«Строение человека», как

с. 1 с. 2 с. 3 с. 4
Система работы над темой

« Строение человека»

как средство формирования здорового образа жизни.

Работу выполнила: Сорокина Марина Ивановна



1. Актуальность.

В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

1.Школьники не имеют комплексных знаний о строении своего организма.

2.Учащиеся начальной школы не владеют техникой здоровьсбережения.

3.У младшего школьника недостаточно развито понятие «значимость

оздоровительных мероприятий».

4.Многие дети испытывают затруднения по применению знаний

здоровьесбережения в повседневной жизни.

5.Отсутствует организация помощи ребенку в сохранении, укреплении и формировании здоровья со стороны родителей.
В моем опыте решены следующие проблемы:

1.Учащиеся получили знания о строении своего организма, о способах поддержания его в состоянии здоровья.

2.Представлена система работы по здоровьесбережению младшего школьника через применение здоровьесбергающей технологии.

3.Учащиеся осознали положительный результат соблюдения норм здорового образа жизни, что доказывается участием детей в соревнованиях, повышением

двигательной активности на переменах, увеличилось посещение детьми спортивных секций.

4.Наблюдается положительно-эмоциональный настрой учащихся на уроке,

элементы здоровьесбережения повысили работоспособность,

стрессоустойчивость. Дети освоили способы снятия напряжения и усталости. Снизился уровень тревожности на уроке.

5.Совершенствована система профилактической деятельности, направленная на

стабилизацию и улучшение здоровья детей, благодаря совместной работе с

родителями.

6.Повысился уровень воспитанности и культуры поведения учащихся.


2.Задачи.
1.Исследовать и оценить уровень здоровья детей.

2.Разработать и реализовать систему работы по теме «Строение человека», как

средство формирования здорового образа жизни младших школьников.

3.Выявить требования к учебному процессу, расписанию уроков и к самому

уроку с точки зрения здоровьесберегающей технологии.

4.Разработать программу факультативного курса «Основы здорового образа

жизни».

5.Воспитать у учащихся потребность в здоровом образе жизни, через систему



здоровьесберегающей организации урока.

6.Приобщить родителей к соблюдению единства требований по формированию здорового образа жизни ребенка.


3.Педагогические средства.
1. Диагностика уровня здоровья.

2. Реализация здоровьесберегающей технологии в учебном процессе.

3. Реализация здоровьесберегающей технологии во внеучебой деятельности.
4.Технология.
Диагностика уровня здоровья.
Состояние здоровья рассматривается, как способность организма адаптироваться к условиям окружающей среды. Организм человека, испытывающий постоянные стрессовые воздействия, необходимо рассматривать как динамическую систему, осуществляющую непрерывное приспособление к условиям среды путём изменения уровня функционирования отдельных систем и соответствующего напряжения регуляторных механизмов. Приспособление или адаптация к новым условиям достигается ценой затраты функциональных ресурсов организма.

Здоровье школьников находится в прямой зависимости от условий обучения, питания, двигательной активности, правильного чередования нагрузки и отдыха, условий семейного воспитания.

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самое популярное определение дает Всемирная организация здравоохранения: «Здоровье-это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или дефектов».

Основываясь на определении Всемирной организации здравоохранения,

выделяют различные компоненты здоровья:

-физическое;

-психическое;

-социальное;

-нравственное.

Здоровье физическое - это состояние, при котором у человека имеет место гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.

Медицинское определение - это состояние роста и развития орга­нов и систем организма, основу которого составляют морфологиче­ские и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Педагогическое определение - это совершенство саморегуляции в организме, максимальная адаптация к окружающей среде.

Физическая активность- это естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении. Физическая активность в детские годы выступает как предпосылка психического развития ребенка.

Здоровье психическое - это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение урав­новесить себя с окружающей средой.
Медицинское определение - это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция.

Педагогическое определение - это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.

Ппсихическая активность - потребность нормально раз­вивающегося ребенка в познании окружающей жизни: природы, человеческих отношений; потребность ребенка в познании самого себя.

Здоровье социальное - мера социальной активности, деятель­ного отношения человеческого индивидуума к миру.

Медицинское определение - это оптимальные, адекватные усло­вия социальной среды, препятствующие возникновению социально обусловленных заболеваний, социальной дезадаптации и опреде­ляющие состояние социального иммунитета, гармоничное развитие личности в социальной структуре общества.

Педагогическое определение - это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в опти­мальных социальных условиях микро - и макросреды (семье, школе, социальной группе).

Социальная активность школьника проявляется в пове­дении, направленном на поддержание и выполнение правил, обяза­тельных для учащегося, в стремлении помочь выполнять эти прави­ла своему сверстнику. Социальная активность ребенка развивается вместе с его психической активностью, когда под руководством взрослого раскрывается самосознание ученика.

Здоровье нравственное - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятель­ности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровь­ем опосредована духовность человека, так как оно связано с обще­человеческими истинами добра, любви, милосердия и красоты.

Существуют различные методы исследования, с помощью которых можно определить уровень здоровья учащихся.

1. Проведение антропометрических измерений.

2 .Метод мониторинга психического здоровья.

3. Метод мониторинга социального здоровья.

4. Определение нравственного здоровья ребенка.

