• скачать файл

Технологические приёмы при подготовке к итоговой аттестации

с. 1
Технологические приёмы при подготовке к итоговой аттестации.

Ерошкина Елена Юрьевна МКУ СОШ №5 г. Алзамай

Свою задачу как учителя я вижу, прежде всего, в том, чтобы интерес и жажда познаний каждого ученика не развеялись под бременем быстро меняющегося времени. Вместе с тем я понимаю, что у учителя русского языка и литературы особая роль: важно вырабатывать у учащихся на фоне функциональной грамотности навыки владения языком в устной и письменной речью в повседневном общении. А помощниками мне в работе служит разнообразие форм и методов, которыми так богата наша педагогика. Наибольшего эффекта можно достичь при системном подходе к выбору традиционных и инновационных технологий обучения, при их разумном сочетании. Я уверена, что без формирования прочного теоретического фундамента и практических умений, никакое «натаскивание» не поможет в выборе предлагаемых вариантов ответов. Итак, с одной стороны учитель должен обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков, а с другой - развить потенциальные творческие возможности и мыслительные способности учащихся. Сквозное тестирование (4 класс, 9 класс, 11 класс) принципиально меняет преподавание в школе, фактически готовиться к нему надо чуть ли не с первого класса, чтобы целенаправленно привести учащихся к будущей экзаменационной работе В моей практике эта подготовка включает в себя следующие этапы1. диагностика уровня знаний по предмету;2. выявление наиболее характерных ошибок и работа по их устранению;3. отработка практического материала при помощи тестовой методики (диагностирующие, обучающие, контролирующие тесты).4. формирование умения письменного высказывания как наиболее сложного задания для большинства учащихся;5. постоянный мониторинг обученности. На этапе диагностики учитель должен определить, какие навыки развития учеников сформированы недостаточно, и прогнозировать характер обучающих заданий для различных групп. На этапе обучения дифференциация связана с типами уроков и необходимостью разработки заданий для разных категорий учащихся. Дифференцированный контроль уровня развития учащихся включает в себя промежуточный (текущий) контроль и итоговый контроль (ЕГЭ).При подготовке школьников к ЕГЭ необходимо учитывать( слайд 2)



 1. Распределение заданий по основным разделам учебного предмета «Русский язык»

Содержательные разделы

Число заданий

Номера заданий по блокам А, В

1.Лексика и фразеология

2 (5 – 6 класс)

А11, 30

2. Словообразование

1 6 класс

В 1

3.Морфология

2 (5, 6, 7 класс)

А 10, В 2

4.Синтаксис

6 ( 5 – 9)

А 8, 9, В3, В4, В5, В6

5.Орфография

7 (5, 6, 7 класс)

А12, 13, 14, 15, 16, 17, 18

6.Пунктуация

7 ( 5, 8, 9 класс)

А19, 20, 21, 22, 23, 24, 25

7.Речь. Текст

6 (5 – 9)

А6, 7, 27,28, 29, В7

8.Речь. Языковые нормы

6 ( 5 – 9)

А1, 2, 3, 4, 5, 26

9. Выразительность русской речи

1 ( 5 – 9)

В 8

10. Развитие речи. Сочинение

1 (5 -9)

Блок С

11. Итого

39

 

 1,2 – Лексическое значение слова, синонимы, антонимы, фразеологизмы; основные способы словообразования.

3 – Определение морфологической характеристики слова; нахождение слова по его морфологической характеристике.

4 - Грамматическая основа предложения; синтаксическая характеристика предложения, способы связи слов с словосочетании, виды односоставных предложений, обособленные члены предложения, виды СПП.

5 – Н и НН в суффиксах разных частей речи, безударные гласные в корне, правописание приставок, разделительный ь и ъ знак, ы –и после приставок, правописание окончаний глагола, правописание суффиксов причастий, правописание суффиксов прилагательных и глаголов, , правописание НЕ с разными частями речи, различение НЕ –НИ, слитное, раздельное, дефисное написание различных частей речи.

