• скачать файл

Среди важнейших форм самостоятельной работы студента значительное

с. 1
Введение
Среди важнейших форм самостоятельной работы студента значительное место занимает написание курсовых работ.

Курсовая работа пробуждает интерес к научным исследованиям, учит студента овладевать методами научного исследования, связывать теоретические положения с решением практических правовых задач, закрепляет и углубляет знания, полученные за время учебы.

Студенты направления подготовки «Юриспруденция» профиль «Гражданско-правовой» в соответствии с учебным планом пишут и представляют на кафедру гражданского права курсовую работу, которая является самостоятельно подготовленным исследованием на основе углубленного изучения избранной темы.

Целью написания курсовой работы является приобретение студентом необходимой профессиональной подготовки, расширение и углубление знаний студента в каком-либо вопросе гражданского права, развитие умения и навыков самостоятельного научного поиска: изучения литературы по выбранной теме, анализа различных источников и точек зрения, обобщения материала, выделения главного, формулирования выводов, обучения логично, правильно, ясно, последовательно и кратко излагать свои мысли в письменном виде.

Выполнение курсовой работы по гражданскому праву помогает выработать навыки логического анализа монографий, нормативного материала, учебной литературы, развивает умение правильно формулировать и раскрывать теоретические положения, способствует овладению юридической терминологией, дает возможность высказать практические рекомендации, предложения, сделать самостоятельные выводы.

Подготовка курсовой работы способствует формированию правовых компетенций, закреплению у студента юридических знаний, развитию умения самостоятельно анализировать многообразные общественно-политические явления современности, вести полемику.

Все это в конечном итоге способствует качественной подготовке бакалавра.

Кроме того, курсовая работа является одной из форм контроля знаний со стороны преподавателей за учебой студентов, позволяет проверить, насколько успешна их самостоятельная работа, а также отношение к предмету.


Методические указания к выполнению курсовой работы
Курсовая работа представляет собой спланированный трудовой процесс, состоящий из ряда последовательно вытекающих одна из другой стадий (этапов):

  • выбор темы;

  • консультация и составление предварительного плана работы;

  • сбор научной информации, относящейся к теме исследования и изучение литературы;

  • анализ составных частей проблемы, изложение темы;

  • обработка материала в целом;

  • уточнение плана;

  • оформление курсовой работы;

  • представление ее на кафедру для регистрации и рецензирования;

  • работа с рецензией и устранение замечаний;

  • защита курсовой работы.


Основные этапы выполнения работы
Выбор темы курсовой работы. Написание курсовой работы начинается с выбора темы. Желательно, чтобы тема была актуальной. Прежде всего, студенты должны внимательно ознакомиться с примерной тематикой курсовых работ, выбрать тему и сообщить о ней преподавателю – научному руководителю, если тема выбирается из предложенных в настоящих рекомендациях, то предварительного согласования не требуется. Студент может, исходя из собственных научных и практических интересов, предложить свою собственную тему исследования (в пределах учебной программы), не указанную в примерном перечне, предварительно согласовав ее на кафедре.

Выбор темы, в первую очередь, определяется уже накопленной суммой знаний по гражданскому праву и смежным дисциплинам, но в определенной мере зависит от индивидуальных способностей и личных склонностей студента.

Темы курсовых работ не одинаковы по степени трудности, но с любой из них можно успешно справиться. Непонятные аспекты изучаемой темы уясняются самостоятельно или с помощью научного руководителя. При чем самостоятельно полученная информация усваивается лучше.

Студент, проявивший серьезное отношение к работе, правильно распределивший время, работающий без спешки, планомерно и систематически, обеспечит успешное написание курсовой работы и ее защиту.



Составление и согласование плана курсовой работы. Наличие плана работы позволяет уйти от освещения вопросов, не относящихся к теме, обеспечить четкость и последовательность изложения материала, избежать пробелов и повторений, рационально организовать самостоятельный труд, сэкономить время.

Выбор темы и составление плана не должны происходить механически. Предварительно необходимо ознакомиться с соответствующим разделом учебника, понять содержание темы, определить место и значение данной темы в изучаемом курсе гражданского права.