( Приложение 1.)
Реализация здоровьесберегающей технологии в учебном процессе.
Традиция изучения человеческого орга­низма и его здоровья в отечественной мето­дике преподавания естествознания восходит еще к временам В.Ф. Зуева (1754-1794). В его знаменитом учебнике «Начертание есте­ственной истории» (1786), в разделе «Жи­вотное царство», содержалось описание че­ловеческого тела. Основоположник отечест­венной методики естествознания А.Я. Герд (1841-1888) в пособии «Мир Божий» для III класса предлагает раздел «Растения, жи­вотные и человек». Необходимость изу­чения «жизни и строения человеческого те­ла» отмечали в своих работах Л.С. Севрук (1867-1918), К.П. Ягодовский (1877-1943) и др. Но на протяжении всего дореволюци­онного, советского и постсоветского перио­дов изучение организма человека строилось на основе анатомо-морфологических

подхо­дов, носило ознакомительный характер, а этого, как показывает практика, недостаточ­но для актуализации санитарно-гигиеничес­ких знаний. Наиболее ярко эколого-валеологическая направленность содержания об­разования выражена в современных учеб­ных дисциплинах, составляющих предмет «окружающий мир», что находит отражение в формулировке целей и задач обучения, пе­речне требований к знаниям и умениям, ко­торые предъявляются современными вариа­тивными программами к учащимся началь­ной школы. Однако в настоящее время сос­тояние здоровья детей показывает, что проблема здоровьесбережения еще далека от решения.

На современном этапе развития человеческого общества жизнь и здоровье человека приобретают особое значение.

Методика работы над темой «Строение человека» помогает выявить и активизировать здоровьеформирующий потенциал содержания естественно-научного образования младших школьников.

В данной работе представлен раздел тематического планирования предмета «окружающий мир» для 4-го класса по программе «Школа 2100».

При изучении этого раздела на каждом уроке показывается взаимосвязь строения органов человека с необходимостью формирования здорового образа жизни младшего школьника.



Гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса.

Приказом Минобразования России от 9 февраля 1998 г. № 322 утвержден Базисный учебный план общеобразовательных учреж­дений Российской Федерации, который определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального и национально-региональ­ного компонентов государственного образовательного стандарта, по классам и образовательным областям.

Базисный учебный план состоит из двух частей: инвариантной и вариативной.

В инвариантной части Базисного учебного плана полностью реализуется федеральный компонент государственного образова­тельного стандарта, который обеспечивает единство образователь­ного пространства Российской Федерации и гарантирует овладение выпускниками общеобразовательных учреждений необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающим возмож­ности продолжения образования.

Вариативная часть Базисного учебного плана обеспечивает реа­лизацию регионального и школьного компонентов.

К числу основных требований, предъявляемых к учебно-воспи­тательному процессу, относятся:

- строгое регламентирование учебной нагрузки в зависимости от возраста учащихся (количество уроков в течение дня, не­дели и года);

- учет динамики умственной работоспособности учащихся в течение дня, недели и учебного года.

В оздоровительных целях общеобразовательные учреждения должны создавать условия для удовлетворения естественной по­требности школьников в движении. Эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности уча­щихся в объеме не менее 2 ч: проведение гимнастики до учебных занятий (5-6 мин); физкультминутки на уроках (5 мин); подвижные игры на всех переменах (15-20 мин); уроки физкультуры (не менее 2 ч в неделю для всех классов); внеклассные формы спортивных занятий - работа спортсекций, групп коррекции опорно-двигательного аппарата, общешкольные соревнования, дни здоровья и т. п.; самостоятельные занятия физкультурой (1-й класс -10-15 мин, 2-4-й классы - 15-20 мин).

С этой же целью в школьный компонент учебных планов (осо­бенно для младших школьников) необходимо включать подвижные предметы (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обу­чение традиционным и национальным спортивным играм и др.).



Гигиенические требования к составлению расписания уроков.

При составлении расписания уроков необходимо учитывать динамику работоспособности школьников в течение дня и учебной недели. У младших школьников наиболее высокая работоспособ­ность отмечается на 1 и 2 уроках, затем к 3-му и, особенно, к 4-му она снижается. На 5-м уроке рабо­тоспособность снижается на 50% по сравнению с первым уроком. Аналогичная динамика работоспособности наблюдается и в течение недели. Вместе с тем следует учитывать и недельную, и месячную, и годовую динамику работоспособности (нарастание утомления к середине и к концу недели, к середине и к концу учебной четверти, к середине и к концу учебного года). В связи с этим на указанных этапах следует менять акценты, несколько снижая учебную нагрузку и увеличивая активный отдых.

Расписание уроков является одним из основных элементов учеб­ного процесса. Правильно составленное расписание, прежде всего, учитывает особенности работоспособности организма школьника.

В детском, подростковом и юношеском возрасте происходят определенные временные изменения работоспособности. Дневная периодичность колебаний работоспособности детей находится в тесной связи с суточной периодикой физиологических функций. В нормальных условиях жизни суточный ритм физиологических функций достигает максимума днем и минимума - ночью. Динами­ка работоспособности в течение дня показывает 2 типа повышен­ной работоспособности, совпадающие по времени с периодами высокого уровня действия физиологических функций. Первый -8-12 часов, второй - 16-18 часов. К 12 часам обычно отмечается падение работоспособности. Это сказывается на учебной деятельности учащихся, обучающихся во вторую смену. Более того, работоспособность детей не остается постоянной и в часы ее оптимального состояния, с 9 до 12 часов. Она претерпевает различные изменения даже в процессе проведения одного урока, так как организм ребенка включается в работу постепенно. Организация самоподготовки и приготовление домашних заданий в группах продленного дня должно быть при­урочено к часам подъема работоспособности у учащихся. Время, отведенное на спортивный час, не заменяется никакими другими видами деятельности, даже в тех случаях, когда ему предшествует урок физической культуры.

