Тема Общая характеристика хозяйственно-финансовой деятельности предприятия

с. 1 с. 2 с. 3 с. 4
Тема 1. Общая характеристика хозяйственно-финансовой деятельности предприятия (организации). Организация бухгалтерского учета.

МУГОХ «Центр бухгалтерского учета учреждений здравоохранения» расположен по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Спартаковская д.1.

«Центр бухгалтерского учета учреждений здравоохранения» осуществляет свою деятельность на основании Устава. Устав разработан в соответствии с законодательством РФ и определяет статус, цели, задачи, права, обязанности и ответственность центра бухгалтерского учета учреждений здравоохранения.

Согласно Уставу «Центр бухгалтерского учета учреждений здравоохранения» является некоммерческой организацией, созданной в организационно-правовой форме «муниципальное учреждение» с целью ведения бухгалтерского учёта и отчётности в бюджетных учреждениях на основе заключаемых договоров. Целью создания «Центр бухгалтерского учета учреждений здравоохранения» является минимизация управленческих затрат по осуществлению учётных и отчётных процедур, унификации порядка проведения контрольных мероприятий, а также повышение эффективности использования бюджетных средств.

Согласно Уставу «Центр бухгалтерского учета учреждений здравоохранения» является получателем бюджетных средств на финансовый год, и несёт ответственность по своим обязательствам имеющимися в его распоряжении денежными средствами. В «Центре бухгалтерского учета учреждений здравоохранения» заключены договоры на бухгалтерское обслуживание на безвозмездной основе с 111 учреждениями здравоохранения. Численность работников обслуживаемых учреждений составляет 6117 единиц. В 2009 году общий объём финансирования «Центр бухгалтерского учета» составил 123647,5 тыс. рублей; объём финансирования обслуживаемых учреждений составил порядка 1940000,0 тыс. рублей.

Структура бухгалтерии «Центра»

Рис. 1. Структура «Центра бухгалтерского учета организаций здравоохранения»


Бухгалтерия «Центра бухгалтерского учета» состоит из четырех отделов: расчетный, финансовый, плановый и материальный.

Расчетный отдел

Задачи:


  1. Организация учета расчетов с персоналом по оплате труда и расчетов по платежам в бюджеты.

  2. Осуществление контроля за своевременным и качественным оформлением документации.

Функции:

  1. Осуществлять начисление денежного содержания медицинским работникам и денежные вознаграждения и поощрения лицам работающих в медицинских учреждениях, пособий по временной нетрудоспособности, отпускных и других выплат.

  2. Производить удержания налога на доходы физических лиц, членских профсоюзных взносов, алиментов и других удержаний.

  3. Следить за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.

  4. Составлять предоставлять отчетность по начисленным и уплаченным взносам в фонды Российской Федерации в сроки, установленные законодательством.

  5. Составлять и предоставлять сведения о доходах сотрудников в налоговую инспекцию.

  6. Составлять и предоставлять достоверную бухгалтерскую и статистическую отчетность по оплате труда в соответствующие органы.

  7. Обеспечивать сохранность бухгалтерских документов, оформление и передачу их в установленном порядке в архив.

Финансовый отдел

Задачи:


  1. Осуществление единой политики учреждений здравоохранения в области финансов.

  2. Организация финансовой деятельности учреждений здравоохранения с целью наиболее эффективного использования всех видов ресурсов в процессе реализации медицинских услуг.

  3. Контроль за использованием материальных бюджетных средств в учреждениях здравоохранения.

  4. Анализ финансово-экономического состояния учреждений здравоохранения.

  5. Разработка учетной и налоговой политики.

  6. Управление денежными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью.

  7. Управление издержками.

  8. Обеспечение своевременности налоговых платежей, расчетов с кредиторами и поставщиками.

  9. Создание условий для эффективного использования основных фондов, трудовых и финансовых ресурсов учреждений здравоохранения.

Функции:

  1. Управление движением финансовых ресурсов медицинских учреждений и регулирование финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в целях наиболее эффективного использования всех видов ресурсов.

  2. Разработка финансовой стратегии медицинских учреждений и базы для их финансовой устойчивости.

  3. Составление проектов перспективных и текущих финансовых планов, с приложением всех необходимых расчетов.

  4. Разработка прогнозных балансов и бюджетов денежных средств.




  1. Оформление финансово-расчетных и банковских операций в установленные сроки, включая предъявление в банки платежных требований, поручений и других расчетных документов.

  2. Ведение учета движения финансовых средств и составление отчетности о результатах финансовой деятельности в соответствии со стандартами финансового учета и отчетности.

  3. Контроль за правильностью составления и оформления отчетной документации.

  4. Обеспечение достоверности финансовой информации.

  5. Контроль за:

- выполнением финансовых планов и бюджета кредитных и кассовых планов, планов по прибыли и по иным финансовым показателям;

- правильным и эффективным расходованием денежных средств;

- целевым использованием собственных и заемных оборотных средств по структурным подразделениям и по медицинским учреждениям в целом;

- соблюдением кассовой дисциплины;

15.Анализ бухгалтерской и статистической отчетности.

Плановый отдел

Задачи:


  1. Формирование единой экономической политики медицинских учреждений.

  2. Экономическое планирование, направленное на эффективное использование всех видов ресурсов.

  3. Анализ экономического состояния предприятия.