План работы согласовывается с научным руководителем. Для более четкого определения круга вопросов, которые необходимо рассмотреть, каждый раздел плана можно развернуть на подвопросы. Как правило, оптимальное число проанализированных вопросов не должно превышать трех-четырех. Следует при этом помнить, что излишнее перегружение плана нецелесообразно. Первый признак неправильно составленного плана – это повторение одним из вопросов названия всей темы. Каждый отдельный вопрос должен раскрывать только ее часть.

Не следует пытаться получить от научного руководителя готовый план работы, литературу, фактический материал и таким образом избегать самостоятельной работы. Роль научного руководителя – направлять исследование, а не выполнять его.



Сбор научной информации по теме, подготовка библиографии, изучение литературы и нормативного материала. Для успешного выполнения курсовой работы необходимо собрать научную и фактическую информацию: нормативно-правовые акты, литературные и иные источники, рекомендованные преподавателем, указанные в программе курса, планах семинарских и практических занятий. Студент может использовать произведения, самостоятельно подобранные в результате изучения библиографии в библиотеке, Интернете.

Особое внимание необходимо обратить на новую литературу по избранной проблеме, в том числе статьи в журналах «Государство и право», «Правоведение», «Журнал российского права», «Хозяйство и право», «Вестник МГУ. Серия «Право», «Законность», «Российская юстиция», «Российский юридический журнал» и др.

Информацию о литературе последних лет издания можно получить из библиографических журналов Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН) «Государство и право» и «Зарубежное государство и право».

Список используемой литературы должен быть полным и включать нормативно-правовые акты, основополагающие монографические работы, учебные пособия, журнальные и газетные статьи. Ценятся авторефераты кандидатских и докторских диссертаций, сборники научных трудов.



Анализ собранного материала, изложение темы. После подбора соответствующей литературы наступает самый важный и ответственный момент в процессе подготовки курсовой работы – чтение, анализ и конспектирование литературных источников.

Для того, чтобы получить целостное представление об изучаемой проблеме, начинать подготовку следует с прочтения соответствующей лекции и главы в учебнике, в которых материал излагается в наиболее доступной форме.

После этого необходимо изучить нормативно-правовые акты, прочитать литературные и иные источники, рекомендованные преподавателем, указанные в программе курса, планах семинарских и практических занятий, самостоятельно подобранные в библиотеке, Интернете.

При чтении произведений необходимо уловить основную мысль автора, сопоставить ее с имеющимся планом работы, сделать пометки с помощью закладок, а затем уже приступать к изложению основных положений в специально отведенных для этого тетрадях и листах. Изучение нормативно-правовых актов следует проводить в таком же порядке.

Литературные источники для подготовки курсовой работы должны быть подобраны с учетом существования различных точек зрения по избранной теме. Поэтому следует избегать частого цитирования работы одного или нескольких авторов.

Сопоставление различных суждений, мыслей – непременное условие выполнения курсовой работы.

Таким образом, собранная научная информация в процессе подготовки работы должна критически и объективно отражать имеющиеся взгляды на поставленную проблему, т.е. в работе должны присутствовать элементы научной полемики.

При сборе информации нельзя пренебрегать яркими примерами из художественной и публицистической литературы, что свидетельствует не только о глубине знаний, увлеченности данной проблемой, но и о широком кругозоре.

В курсовой работе студент должен показать умение работать с нормативным материалом. Ссылки на Конституцию Российской Федерации, международно-правовые документы и другие нормативно-правовые акты должны присутствовать при аргументации научных положений, которые в них закреплены или требуют нормативного регулирования. Ссылки на нормативно-правовые акты должны быть точными и сопровождаться указанием полного названия, даты и органа, принявшего данный акт.

Анализ вопросов темы, изложение должны проводиться в определенных рамках. Во-первых, нужно уточнить категориальный аппарат, на который следует опереться при анализе, четко и конкретно изложить предмет исследования, дать формулировку того или иного постулата в виде развернутого определения. Например, при анализе места и роли Конституции Российской Федерации среди источников гражданского права нужно дать понятие источника права, опираясь на концептуальные подходы, выработанные отечественной общей теорией права. Во-вторых, раскрыть содержание вопроса, показать роль изучаемого явления, его связь в системе теоретических положений и категорий. В-третьих, весьма ценным в студенческой курсовой работе является подкрепление теоретических положений и выводов фактами практической деятельности, политической реальности, примерами из судебной практики. В-четвертых, надо писать просто, помня, что вычурный стиль скрывает бедность мысли. В-пятых, в работе обязательно должны присутствовать элементы полемики, без которых невозможно развивать новые взгляды.