Первый период, как только человек приступил к работе, на­зывается фазой врабатывания. Работоспособность относительно невелика и постепенно повышается. У детей, по сравнению со взрос­лыми, фаза врабатывания несколько короче, что связано с более высокой возбудимостью детей и функциональной подвижностью нервной системы. Период врабатывания в 80% случаев у детей 6 лет длится от 2 до 7 минут. Затем работоспособность устанавливается на относительно высоком уровне. Через 20 минут работы она сни­жается. Вследствие этого, эффективно наиболее сложные элементы программы преподносить после 7 минут занятия. Имеются данные, что средняя продолжительность активного внимания у 6-ти летних школьников равна 15-17 минутам.

Вслед за фазой врабатывания следует фаза оптимальной ус­тойчивой работоспособности. Затем работоспособность начинает снижаться. Резкое повышение количества отвлечений и возбужде­ние детей наблюдается после 15-20 минут у шестилеток и после 20-25 минут и 7-летних школьников. После чего возникает рез­кое снижение работоспособности. Последние 5-10 минут урока педагогически малопродуктивны. В ряде случаев, незадолго перед окончанием работы может наступить незначительно и кратковре­менное повышение работоспособности. Эта фаза получила название «конечного прорыва».



115

В первую очередь сохранению высокой работоспособности на протяжении учебного дня содействует правильно составленное рас­писание уроков, при составлении которого можно выделить ряд основных принципов.

Первый принцип правильного составления расписания уро­ков - принцип учета динамики работоспособности в сочетании со сложностью предмета.

Если проанализировать дневную динамику работоспособности, то можно сказать, что 1 урок не очень продуктивный, так как попа­дает на фазу врабатывания, 2 и 3-й уроки - соответствуют периоду оптимальной устойчивой работоспособности, следовательно, макси­мально продуктивный. 4 урок попадает в фазу некомпенсированного утомления и является малоэффективным. 5-е уроки совершенно непродуктивны, так как вызывают глубокое утомление. В дневной динамике работоспособности явления «конечного прорыва» в от­ношении последних уроков не наблюдалось. Наиболее трудными можно считать для школьников уроки по обучению грамоте и мате­матике» так как на них умственная нагрузка проявляется в большей степени, им на других. Поэтому эффективно применение на этих уроках дидактических подвижных игр, физкультурных минуток, которые будут способствовать не только смене вида деятельности, снятию утомления, но и закреплению параллельно с двигательны­ми навыками программного материала по обучению грамоте и ма­тематике. Правомерно эти уроки ставить в расписании вторыми и третьими.

Работоспособность ученика претерпевает изменения не только в течение дня, но и на протяжении недели, года. У детей школьного возраста во вторник функциональное состояние центральной нерв­ной системы наиболее благоприятно, а работоспособность самая высокая и устойчивая. От среды до субботы работоспособность снижается. Самые низкие ее показатели отмечены в понедельник. Это объясняется нарушением привычного для организма режима деятельности детей, и считается целесообразным в понедельник и в субботу проводить уроки облегченного характера. В некоторых педагогических наблюдениях показано улучшение работоспособно­сти даже по пятницам. Предполагается, что это связано с типологи­ческими особенностями высшей нервной деятельности учащихся. У детей, начавших обучение в школе с 6 лет, возникает большая зависимость показателей недельной динамики, работоспособности от учебных режимов различной сложности. Учащиеся начальных классов более, чем старшеклассники, нуждаются в организации облегченного режима дня в середине недели, так как с середины недели показатели работоспособности заметно снижаются и резко ухудшается самочувствие детей.

Понедельник - самый малопродуктивный день, вторник и сре­да - наиболее продуктивные дни, в среду начинает отмечаться неко­торое снижение работоспособности; четверг - значительное сниже­ние работоспособности; пятница - повышение работоспособности. Зная особенности динамики работоспособности младших школь­ников и сложность предмета, можно реализовать первый принцип правильного составления расписания уроков - на дни и часы высо­кой работоспособности отвести предметы сложные, а на дни и часы сниженной работоспособности - предметы попроще.

1-е уроки - фаза врабатывания - предметы средней сложности;

2-е - 3-й уроки - предметы максимальной сложности;

4-е уроки - легкие предметы.

Если начало дня было отмечено проведением организованной зарядки, то на 1-е уроки можно ставить предметы повышенной сложности.

Второй принцип составления расписания уроков для младших школьников - «чередование предметов по сложности». Не реко­мендуется ставить рядом уроки сложные, но однотипные (чтение и письмо), но можно ставить рядом сложные с различным характе­ром материала (письмо и математика). Физкультуру и труд не ре­комендуется ставить первыми и последними, а лучше третьими и четвертыми, особенно в дни сниженной работоспособности.

Третий принцип рационального составления расписания - «из­бегание сдвоенных уроков по одному предмету», так как сдвоен­ные уроки вызывают значительное утомление у детей.

В литературе имеются данные о нарастании работоспособности от начала к концу учебного года. Характер изменений годовой дина­мики зависит от качества воспитательно-образовательного процесса и потом уже от действия сезонных явлений. Выявлено повышение работоспособности в динамике от начала к концу года, но макси­мальные ее показатели выявлены в середине года. Снижение рабо­тоспособности в весенние месяцы обусловлено общим нарастанием утомления к концу года, а также сопутствующими неблагоприят­ными факторами: недостаточностью ультрафиолетовых лучей, авитаминизацией организма, снижением обеспечения кислородом в связи с более коротким пребыванием на воздухе в зимнее время, что в целом понижает функциональную деятельность организма.

При составлении расписания уроков и его анализа следует поль­зоваться таблицей И.Г. Сивкова, в которой трудность каждого пред­мета ранжируется в баллах:


Предмет

Количество баллов

Математика

11

Иностранный язык

10

Родной язык, литература

7

Естествознание

6

Физкультура

5

Труд

4

Рисование

2

Пение

1

Дополнением к данной таблице могут служить новые школьные предметы и профильные дисциплины:



Предмет

Количество баллов

Информатика

11

Обществоведение

8

Хореография

5

ОБЖ

5

Определенную сложность составляет составление расписания для учащихся второй смены. Процессы утомления в период занятий у них более выражены. Поэтому рекомендуется ученикам начальной школы и выпускных классов заниматься в первую смену, в осталь­ных классах - смены чередуются.