6 – Знаки препинания в ССП, знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и обстоятельствами, знаки препинания в предложениях с вводными словами и предложениями, знаки препинания в предложениях с однородными членами, знаки препинания в БСП, знаки препинания в CПП, знаки препинания в предложениях с разными видами связи.

7 – Структурно – смысловой анализ микротекста, выделение основной и дополнительной информации в тексте, многоаспектный анализ текста.

8 - Орфоэпические, лексические, морфологические нормы, определение грамматически правильного продолжения предложения ,синтаксические нормы, замена придаточной части CПП обособленным определением. Успешное прохождение итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ предъявляет особые требования: учащимся необходимо иметь не только прочные знания орфографии, пунктуации, синтаксиса, но и умение правильно использовать лексический состав языка, разнообразные его грамматические конструкции, провести анализ предложенного текста, создать творческую работу-сочинение. Необходимо учитывать специфику предмета и конечную цель обучения - формирование языковой, лингвистической ,коммуникативной и культуроведческой компетенции.

Целенаправленную работу по подготовке к ЕГЭ начинаю с 5 класса. Это помогает ребятам идти в системе от более легких заданий к более трудным. Основа грамотности учащихся – усвоение правил написания, т.е. орфографических норм. Понимая важность этой задачи, я стараюсь строить работу со словом таким образом, чтобы усвоение норм правописания, знакомство с его лексическим значением сопровождалось элементом игры и творческим поиском. Здесь уместны различные методы работы со словом. Очень часто я использую метод звуковых (КОТ, КОТорый съел КОТлету) и графических ассоциаций (свЁкла для Фёклы, посмотри- жалюзи). Мнемонический способ запоминания разносклоняемых глаголов (хочешь есть, беги домой, там тебе дадут, волшебные буквы ЦИОВ, корни с чередованием – ослик ИА). На занятиях учащиеся тренируются в выполнении таких заданий, которые включаются в ЕГЭ, проверяют себя по всем темам школьного курса. (По этой теме разработала тесты). Одним из успешных видов работы является работа с технологическими картами, которые позволяют обучающемуся выполнять различные виды заданий по определённой теме, в таких картах представлены различные формы тренировочных упражнений: тесты, деформированные тексты, задания творческого характера. У ребёнка есть право выбора задания, а значит, ему интересен и понятен материал. Уже в 6-7 классах мы учимся систематизировать материал по основным разделам. Большое внимание уделяю принадлежности слова той или иной части речи, умению видеть не только значение слова, но и морфологические признаки, форму слова и части слова, а также знать его роль в предложении.( Игра «Морфологическое лото») Освоение семантики слова сопровождается и наблюдением над образцами художественного слова, идет формирование семантико-грамматических и семантико-синтаксических навыков, потом переходим к пробе пера. Мини-этюды – частые гости в нашей практике. Учащимся очень нравится «соавторская» работа (сочинения на продолжение авторского текста с сохранением стилевой и языковой манеры; работа с подстановкой собственных выразительных средств (чаще это прилагательные, наречия и причастия) в авторский текст с пропущенными словами и сравнение своего и чужого вариантов; рецензирование и редактирование чужого и своего текстов, написание сочинений в разных жанрах и т.п.). В 8 – 9 классах большее внимание уделяю самостоятельной и творческой работе учащихся : ребята готовят опорные схемы, раздаточный и дидактический материал по пройденным темам, которыми впоследствии смогут воспользоваться при подготовке к экзамену; в материалы для зачётов включаю как задания обязательной части, так и задания повышенного уровня сложности. На первых уроках русского языка в 10 классе знакомлю учащихся с формой проведения ЕГЭ, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки и системой перевода баллов в отметки. Показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке к ЕГЭ, CD-диски и  рекомендую школьникам, какими  Internet-ресурсами они могут воспользоваться. В прогрессе подготовки к ЕГЭ учащимся необходимо разъяснить, что назначение экзаменационной работы - оценка уровня общеобразовательной подготовки выпускников по русскому языку. Это определяет наличие знаний различного уровня сложности: базового (часть А ), высокого( часть В ), повышенного( часть С ).   