Обработка собранного материала в целом. Обработка информации, в целом представляющая собой процесс написания курсовой работы, является систематизацией и сопоставлением различных частей собранного материала.

Всю подготовленную информацию можно записывать и накапливать в рабочей тетради или в отдельных папках по каждому разделу плана. И выписки, и запись работы в черновом варианте удобно вести на отдельных листах, что дает возможность вносить необходимые изменения.

Целесообразно использовать и возможности компьютера. Собранную информацию можно ввести в компьютер в режиме Word, присвоив имя файлу, соответствующее своей фамилии, а в расширении файла поставить номер свой группы. Для удобства использования и хранения информации необходимо иметь личную дискету. В дальнейшем имеющуюся информацию можно обрабатывать, систематизировать, редактировать, размножать и т.д. Хранящаяся в электронной памяти информация может быть востребована для написания других курсовых работ, рефератов и выполнения выпускной квалификационной работы.

В соответствии с выработанным планом следует определить пределы каждого вопроса, в котором целесообразно вначале систематизировать категории и понятия, определить их логический ряд. Далее из собранного материала выделяют выписки с различными точками зрения, которые затем анализируются, подкрепляются аргументами, примерами, и как итог – вырабатывается собственная позиция, делаются необходимые обобщающие выводы.

На этом этапе уточняется собранный материал и откладывается в сторону второстепенная и малозначимая информация. В этом случае необходимо посоветоваться с научным руководителем, дабы правильно дать оценку полученной информации.

Курсовую работу необходимо выполнить в печатном варианте. Ее объем устанавливается в пределах 40 страниц машинописного текста через 1,5 интервала. Сокращение слов (помимо общепринятых) не допускается.

Курсовая работа в соответствии с планом начинается с введения, в котором показывается значение избранной темы, ее место в трудовом праве, отмечается актуальность, обосновывается выбор темы, степень разработанности темы в трудах ученых, специалистов, а также нормативная база исследования, цель и задачи работы. Введение не должно превышать 3 – 4 страниц.

В основной части работы логически последовательно раскрываются поставленные вопросы. Причем любой вопрос, как и работа в целом, должен состоять из введения, основной части и заключения (вывода).

В основной части работы (как правило, это 3 – 4 вопроса) излагается суть исследования, показывается понимание сущности избранной темы, знание используемых источников, умение сопоставлять различные точки зрения. Важно не механическое их сопоставление или бездоказательная критика отдельных авторов, а стремление к тому, чтобы отстаиваемые или разделяемые студентом суждения были подкреплены теоретическими положениями, фактами и конкретными примерами. Ценным является использование судебной практики.

В заключении подводится итог проделанной работы, указывается, с какими трудностями пришлось столкнуться при изложении избранной темы, выделяются узловые или вызвавшие интерес проблемы. Обобщения и выводы необходимо излагать кратко и своими словами.

Курсовая работа должна быть написана логично и полностью раскрывать поставленные в ней вопросы. Текст работы излагается самостоятельно (не допускается дословное переписывание использованной литературы), последовательно, грамотно и аккуратно, при написании работы необходимо употреблять термины, свойственные правовой науке, избегать непривычных или двусмысленных понятий и категорий, сложных грамматических оборотов. Студент должен показать не только знание материала, но и умение разбираться в нем, творчески использовать основные положения источников.

Курсовая работа не может быть простым пересказом прочитанного или только изложением содержания действующего законодательства. Необходимо критическое отношение к прочитанной литературе, всесторонний и глубокий анализ действующего гражданского законодательства, практики его применения судами.

В целом структура курсовой работы должна быть следующей:


  • титульный лист;

  • план работы;

  • текст работы (введение, основная часть, заключение);

  • библиографический список.

Титульный лист является первой страницей курсовой работы и служит источником определенной информации. На титульном листе студент указывает название вуза, кафедры, тему курсовой работы, свою фамилию, имя отчество, должность, ученую степень, научное звание, фамилию, инициалы научного руководителя, дату написания работы и личную подпись. В самом низу титульного листа указывается город, где расположено учебное заведение и год подготовки курсовой работы. Образец титульного листа приведен в приложении № 1.