Большое внимание следует уделять длительности и подвижно­сти перемен, в период которых восстанавливаются функции кор­ковых клеток и ускоряются восстановительные процессы. Поэтому перемены менее 10 минут в школе не допускаются, так как времени для отдыха недостаточно. Большие перемены (до 30 минут) предна­значены для приема пищи учениками и длительного отдыха. Вместо одной большой перемены после 2-го или 3-го уроков допускается две перемены по 20 минут каждая после 2 и 3 уроков.

В начальной школе рекомендуется 3 перемены в такой после­довательности: 10-20-10 минут. Во время большой перемены дети (если не питаются) выходят на свежий воздух, где у них есть возможность подвигаться, эмоционально разрядиться. Не всегда следует заменять перемены шумной игрой, требующей времени для восстановления, не следует на перемене читать книгу, повторять уроки. Перемена должна носить активный характер.
Требования к уроку с точки зрения здоровьесберегающей технологии.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения -обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Осуществление этой цели напрямую зависит от следующих приоритетов учебно-образовательного процесса: организация рационального учебного процесса в соответствии с САНиП; рациональная организация двигательной активности учащихся; система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Важнейший из принципов здоровьесберегающих технологий «Не навреди!»-одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов. Важно дать школьнику максимальный объем знаний, но надо уметь соблюдать оптимум для каждого конкретного ученика, в каждых конкретных условия. Существуют особые требования к уроку, с точки зрения здоровьесберегающей технологии.

Урок - основная структурная единица учебной работы с учащи­мися. Гигиенически правильная организация урока дает возможность длительно поддерживать достаточно высокий уровень умственной работоспособности, необходимой для полноценного обучения.

Для 6-летних детей следует установить продолжительность уроков до 30 минут и 35 минут соответственно в первом и втором полугодии, а после 2-3 уроков необходимо проводить занятия в виде организован­ных спортивных игр и развлечений на воздухе. В середине же третьей четверти, наиболее длительной и утомительной, желательно провести недельные каникулы. Возможно, что подобная организация учебной деятельности необходима и для некоторых 7-летних детей.

Рациональная организация урока - важная составная часть здоровьесберегающей работы школы. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основ­ном и зависит функциональное состояние школьников в процес­се учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреж­дать преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние педагога, его здоровье, что в свою очередь оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся.

Гигиеническая оценка урока проводится с помощью хронометражных наблюдений по следующим показателя.



Основные гигиенические критерии рациональной организации урока.

(no H.K. Смирнову)




№ п/п

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока








рациональный

недостаточно рациональный

нерациональ­ный




1

2

3

4

5




1

Плотность уро­ка

Не менее 60% и не более 75-80%

85-90%

Более 90%




2

Число видов учебной дея­тельности

4-7

2-3

1-2



3

Средняя про­должитель­ность различ­ных видов учебной дея­тельности

Не более 10 мин

11-15 мин

Более 15 мин







4

Частота чере­дования раз­личных видов учебной дея­тельности

Смена не поз­же чем через 7-10 мин

Смена через 11-15 мин

Смена через 15-20 мин







5

Число видов преподавания

Не менее 3

2

1







6

Чередование видов препода­вания

Не позже чем через 10-15 мин

Через

15-20 мин



Не череду­ются







7

Наличие эмо­циональных раз­рядок (число)

2-3

1

Нет







8

Место и дли­тельность при­менения ТСО

В соответ­ствии с гигие­ническими нормами

С частичным соблюдением гигиенических норм

В произволь­ной форме







9

Чередование позы

Поза череду­ется в соответ­ствии с видом работы. Учитель на­блюдает за по­садкой уча­щихся

Имеются слу­чаи несоот­ветствия позы виду работы. Учитель ино­гда контроли­рует посадку учащихся

Частые не­соответствия позы виду работы. Поза не кон­тролируется учителем







10

Физкультми­нутки

Две за урок, состоящие из 3 легких уп­ражнений, по 3-5 повторе­ний каждого

1 физкультми­нутка за урок, с недостаточ­ной продол­жительностью

Отсутствуют







11

Психологиче­ский климат

Преобладают положитель­ные эмоции

Имеются слу­чаи отрицатель­ных эмоций. Урок, эмоцио­нально индифферентивный

Преобладают отрицатель­ные эмоции



























































12

Момент насту-

Не ранее чем

Не ранее

Менее чем




пления утомле-

через 40 мин

чем через

через 30 мин




ния учащихся




35-37 мин







(по снижению













учебной актив-













ности)















Хронометраж позволяет отследить момент снижения учебной ак­тивности школьников как показатель наступления их утомления.

Длительность активного внимания у младших школьников огра­ничена в большинстве случаев 15-25 минутами (15-20), что требует переключения на другой вид деятельности.

Особенно утомительна для детей монотонная работа, а также работа, связанная с длительным психофизическим напряжением, зрительной нагрузкой, сохранением статическойпозы.


Длительность непрерывного чтения в начальной школе от 8-10 мин (1-2 класс) до 15 минут (3 класс), самостоятельное чтение желательно проводить в начале урока или в середине и чередовать его с пересказом, прослушиванием записей, разговором с педагогом. Для письменной работы оптимальная продолжительность 3-5 минут.

