при решении экспериментальных задач, использовать знания и умения, приобретенные при решении задач для оценки экологической опасности жилища, воздуха, воды, земли.

Задачи подобраны так, что они доступны учащимся 9 класса с разным уровнем знаний. Решение таких задач вызовет интерес к предмету, желание углубленно изучать физику. Доля самостоятельной работы учащихся по данному курсу 50 %. Это составление экспериментальных задач, написание докладов и рефератов, работа в группах, зачеты, контрольные работы.

Программа курса рассчитана на 17 часов.









IV. Ожидаемые результаты:

• учащиеся более полно познакомятся с одним из главных методов изучения природы - решением задач, возрастет интерес к физике как к науке, кто-то свяжет свою профессию с техническими дисциплинами, в 10 классе выберут физико-математический профиль.

V. Учебно-методическое обеспечение:

• алгоритмы решения задач, экспериментальные задания, карточки для индивидуальной и групповой работы, анкеты для входной диагностики.

VI. Список литературы.

1. Литература для учащихся:

А.В. Пёрышкин. Физика. 7 класс, 2002 г., Дрофа.

А.В. Пёрышкин. Физика. 8 класс, 2002 г., Дрофа.

А.В. Пёрышкин. Физика. 9 класс. 2002 г., Дрофа.

Е.М. Гутник.

Г.Н.Степанова. Сборник задач 9-11 класс, 2001 г., Просвещение

по физике

А.П. Рымкевич. Задачник по 9-11 класс, 2001г., Дрофа.

физике.


2. Литература для учителя:

Э.М. Браверман. «Урок физики в современной школе». Творческий

поиск учителей. Просвещение. 1993 г.

В.И. Елькин. «Оригинальные уроки физики и приемы обучения».

Библиотека журнала «Физика в школе». Выпуск № 24, 2001 г., книга № 2.

Г.В. Меледин. «Физика в задачах», 1990 г.

СП. Мясников. «Пособие по физике», 1981 г. Т.Н. Осанова.

В.И. Елькин. «Необычные учебные материалы по физике»

Библиотека журнала «Физика в школе», Выпуск № 24, 2001 г., книга № 1.

Журнал «Физика в школе» № 3, 6 - 2004 г., № 1, 2 - 1999 г., № 3 - 1988 г., № 1 - 1997 г., №3-1995 г., №6-1993 г.

VII. Для определения усвоения элективного курса по приведенной диаграмме ученик должен решить во II модуле 8 задач, в III модуле 10 задач, в IV модуле 5 задач с максимальным количеством баллов, равным 10 за каждую задачу, а также защитить реферат по выбранной теме (от 20 до 50 баллов).

По суммарному баллу в зачетной книжке каждый ученик, изучавший элективный курс, может определить свой уровень усвоения курса по приведенной диаграмме:




с. 1