После титульного листа помещается план (оглавление) курсовой работы с указанием начальных страниц всех составных частей работы в тексте. В плане обязательно должны быть выделены введение, 3–4 параграфа основной части, заключение, библиографический список. Все заголовки плана должны быть выделены и в тексте курсовой работы. Образец плана приведен в приложении 2.

Текст каждого вопроса начинается с его названия и порядкового номера с соответствии с планом.

Особое внимание следует уделить оформлению научно-справочного аппарата, подстрочных сносок и библиографического списка. Нумерация сносок дается арабскими цифрами отдельно на каждой странице. Сноска должна быть полной: с указанием фамилии и инициалов автора, названия книги, места и года ее издания, страницы, с которой взята цитата или соответствующее положение. Например, Семякин М.Н. Гражданское право: Учебник. Екатеринбург, 2011. С. 13.

Для статей из журналов, сборников указывают фамилию и имя автора, название статьи, название журнала или сборника, год издания, номер (или выпуск). Например, Витрянский В. Договор банковского счета / В.Витрянский // Хозяйство и право. 2012.
№ 4. С. 19.

При ссылке на газетную статью кроме названия и года издания указывают дату. Например, Чурсина В. Совет Федерации кардинально меняется // Новая газета. 2012. 01 февраля.

Оформляя нормативные источники, необходимо указывать полное и точное название нормативно-правового акта, дату его принятия и редакции, а также изменений и дополнений. Например, О вынужденных переселенцах: Федеральный закон от 19.02.1993 г. (с изм. от 20.12.1995 г.) // ИПС «Консультант-плюс».

Библиографический список должен содержать сведения об источниках, использованных при выполнении курсовой работы. В этот список включаются те литературные источники, на которые есть ссылки в тексте работы (основные), и все иные источники, изучаемые в связи с подготовкой к написанию курсовой работы (дополнительные).

Библиографический список включает следующие разделы: 1) нормативно-правовые акты; 2) книги, статьи (основные и дополнительные).

В раздел «Нормативно-правовые акты» включаются действующие официальные документы в следующей очередности: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, международно-правовые акты, постановления Конституционного Суда Российской Федерации, решения других высших судебных органов, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы субъектов Российской Федерации, подзаконные акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты. Если использован ратифицированный и вступивший в силу международный договор Российской Федерации, то он помещается в списке сразу после Конституции Российской Федерации.

В раздел «Книги и статьи» (основные и дополнительные) включаются все использованные монографические, публицистические и другие источники, располагаемые в алфавитном порядке.

Описание каждого конкретного источника приводится в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1 – 84. В библиографическом списке рекомендуется использовать следующие элементы описания: фамилия автора с инициалами, название, источник публикации, место издания, издательство, год издания, количество страниц. Для статей из журналов, сборников указывают фамилию и имя автора, название статьи, название журнала или сборника, год издания, номер (или выпуск), страницы. Например, Витрянский В. Договор банковского счета // Хозяйство и право. 2012. № 4. С. 19 – 25. При описании газетной статьи кроме названия и года издания указывают дату. Например, Чурсина В. Совет Федерации кардинально меняется // Новая газета. 2006. 01 февраля.

Примеры библиографических описаний различных литературных источников приведены в приложении № 3.

Текст полностью написанной и оформленной работы подлежит тщательной проверке. Ошибки и описки в тексте, цитатах, научно-справочном аппарате отрицательно сказываются на оценке работы.

Все страницы курсовой работы должны быть пронумерованы, прошиты. Работа должна быть оформлена аккуратно.

После этого курсовая работа сдается для проверки назначенному преподавателю.



Работа с рецензией и устранение замечаний. Работа с рецензией и последующая защита курсовой работы – это завершающая часть исследования.

Получив письменную рецензию на представленную курсовую работу, студент должен внимательно изучить ее, обратить внимание на замечания рецензента, указанные в тексте работы и в рецензии.

Замечания, требующие письменного дополнения, устраняются в согласованные с научным руководителем сроки. Отдельные замечания, указанные в рецензии, могут требовать лишь уточнений или подкрепления отдельными аргументами, которые приводятся при защите, т.е. устно.