В среднем и старшем школьном возрасте учебная нагрузка воз­растает за счет увеличения количества уроков в день и учебных дисциплин, что увеличивает опасность развития переутомления. Для его профилактики наряду с соблюдением всех гигиенических требований следует особое внимание уделить рациональному со­ставлению учебного расписания на каждый день и на неделю.


Средства здоровьесберегающих образовательных технологий.
1. Средства двигательной направленности:

  • элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метания и др.);

  • физические упражнения (без предметов; с предметами);

  • танцевальные упражнения (подготовительные танцевальные упражнения; танец; музыкальное сопровождение);

  • физкультминутки и подвижные перемены;

  • эмоциональные разрядки и «минутки покоя»;

  • гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, кор­ригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости);

  • лечебная физкультура;

  • подвижные игры;

  • массаж; самомассаж;

  • психогимнастика,

  • тренинги и др.

2.Оздоровительные силы природы:

  • солнечные и воздушные ванны,

  • водные процедуры,

  • фитотерапия,

  • ароматерапия,

  • ингаляция,

  • витаминотерапия (витаминизация пищевого рациона, йодиро­вание питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год - в декабре и весной с целью укрепления памяти школьников).

3.Гигиенические факторы:

  • выполнение санитарно-гигиенических требований;

  • личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий воздуха и т. д.);

  • проветривание и влажная уборка помещений;

  • соблюдение общего режима дня;

  • обучение детей элементарным приемам ЗОЖ;

  • ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избе­жание переутомления.

Для успешного применения средств здоровьесберегающих технологий важны систематизация и постоянство, которые проявляются в участии школьников в оздоровительных мероприятиях не только во время учебного процесса, но и в ходе мероприятий, применяемых во внеклассной и внеурочной работе.

В работе приводится содержание некоторых средств здоровьесберегающих технологий двигательной направленности.(Приложение2).
Реализация здоровьесберегающей технологии во внеучебной деятельности.

Воспитательная работа.
В современных условиях школе необходимо обеспечить ребенку чувство психологической за­щищенности, доверия к окружающему миру; со­здать атмосферу радости и доброжелательного отношения друг к другу; способствовать формированию нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни.

Для формирования этих качеств необходимы душевная гар­мония, адекватная положительная самооценка, которые возни­кают, если ребенок свободен от чувства тревоги и страха, живет с уверенностью в своей защищенности и безопасности. Важно, чтобы по мере освоения культуры здоровьесбережения у каждо­го ребенка формировались чувства нежности и любви к самому себе, настроение особой радости от понимания своей уникаль­ности, неповторимости, безграничности своих творческих воз­можностей, чувство доверия к миру и людям.

Не менее важно для сохранения здоровья развивать у вашего ребенка способность рассматривать себя и свое состояние со стороны, понимать свои чувства и причины их возникнове­ния. Самонаблюдение и самоанализ формируют желание само­совершенствоваться, позволяют ребенку видеть и развивать свои личностные возможности, повышать свой интеллектуаль­ный потенциал. Ребенок должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответ­ственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необхо­димо заинтересовать, создать положительные эмоции при ос­воении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оз­доровления, использовать положительные примеры из окру­жающей жизни, личный пример родителей.

Для диагностики нравственных приоритетов можно использовать различные приемы. (Приложение 1).

Организованные занятия по внеучебной деятельности могут проходить в форме классного часа, внеклассного мероприятия, утренника, урока здоровья, литературно-музыкальной композиции, игры- путешествия, практикума и т. д.

(Приложение 3).



Программа факультативного курса «Основы здорового образа жизни».

В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей. Решить эту проблему поможет систематическое

образование подрастающего поколения в области здоровья и здорового образа жизни. Здоровье каждого человека зависит от усилий, которые он прилагает для его укрепления. Врачи, лекарства не помогут, если сам человек нарушает нормы здорового образа жизни.

Программа «Основы здорового образа жизни» позволяет сформировать новое отношение к здоровью на уровне установок, навыков и умений.



Цели и задачи:

-помочь ребенку узнать строение своего организма, осознать значимость здорового

образа жизни;

-продолжить формирование знаний и умений по навыкам гигиены, профилактике

заболеваний;

-заучить учащихся овладеть методами релаксации (расслабления), точечно­го

массажа и самомассажа;

-научить восстанавливать умственную работо­способность, преодолевать физическое

утомление с помощью элементов здоровьесбережения;

-научить применять полученные знания и умения при планировании своего дня,

учитывая индивидуальные особенности и состояние своего организма;

-приобщить родителей к совместному формированию осознанного отношения

ребенка к здоровому образу жизни.

Формы деятельности:

- знакомство и изучение семьи, выявление на­следственных и хронических заболеваний ре­бенка (беседы, анкетирование);

- изучение здоровья ребенка с помощью медицин­ских карт, консультаций у врача

изучение психического состояния ребенка, осо­бенностей его характера;

-составление совместно с родителями, учителем физкультуры и врачом личной

программы пи­тания, закаливания, дыхательных и физичес­ких упражнений для

каждого ребенка;

-оказание помощи обучающимся в разработке и организации режима жизнедеятельности;

-изучение литерату­ры по точечному массажу, самомассажу, релак­сации, рецептов

народной медицины;

-совместно с учителем физкультуры разрабаты­вать физические упражнения для

физкультми­нуток и подвижных игр на больших переме­нах.

-проведение бесед о личной и общественной ги­гиене; стремление к соблюдению ее каждым воспитанником;

-ведение антиалкогольной и антиникотиновой пропаганды, разъяснение социальных и физи­ологических последствий наркомании;

-проведение профилактической работы по пред­упреждению несчастных случаев с детьми, травм;

- обучение способам доврачебной помощи, ока­занию первой медицинской помощи при несчастных случаях и травмах;

-организация и проведение спортивных сорев­нований, экскурсий на природе, походов в вы­ходные дни и многодневных туристических комбинированных

путешествий, подвижных игр в классе и на свежем воздухе, спортивных семейных праздников;

-рассмотрение вопросов, связанных с установ­лением лимита времени на выполнение домаш­ней работы, дозированием домашнего материа­ла, количества письменных работ, корректиров­кой учебных программ.

