с. 1
Н.С.Упировец
МКУ СОШ с.Мельница
Нижнеудинского района
Компрессия текста.
Работа над сжатым изложением в процессе подготовки к ГИА-9 (задание С1)
Сжатое изложение в рамках подготовки к ГИА в 9 классе рассматривается как письменный пересказ текста, основу которого составляет воспроизведение только основного содержания. В целом, этапы работы над сжатым изложением сходны с последовательностью и приёмами работы над подробным изложением, но сжатое изложение – более трудный вид работы. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Таким образом, сжатые изложения требуют специальной подготовки, при которой у обучающихся должны сформироваться следующие коммуникативно-речевые умения:
Сжатое изложение должно отвечать следующим методическим требованиям:
При обучении сжатому изложению формируются следующие коммуникативно-речевые умения:
Однако ученики должны помнить, что, при сжатии текста в новом, создаваемом тексте должны быть отражены основные мысли автора, соблюдена логическая последовательность событий. Также недопустимы искажения при передаче характеров действующих лиц и обстановки.
Необходимо чётко следить, чтобы в сжатом изложении сохранились все микротемы исходного текста. А вот количество абзацев в сжатом изложении может отличаться от количества абзацев в авторском тексте.
При подготовке к написанию сжатого изложения можно применять три способа компрессии текста:
При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщённой передачи и составляем новый текст. Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи и особенностей текста.
• образование сложного предложения путём слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.
Или:
• Замена однородных членов обобщающим наименованием
Исходный текст |
Сжатый текст |
И Куприн наравне со всеми тянул сети, разгружал баркас, мыл палубу после очередного рейса. |
И Куприн работал наравне со всеми. |
• Замена фрагмента предложения синонимичным выражением | |
Исходный текст |
Сжатый текст |
Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? |
Какая сила толкала его менять профессии? ИЛИ: Что побуждало его часто менять профессии? |
• Замена предложения или его части указательным местоимением | |
Исходный текст |
Сжатый текст |
Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях! |
Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его делать это? |
• Замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением, наречием с обобщающим значением | |
Исходный текст |
Сжатый текст |
Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? |
Что заставляло его заниматься другими профессиями? ИЛИ: Что заставляло его осваивать так много профессий? |
Исходный текст |
Сжатый текст |
Когда Александр Иванович решил поступить в рыболовецкую артель, ему устроили экзамен.. у
|
Поступая в рыболовецкую артель, Александр Иванович выдержал экзамен... |
Исключения • Исключение отдельных членов предложения | |
Исходный текст |
Сжатый текст |
В Всё было значительно проще: он был очень любопытным и любознательным человеком. |
Всё было проще: он был очень любознательным человеком. |
• Исключение повторов | |
Исходный текст |
Сжатый текст |
Вс Всё было значительно проще: он был очень любопытным и любознательным человеком. |
Всё было проще: он был очень любознательным человеком. |
• Исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение | |
Исходный текст |
Сжатый текст |
И Иногда Куприн вдруг прерывал работу, бросал на половине, если убеждался, что не даются ему точные слова. |
Иногда Куприн вдруг прерывал работу, если убеждался, что не даются ему точные слова. |
Слияния • Образование сложного предложения путём слияния двух простых, повествующих об одном и том же | |
Исходный текст |
Сжатый текст |
К Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом? |
Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом? |
Главное правило компрессии текста – предложения должны быть связаны между собой по смыслу и грамматически.
Рассмотрим ещё один пример сжатия текста (на материале, представленном на сайте http://www.school5.u-education.ru)
Текст для прослушивания
Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и вовсе не рациональные мечты. (Можно применить упрощение – замену фрагмента предложения синонимичным выражением: «может показаться парадоксальным» на «парадоксально». Из приёмов содержательной компрессии можно применить исключение несущественной информации (исключение слова «вовсе»)).
Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (Можно применить один из приёмов содержательной компрессии текста – исключение второстепенной информации (исключение слова «измеряема» и примеров про поступление в вуз и про мотоцикл). Также здесь вновь возможно упрощение – синонимическая замена: «в любом случае» заменить на «всегда»).
А вот мечта – это совсем другое дело. Это что-то волшебное. Мечта всегда связана с чем-то безусловно добрым и прекрасным – с тем, что принято называть нравственным идеалом. Ведь сама мечта не способна появиться у того, кто не умеет отличать добро от зла. В мечту люди просто верят, и она позволяет человеку верить в лучшее, в то, что в конце концов всё будет хорошо. (Из приёмов содержательной компрессии можно применить исключение несущественной информации (исключение слов «дело», «безусловно» в третьем предложении абзаца). Среди языковых приёмов можно использовать исключение поясняющих конструкций («с тем, что принято называть нравственным идеалом»; «в то, что в конце концов всё будет хорошо»).