Если содержание работы не соответствует предъявляемым требованиям (не раскрыто содержание вопросов, переписано из одного источника и т.д.), то курсовая работа направляется рецензентом на доработку.

Получив «допуск к защите» курсовой работы, студент должен обновить в памяти содержание работы, выделить основные вопросы и найти дополнительные аргументы на высказанные замечания. Целесообразно подготовить текст публичного выступления на защите, обратив особое внимание на замечания рецензента и советы научного руководителя.

Защита курсовой работы проводится в установленные кафедрой сроки и принимается комиссией в составе двух – трех преподавателей, включая научного руководителя. В течение 5 – 7 минут, в соответствии с планом кратко и убедительно излагается содержание работы, делается обзор использованной научной литературы, обобщаются основные выводы, вытекающие из темы исследования. Даются полные и аргументированные ответы на замечания рецензента и заданные в ходе защиты вопросы.

Оценка за курсовую работу выставляется с учетом качества выполненной работы, ее научно-теоретического уровня, степени самостоятельности в изложении материала, логики и результатов ее защиты. При этом окончательная оценка на защите может не совпадать с предварительной оценкой в рецензии.

Оценка «отлично» ставится, если курсовая работа выполнена на высоком теоретическом уровне, тема раскрыта полно, содержание вопросов изложено логично, последовательно, использован фактический материал, судебная практика, сделаны конкретные выводы, предложения.

Оценка «хорошо» - работа выполнена на достаточном теоретическом уровне, сделаны конкретные выводы, предложения.

Оценка «удовлетворительно» - работа соответствует плану, содержит теоретические положения, обобщения, материал изложен в логической последовательности, однако есть серьезные недочеты.

На уровень оценки курсовой работы влияют степень раскрытия темы, стиль изложения, поверхностное или непоследовательное изложение материала, непродуманный план, несоответствие содержания плану, чрезмерное количество цитат или неточное их приведение, «старая» литература, объем использованной научной литературы, нормативно-правовых актов, юридической практики, небрежное оформление, орфографические и стилистические ошибки.

При несоблюдении вышеперечисленных требований к курсовой работе она оценивается «неудовлетворительно». Причинами неудовлетворительной оценки курсовой работы могут быть следующие недостатки:

- работа выполнена только на базе учебника или учебного пособия и представляет их дословное изложение;

- работа выполнена путем механического списывания из учебника, учебного пособия, статей без какого-либо обобщения и выводов;

- работа написана неграмотно, оформлена неряшливо, независимо от содержания

В случае оценки курсовой работы на «неудовлетворительно» студент должен подготовить работу заново по той же или другой теме по согласованию с научным руководителем.

Тема курсовой работы и ее оценка указываются в зачетной книжке, а затем в приложении к диплому.

Студент, не написавший курсовую работу, считается не выполнившим учебный план и имеющий академическую задолженность.

Приложение 2
Образец плана

___________________________________________________

Введение……………………………………………………с. 3


  1. Понятие и виды источников гражданского права……………………..………………………………с. 4

  2. Гражданское законодательство.……..………………с.10

  3. Подзаконные нормативно-правовые акты………….с. 15

  4. Международные договоры…………………………..с. 19

Заключение……………………………………………..…с. 24

Библиографический список …………………………..…с. 26


Приложение 3
Пример оформления библиографического списка

________________________________________________________


Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.

О Конституционном суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 12.07.1994 // Собрание законодательства Российской Федерации,1994.- № 13.- Ст. 1447.

О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон от 26.09. 1997 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 39. С. 4465.

Об утверждении положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища: указ Президента Российской Федерации от 21.07.1997 // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997.- № 30.- Ст. 3601.


Основная литература
Гражданское право: В 2 т. Т.1: Учебник / Под ред. проф. Е.А.Суханова. М.: Изд-во БЕК, 2000. – 816 с.

Ковтун Н.Н. Постановления Конституционного суда Российской Федерации как источники прецедентного (статутного) права // Российское право в период социальных реформ. Н.Новгород, 1998. – 146 с.

Конституционное право России: Учеб.-метод. пособие. М.: Изд-во НОРМА, 2000. – 408 с.