-учитывание связи состояния психики с состоянием нашего тела; формирование

правильного отношение к своему телу как к ценности; развитие навыков ухо­да за

телом, правильного питания, режима труда и отдыха.


Планирование занятий.

1 год


1.Как живет наш организм (8часов). 2.Наши болезни(7часов).

Наши органы. Признаки болезни.

Как работает мозг. Инфекционные заболевания.

Наши нервы. Близорукость и

дальнозоркость.

Каким образом мы видим. Как носить очки.

Каким образом мы слышим. Косоглазие.

Как нос чувствует запахи. Слух и глухота.

Как мы говорим. Серная пробка в ушах.

Зубы.


3.Чтобы не случилось беды (4 часа). 4. Поступки и привычки (6 часов).


Сон.

Сновидения.

Мечтательность.

Страх и испуг.

Застенчивость.

Заикание.

Сигматизм.


Предупреждение несчастных случаев.

Первая помощь при

несчастных случаях.

Умывание и купание.

Как нужно заботиться о глазах.

2 год


  1. Как живет наш организм (8часов). 2. Наши болезни (8 часов).


Язык.

Скелет.


Череп.

Мышцы, кости и суставы.

Сердце.

Вены и артерии.

Клетка.

Из чего состоит кровь.



Гланды и аденоиды.

Воспаление лимфатических узлов.

Больное горло.

Травмы головы.

Порезы, ссадины и царапины.

Инфекции.

Анемия.




Правая или левая?

Щедрость и жадность.

Почему мы говорим неправду?

Непослушание.

Цвет кожи.

Невыдержанность.


3.Чтобы не случилось беды (4 часа) 4. Привычки и поступки (6часов)


Какого ухода требуют уши.

Как ухаживать за зубами.

Как ухаживать за руками.

Как ухаживать за ногами.


3 год
1.Кака живет организм (8 часов). 2. Наши болезни ( 8 часов).




Аллергия.

Боли растущего ребенка.

Растяжения и переломы.

Простуда.

Воспаление придаточных пазух носа.





Наши легкие.

Диафрагма.




Желудок.


Кишечник.


Бронхит.

Грипп.


Пневмония.
Печень.

Селезенка.

Поджелудочная железа.

Пупок.

3. Чтобы не случилось беды (5часов). 4. Поступки и привычки ( 6 часов).


Когда мы плачем.

Воровство.

Ревность и соперничество.

Привычка брать в рот.

несъедобные предметы.

Привычка грызть ногти.

Ночное недержание

мочи.






И о коже надо заботиться.

Воспитывай свои чувства.

Прививки от болезней.

Что нужно знать о лекарствах.



Поговорим о правильном питании.
Для реализации задачи формирования навыков здорового образа жизни у младшего школьника является программа факультативного курса « Основы здорового образа жизни». Организованные занятия по данной программе могут проходить в форме классного часа, внеклассного мероприятия, урока и т. д.(Приложение 4).
Организация работы с родителями.
Организация работы с родителями по соблюдению единства требований к здоровому образу жизни имеет огромное значение. Здоровые привычки формируются с самого раннего детства. Поэтому роль семьи и семейного воспитания трудно переоценить. Родителям необходимо ежедневно, незаметно и неуклонно вести воспитание своего ребенка так, чтобы он осознал необходимость укрепления здоровья, научился этому искусству. Чтобы справиться с этой задачей, родители должны иметь определенную теоретическую и практическую подготовку. Существуют принципы, на которых строится воспитание здорового образа жизни ребенка.

1. Системный подход.



  • Человек представляет собой сложную систему. Невозмож­но сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоцио­нально-волевую сферу, если не работать с нравственностью ре­бенка.

  • Успешное решение задач воспитания здорового образа жизни возможно только при объединении воспитательных усилий школы и роди­телей.

2. Деятельностный подход.

Культура в области здоровья и здорового образа жизни ос­ваивается детьми в процессе совместной деятельности с роди­телями. Необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути.

3. Принцип «Не навреди»!

Предусматривает использование в работе только безопасных приемов оздоровления, научно признанных и апробированных тысячелетним опытом человечества и официально признанных.

4. Принцип гуманизма.

В воспитании в области здоровья и здорового образа жизни признается само­ценность личности ребенка. Нравственными ориентирами вос­питания являются общечеловеческие ценности.

И. П. Подласый выделяет наиболее актуальные воспитатель­ные функции семьи:

•влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспита­тельных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью;

•в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, формированы быть не могут;

•семья осуществляет социализацию личности, является кон­центрированным выражением ее усилий по физическому, мораль­ному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества: какая семья - такое общество;

•семья обеспечивает преемственность традиций;

•важнейшей социальной функцией семьи является воспита­ние гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;

•существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.
В качестве профилактики здорового образа жизни родителям предлагаются практические рекомендации. (Приложение 5).

Одной из форм просветительной работы с родителями явля­ются родительские собрания. (Приложение 6).

Разработана тематика родительских собраний, придерживаясь которой можно добиться улучшения здоровья детей.


  • Что такое валеология? Учите детей быть здоровыми.

  • «Папа, мама, я- спортивная семья».(Виды спорта в семье).

  • Осознанный подход к питанию. Экология и питание.

  • Питание и здоровые зубы вашего ребенка.

  • Как важно научить ребенка употреблять чистую воду.