Контакт с родителями учащихся, проходящих итоговую аттестацию по русскому языку в форме ЕГЭ, крайне важен. Классными руководителями проводится родительское собрание в 10 классе, куда приглашается учитель-предметник, который знакомит родителей с процедурой экзамена, требованиями к выпускникам 11-х классов, системой подготовки к ЕГЭ. Подготовка проходит по нескольким направлениям: уроки, индивидуальные и групповые консультации, элективные курсы, самостоятельная работа учащихся. На мой взгляд, в условиях, когда надо привести к экзамену каждого, хорошие результаты дает блочный метод планирования, который включает в себя следующие методические приемы;1 постановка проблемы при изучении нового материала;2 поуровневый контроль знаний, умений, навыков;3 более гибкая система оценивания учащихся; ( использование технологических карт) К блоку «С» нужно готовить, используя технологии, основанные на личностно-ориентированном начале, на развитии широкого читательского и человеческого кругозора: это технология критического мышления, исследовательская деятельность обучающихся, задания, носящие творческий характер. Учебно – тренировочные упражнения, схемы, таблицы применяю в своей практике, собран большой дидактический материал, позволяющий учащимся приготовиться к выполнению части С. Уровень подготовленности учащихся, пришедших в 10 класс из разных классов, различный, что создает определенные проблемы выбора методов обучения, нехватки времени на ликвидацию пробелов в знаниях ( 1 час в неделю). Таким образом, наиболее удачным оказывается на уроке использование принципов индивидуализации и дифференциации обучения, суть которых заключается в том, чтобы идти в системе образования не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету; используя имеющиеся у детей способности, учить с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать. Приемы дифференцированного обучения необходимы на уроках подготовки к ЕГЭ. Практика показывает, что процесс дифференциации наиболее успешно происходит при групповой форме обучения, которая обеспечивает учет индивидуальных способностей, организует коллективную познавательную деятельность, обмен способами действия и взаимное обогащение учащихся Индивидуальный подход к ученикам каждого типа состоит в продумывании заданий разного уровня. Карточки с учётом ошибок , «Азбука ЕГЭ», разноуровневый дидактический материал является основой моей работы в старших классах.  В методическую копилку каждого учителя русского языка нашей школы входят демоверсии ЕГЭ за все годы существования данной формы итоговой аттестации, КИМы, разработанные Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ), диагностические работы, присылаемые в образовательное учреждение, разработанные учителями школы тестовые задания по всем темам курса «Русский язык», тестовые задания по русскому языку, разработанные Лабораторией аттестационных технологий (ЛАТ).  В связи с тем, что определенную трудность  для учащихся представляет заполнение бланков ЕГЭ, то есть чисто техническая сторона итоговой  аттестации, учителя школы регулярно проводят обучающие занятия. Выпускники не должны чувствовать недостаток информации об итоговой аттестации в форме ЕГЭ, с этой целью в школе в кабинетах русского языка на специальном стенде размещена вся необходимая учащимся информация.  Немаловажной является и внеклассная работа по предмету, способствующая развитию интереса учащихся, их мотивации, повышению уровня подготовки, поэтому ребята принимают активное участие в олимпиадах, предметных месяцах, интеллектуальных конкурсах. Таким образом, для повышения качества образования и подготовки к ЕГЭ сегодня необходимо сотрудничество учителя и учащихся, диалогичность, деятельностный и творческий характер процесса учения, выбора его содержания и способов, поддержка индивидуального развития ребенка, воспитания в нем потребности в самореализации. При этом эффективная организация индивидуальной и групповой работы на уроке связана с учебными возможностями учеников, развитие которых зависит от поэтапного повышения сложности учебного материала, что качественно влияет на способность выполнения заданий ЕГЭ.   Работа по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку становится эффективной только в том случае, если вышеперечисленные мероприятия приобретают систематический характер.
с. 1