Омельченко О. Закон и печать в дооктябрьской России // Советское государство и право. 1991. -№ 3.- С. 5-17.


Дополнительная литература
Лакшина Е. Налоговые сюрпризы // Российская газета. 2006. 29 апреля.

Муниципальное право: Учебник для вузов / Под ред. Ю.А.Дмитриева. М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 1200 с.

Погосян Н.Д. Счетная палата Российской Федерации (конституционно-правовой статус). Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 1998. – 20 с.

Чеботарев Г.Н. Принцип разделения властей в государственном устройстве Российской Федерации. Тюмень: Изд-во «Ажур», 1997. – 88 с.


Тематика курсовых работ

  1. Договор купли-продажи (понятие, содержание, предмет).

  2. Виды договоров купли-продажи.

  3. Правовые формы розничной купли-продажи.

  4. Правовые формы оптовой купли продажи.

  5. Права покупателя по договору купли-продажи.

  6. Базисные условия оптовой купли-продажи (момент перехода права собственности и риска случайной гибели, момент исполнения, способ определения цены, вопросы страхования и покрытия транспортных расходов).

  7. Договор поставки (понятие, содержание, предмет).

  8. Правовое регулирование поставок для государственных нужд.

  9. Правовые формы товарообмена (бартера).

  10. Договор дарения. Правовые формы благотворительной деятельности. Компенсационные соглашения. Меценатство (спонсорство).

  11. Специфика правовых форм закупки сельскохозяйственной продукции.

  12. Понятие договора аренды.

  13. Права и обязанности арендатора по договору аренды.

  14. Понятие и виды договоров подряда.

  15. Различия между трудовыми договорами и договорами подряда.

  16. Договор подряда в сфере бытового обслуживания.

  17. Защита прав и интересов граждан по договору подряда.

  18. Строительный подряд как разновидность договора подряда.

  19. Правовое регулирование инвестиций.

  20. Предпосылки и условия договора строительного подряда.

  21. Цена в договоре строительного подряда.

  22. Имущественная ответственность сторон по договору строительного подряда.

  23. Договоры на производство научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных и изыскательских работ.

  24. Понятие и общая характеристика договора перевозки грузов.

  25. Форма и порядок заключения договора перевозки грузов (на отдельных видах транспорта).

  26. Виды и особенности договоров перевозки грузов на морском транспорте.

  27. Субъекты обязательства по перевозке грузов.

  28. Условия ответственности транспортной организации за несохранность перевозимых грузов.

  29. Ответственность перевозчика за нарушение сроков доставки грузов.

  30. Порядок предъявления исков к транспортной организации при ненадлежащем исполнении обязательства по перевозке грузов.

  31. Объем ответственности транспортной организации при утрате, порче или повреждении груза и при нарушении сроков его доставки.

  32. Права и обязанности пассажира по договору перевозки.

  33. Договор перевозки багажа.

  34. Понятие и сфера применения договора транспортно-экспедиционного обслуживания.

  35. Договор централизованного завоза (вывоза) грузов на станции железных дорог (в порты и авиапорты).

  36. Договоры поручения и комиссии на современном этапе.

  37. Правовые формы коммерческого посредничества.

  38. Сравнительный анализ институтов доверительного управления и траста.

  39. Правовая природа и значение расчетных и кредитных обязательств.

  40. Договор банковского счета (понятие, элементы и виды).

  41. Договор банковского вклада (понятие, элементы и виды).

  42. Правовое регулирование форм расчетов.

  43. Правовое регулирование аккредитивной формы расчетов.

  44. Договор займа (понятие, виды, элементы).

  45. Банковское кредитование предпринимательства.

  46. Понятие и состав гражданского правонарушения.

  47. Принцип презюмируемой (предполагаемой) вины при причинении вреда.

  48. Вина и ее формы при гражданском правонарушении.

  49. Вина как условие ответственности за причинение вреда.

  50. Субъекты обязательств, возникающих из причинения вреда.

  51. Организация как субъект ответственности за причинение вреда.

  52. Причинная связь как условие ответственности за причинение вреда.

  53. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними (лицами от 14 до 18 лет).

  54. Ответственность за вред, причиненный малолетними (лицами, не достигшими 14).

с. 1