  • Режим дня младшего школьника, его роль.

  • Дети и компьютер.

  • Дети и телевизор.

  • «Разговор на трудную тему».( Профилактика вредных привычек младшего школьника).

  • Пассивное курение.

  • «Террор против России». (Просмотр и обсуждение выступления профессора Жданова В. Г.)

  • Уместно ли в семье говорить о половом воспитании ребенка?

  • «Дорога к победе над собой».(Как помочь своему ребенку справиться со своими чувствами).

  • «Как избежать стрессов и психических расстройств младшего школьника».(встреча родителей с психологом).

  • Плохая память ребенка. Как ее развить?

  • Как общаться с агрессивными и гиперактивными детьми?

  • Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.

  • Эмоции положительные и отрицательные.

  • Физическое развитие младшего школьника в школе и дома.

  • Значение общения в развитии личностных качеств ребенка.

  • Предупреждения несчастных случаев.(Научите своего ребенка правилам поведения в экстремальной ситуации).

Необходимо формировать у ребенка нравственное отноше­ние к своему здоровью, которое выражается в желании и по­требности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответ­ственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необхо­димо заинтересовать, создать положительные эмоции при ос­воении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оз­доровления, использовать положительные примеры из окру­жающей жизни, личный пример родителей.


5.Результативность

Была проведена диагностика уровня здоровья младшего школьника. Получены следующие результаты:



Определение уровня физического здоровья.
Антропометрические измерения: рост, масса тела, окружность грудной клетки, оценка состояния осанки.
Исследование проводилось в 2008-2009 учебном году.

На диаграмме видно, что рост девочек укладывается в норму. Рост мальчиков немного превышает пределы нормы. Годовой прирост учащихся 2 -го класса составляет 4-8 см ( особенно у мальчиков).

На начало учебного года.

На конец учебного года.




Сопоставление суммарных показателей физического здоровья учащихся за учебный год не выявило снижение роста, веса, окружности грудной клетки.

Оценивание состояния осанки показало в начале года, что у мальчиков происходит ухудшение показателей. Причинами этого, по всей видимости, является качество состояния освещённости, недостаточное чередование в режиме дня детей умственной и физической активности, несоответствие мебели.

К концу учебного года состояние осанки улучшилось, благодаря проводимым коррекционным упражнениям, применению различных средств здоровьсберегающих техноологий.

В конце эксперимента (2009 уч. год) было проведено сравнение физических показателей учащихся моего класса с учащимися параллельного класса.
Контрольный класс.

Параллельный класс.



Видно, что развитие различных показателей физического здоровья учащихся различна. Можно сделать вывод, что применение здоровьесберегающих технологии существенно влияет на физическое развитие учащихся.



Определение уровня психического здоровья.
По результатам «Опросника жалоб ребенка», заполненного родителями.
На начало учебного года (2008-2009)

На конец учебного года.



По результатам теста «Самооценка психического состояния» заполненного учащимися (по Айзенку).


На начало учебного года (2008- 2009).

На конец учебного года.



После проведенной работы с тревожными, агрессивными детьми, испытывающими чувство страха и фрустрации, результаты уровня психического здоровья улучшились. Большую помощь по коррекции выявленных психических состояний учащихся оказал школьный психолог.




Определение уровня социального здоровья учащихся.

Основные сведения собирались при первичном знакомстве с учеником и в беседе с родителями. Получены следующие результаты:




Состояние социального здоровья учащихся зависят от многих факторов. Это отношение ребенка к окружающему миру, это условие социальной среды, это и самоопределение личности в семье, школе, социальной группе.

В классе 17 % детей относятся к факторам риска по состоянию социального здоровья.


Определение нравственного здоровья учащихся.



По результатам наблюдений, тестирования, анкетирования был составлен следующий график. Можно отследить некоторое повышение школьной мотивации к концу третьего года обучения. Повысился уровень познавательной активности у многих учащихся.

Такое исследование хорошо провести в 4 –м классе, когда учащиеся готовятся к обучению в среднем звене.

В данном опыте представлена система работы над темой «Строение человека» как средство формирования здорового образа жизни младшего школьника. Через применение различных средств здоровьесберегающих технологий, организации уроков, внеклассных мероприятий, благотворно влияющих на здоровье учащихся достигнуты следующие результаты. Учащиеся:

-знают названия основных частей тела и других внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;

-умеют проводить антропологические измерения, понимают значения этих показателей для контроля и коррекции своего здоровья;

-понимают значение здорового образа жизни, что доказывается участием многих детей в спортивных мероприятиях;

-умеют составлять для себя программу оздоровления на летние зимние сезоны года;

-большинство учащихся правильно стоят режим дня и выполняют его;

-понимают значение двигательной активности для развития здорового организма, умеют удовлетворять свои двигательные потребности в процессе учебных занятий и в течении всего дня;

-знают вредные привычки, приносящие вред для здоровья, не допускают их появления;

-умеют оказывать простейшую помощь при небольших ранениях, ушибах.

Снизился уровень заболеваемости среди учащихся. Дети осознали значимость оздоровительных мероприятий.

Удалось приобщить большинство родителей к соблюдению единства требований по формированию здорового образа жизни ребенка. Родители охотно посещают родительские собрания, предлагают темы для совместного времяпровождения с детьми, с целью укрепления и профилактики здоровья семьи в целом. Помогают проводить внеклассные мероприятия, выступают на собраниях, делятся своим жизненным опытом по воспитанию здоровых привычек у ребенка.