И это, как ни странно, работает. Психологи объясняют это тем, что человек, мечтая, подсознательно сам создаёт себе условия для действий, которые постепенно приближают его к желаемому. И даже жизненные препятствия тут не помеха. Они просто на некоторое время откладывают исполнение желания, как бы предлагая нам обходные пути. Важно набраться терпения и не слишком торопиться. Неизвестно ещё, не выиграет ли тот, у кого исполнение мечты откладывается. (Используем приём исключения (исключение слов «как ни странно», исключение фрагментов и целых предложений: «Психологи объясняют это тем, что…», «Они просто на некоторое время откладывают исполнение желания, как бы предлагая нам обходные пути.», «…и не слишком торопиться», «Неизвестно ещё, не выиграет ли тот, у кого исполнение мечты откладывается.»)).
Например, мы мечтаем съездить в далёкую страну и огорчаемся, что не можем сделать этого прямо сейчас. Время идёт, и мы постепенно всё больше узнаём о том, что так притягивает нас. Может быть, мы даже решаем связать свою профессию с путешествиями или занимаемся изучением нужного нам языка. И когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она действительно наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет. Она сделала нас любознательнее, серьёзнее, интереснее. Благодаря мечте мы сами стали добрее и лучше. (По материалам периодической печати) (251 слово) (Используем приёмы исключения (исключение конкретного примера про мечту о путешествии, слов «содержанием», «любознательнее, серьёзнее, интереснее») и упрощения (слияние нескольких предложений в одно: «И когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она действительно наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет.» + «Благодаря мечте мы сами стали добрее и лучше.»)).
Применены 2 разных приема сжатия текста (исключение и упрощение) и использованы для сжатия всех микротем текста. Основной приём компрессии прослушанного текста – исключение.
То, какими приёмами компрессии текста пользуется экзаменуемый, зависит не только от уровня его умений, но и от характера текста. Чаще всего для сжатия удаётся использовать приём исключения, реже всего – обобщения.
Сжатое изложение (неудачное)
Может быть, это покажется рациональным, но людям нужны рациональные цели.
Цель достижима: как например покупка мотоцикла или поступление в ВУЗ. Можно подумать о ней заранее.
А мечта – это что-то волшебное. Но волшебная мечта не способна проявиться, если в неё не верить.
И как ни странно это работает. Психологи говорят, если ты веришь в мечту, то мечта воплотится в реальность.
Например, мы мечтаем поехать в другую страну. Может быть, мы даже решаемся осуществить её другими способами, например, поехать работать в эту страну. И наша мечта осуществляется, мы понимаем, что благодаря мечте стали лучше. (92 слова)
Работа свидетельствует о том, что экзаменуемый вообще не владеет приёмами компрессии. В изложении немало необязательных повторов, есть второстепенная информация, в то время как отсутствует часть главной. Сокращения исходного текста часто носят случайный характер и деформируют авторский замысел.
Итак, наша главная задача – научить детей кратко, в обобщённой форме освещать описанные в тексе факты, явления или события глубже вдумываться в содержание произведения, вычленять наиболее важный материал, самостоятельно подбирать слова и составлять синтаксические конструкции.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Егораева Г.Т- ГИА-2013. Русский язык. Москва. Экзамен ,2013
2 Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Хаустова Д.А. . ГИА-9. Сборник заданий. Москва Экзамен, 2013
3.Егораева Г.Т. ГИА. Русский язык. Выполнение заданий части С. Москва. Экзамен,2013
4.Кузнецов А.Ю. Задорожная А.С., Кузнецова Л.И., Сененко О.В. Подготовка к экзамену по русскому языку, Москва .МЦМНО, 2013
5.Пахнова Т.М. Русский язык 9 класс. Работа с текстом при подготовке к экзамену Москва. Экзамен ,2013
6.Сенина Н.А. Русский язык 9 класс. Подготовка к ГИА . Ростов-на-Дону. Легион, 2010
7.Хаустова Д.А. ГИА. Русский язык Полный курс А,В,С. Москва. Экзамен ,2013
Электронные образовательные ресурсы
1. http://nsportal.ru/
2.http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
3.http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
4.http://search-ppt.ru/ - всевозможные презентации