III. Эффективность функционирования системы.
1.Научно-практические основы системы.

В разработке моей системы легли идеи В.Ф. Зуева (1754-1794). В его учебнике «Начертание есте­ственной истории» (1786), в разделе «Жи­вотное царство», содержалось описание че­ловеческого тела. Основоположник отечест­венной методики естествознания А.Я. Герд (1841-1888) в пособии «Мир Божий» предлагает раздел «Растения, жи­вотные и человек». Л.С. Севрук (1867-1918), К.П. Ягодовский (1877-1943) отмечают в своих работах необходимость изучения «жизни и строения человеческого тела».

Результаты диагностики физического уровня здоровья проводилась по формуле А. Ф. Синякова, тесту Айзенку. В разработке опыта опиралась на технологии В. Ф. Базарного, Г. А. Шичко (гимнастика для глаз), методику дыхательной гимнастики А. Стрельниковой, А. Амосова, П. Иванова, дыхательную система йогов, систему дыхания К. П. Бутейко и др.Использована методика гимнастики для мозга А. Шопенгауэра. В основе предлагаемых рекомендаций лежат исследования Пола Деннисона и Гейл Деннисон «Гимнастика мозга», которые изучали взаимосвязи физического развития.

Использовались психологичкские упажнения Н. В. Самоукиной, мнение детского психолога С. В. Попова по воспитанию младшего школьника.

При составлении расписания уроков, анализа расписания, были взяты идеи И.Г. Сивкова. Трудность каждого пред­мета ранжируется в баллах. требования к уроку, с точки зрения здоровьесберегающей технологии. Гигиенически правильная организация урока помогает поддерживать достаточно высокий уровень умственной работоспособности, необходимой для полноценного обучения. Основные гигиенические критерии рациональной организации урока рассматриваются no H.K. Смирнову.

В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, формированы быть не могут. Семья осуществляет социализацию личности, является кон­центрированным выражением ее усилий по физическому, мораль­ному и трудовому воспитанию. Идеи актуальных воспитатель­ных функций семьи взяты у И. П. Подласного.




  1. Условия функционирования системы.

Опыт проводился в муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школы.

Наполняемость класса 25 человек.

Контингент учащихся- дети с микрорайонов школы.

Материальная база кабинета по теме:

- методическая литература для диагностирования здоровья младшего школьника;

- таблицы, схемы для коррекции различного уровня здоровья учащихся;

-набор карточек по различным видам средств двигательной активности школьников;

- комплект таблиц по теме « Строение тела человека»;

- ТСО –магнитофон, компьютер.



  1. Рекомендации последователям системы.

Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, значима и актуальна, поскольку связана напрямую с проблемой безопасности и независимости. Здоровье школьников находится в прямой зависимости от условий обучения, питания, двигательной активности, правильного чередования нагрузки и отдыха, условий семейного воспитания. При этом огромное значение имеет учет половых особенностей обучающихся. К сожалению, в настоящее время еще не разработана комплексная система оценки уровня здоровья человека, охватывающая все его составляющие.

Последователям моего опыта хочется посоветовать больше уделять времени своему личному здоровью. О здоровье учащихся говорят много и пытаются заниматься его сохранением и укреплением. А вот о проблеме здоровья педагогов говорят мало. В этом вина как самого учителя, так и всей государственной системы. Однако трудно ожидать заметных успехов в заботе о здоровье учащихся без изменения отношения к здоровью учителя. Но даже при наличии знаний в этой области, учитель не всегда является носителем культуры здоровья. В этом одна из причин неблагополучия состояния здоровья учителей. Учителя сами нездоровы и невольно подают дурной пример своим воспитанникам. Ведь «у нездорового учителя не может быть здоровых воспитанников!»
Так же хочется посоветовать использовать возможность внедрения в практику работы школы(если такая возможность появится) Программы школы по здоровьесберегающим технологиям в образовательном процессе «Здоровье – основа развития личности».

На основе данных комплексного мониторинга здоровья и успеваемости создать банк данных по школе.

Диагностику уровня здоровья школьника проводить с первых классов. Это не случайно. Именно школа с первого класса должна способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Большое значение имеют уроки физической культуры и ритмики. Доказано, что дополнительный час по названным предметам заметно улучшает здоровье младшего школьника.

Последователям моей системы желательно учитывать еще одно направление по рассматриваемой теме. Это оздоровительная методика по профилактике и восстановлению здоровья школьников при работе за компьютером.

Приложение 1.

Диагностика уровня здоровья.
Проведение антропометрических измерений.
Порядок работы:

1. Измерение роста (длины тела) стоя.

Встать босыми ногами на площадку ростомера в положение «пятки вместе, носки-врозь». Голову держать прямо так, чтобы верхний край ушной раковины и бровь были на одной горизонтали. Пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком касаться ростоме­ра. Измерение роста возможно и у стены с помощью сантиметровой ленты (см. рис. 1).



Рис. 1.


2. Измерение массы тела.

Массу тела определяют с помощью рычажных медицинских весов. До начала работы проверяют точность весов. Во время взвешивания следует стоять посередине весовой площадки в легкой одежде, спо­койно и прямо, не раскачиваясь.

Должную массу тела у детей от 5 до 12 лет можно также рассчитать и по формуле А. Ф. Синякова:

Масса тела = 3n + 4

где n – год жизни ребенка.

Масса тела- объективный показатель для контроля за состоянием здоровья.


3. Измерение окружности грудной клетки (ОГК).

Окружность грудной клетки измеряют сантиметровой лентой в спокойном состоянии, при опущенных руках. Ленту накладывают на углы лопаток сзади, а спереди — по нижнему краю околососковых пигментарных полей. Ребра считают вдоль края грудины, проводя сверху вниз пальцем с легким нажатием (см. рис. 2).

Все измерения повторяются 2—3 раза. Для анализа пользуются средним значением.

Рис. 2.


с. 1 с. 2 с. 3 с. 4