  4. Организация и методическое обеспечение разработок программ, перспективных и краткосрочных прогнозов экономического развития медицинских учреждений.

  5. Совершенствование концепции планирования расходов на осуществление деятельности медицинских учреждений.

  6. Контроль за выполнением медицинскими учреждениями законодательства в области экономики.

Функции:

  1. Разработка и подготовка к утверждению проектов перспективных и текущих планов экономической деятельности.

  2. Руководство составлением среднесрочных и долгосрочных комплексных планов производственной, финансовой деятельности.

  3. Разработка прогнозов экономического развития медицинских учреждений.

  4. Руководство подготовкой проектов текущих планов медицинских учреждений по всем видам деятельности в соответствии с заказами контрагентов и заключенными договорами.

  5. Разработка плановых технико-экономических нормативов материальных и трудовых затрат.

  6. Комплексный анализ всех видов деятельности предприятия.

  7. Планирование объемов капитальных вложений и операционных средств для централизованной оплаты оборудования и инвентаря на основе заявок медицинских учреждений.

  8. Разработка мероприятий по повышению производительности труда, устранению потерь и непроизводительных расходов.

  9. Подготовка для представления в главную бухгалтерию, предложений по установлению (изменению) должностных окладов отдельных должностей и категорий работников медицинских учреждений.

  10. Контроль за выполнением медицинскими учреждениями плановых заданий.

  11. Статистический учет по всем производственным и технико-экономическим показателям работы медицинских учреждений, систематизация статистических материалов.

  12. Подготовка статистической отчетности в установленные сроки.

  13. Разработка мер по обеспечению режима экономии, снижению издержек.

  14. Подготовка, обоснование и согласование с финансовым отделом - доходной и расходной частей бюджета.

  15. Разработка экономических нормативов затрат на осуществление деятельности предприятия и представление их для согласования в финансовый отдел.

  16. Разработка планов операционных затрат на осуществление деятельности медицинских учреждений по источникам финансирования на год и по кварталам.

  17. Подготовка предложений, обоснований и расчетов по затратам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытных работ и разработок, капитального ремонта зданий и сооружений, доведение планов затрат до финансового отдела.

  18. Определение объемов затрат на повышение квалификации кадров на основе прогнозов потребности в подготовке кадров для предприятия.

  19. Разработка и согласование с финансовым отделом и главной бухгалтерией расчетов по мобилизации собственных средств.

  20. Разработка методик, рекомендаций, нормативно-инструктивной документации по вопросам экономики, оплаты труда, ценовой политики, совершенствования статистической отчетности.

  21. Организация обмена опытом экономической работы, проведение семинаров-совещаний по повышению квалификации работников финансово-экономических подразделений предприятия и сторонних организаций.

Материальный отдел

Задачи:


  1. Обеспечение медицинских учреждений материально-техническими ресурсами.

  2. Определение потребности в материальных ресурсах (сырье, материалах, полуфабрикатах, оборудовании, комплектующих изделиях, топливе, энергии и др.).

  3. Определение источников покрытия потребности в материальных ресурсах.

  4. Разработка проектов перспективных, текущих планов и балансов материально-технического обеспечения производственной программы, ремонтно-эксплуатационных нужд медицинских учреждений.

  5. Обеспечение медицинских учреждений всеми необходимыми для его производственной деятельности материальными ресурсами требуемого качества.

  6. Составление балансов материально-технического обеспечения, сводных таблиц по видам сырья, материалов.

  7. Создание запасов, необходимых для осуществления деятельности медицинских учреждений.

  8. Доставка материальных ресурсов в соответствии со сроками, определенными договорами.

  9. Приемка материально-технических ресурсов на склады сырья и материалов.

  10. Контроль качества, количества, комплектности материально-технических ресурсов при приеме их на склады сырья и материалов.

  11. Организация работы складского хозяйства.

  12. Обеспечение высокого уровня механизации и автоматизации транспортно-складских операций, применения компьютерных систем и нормативных условий организации и охраны труда.

  13. Учет движения материально-технических ресурсов.

Функции:

  1. Подготовка и заключение договоров на поставку материально-технических ресурсов.

  2. Подготовка и заключение договоров с поставщиками.

  3. Согласование условий и сроков поставок материальных ресурсов.

  4. Анализ возможностей и целесообразности установления прямых долгосрочных хозяйственных связей по поставкам материально-технических ресурсов.

  5. Подготовка претензий к поставщикам при нарушении ими договорных обязательств и составление расчетов по этим претензиям.

  6. Согласование с поставщиками изменений условий договоров.

  7. Контроль за правильностью предъявленных к акцепту счетов и других расчетных документов поставщиков и обеспечение своевременной передачи этих документов для оплаты.

  8. Планирование и организация следующих мероприятий:

  • Покупка массовых видов сырья и материалов в крупной упаковке (железнодорожных и автоцистернах, контейнерах, мешках на поддонах и т.д.);

  • Приобретение мелких партий отдельных видов материально-технических средств не у производителей, поставляющих крупные партии, а у предприятий, продающих мелкими партиями;

  • Поиск по каждому виду сырья и материалов двух и более поставщиков с целью устранения зависимости от одного поставщика и минимизации потерь от срывов поставок сырья, а также понижения цен на эту продукцию.

  1. Составление:

- списков поставщиков, их реквизитов, схем прямых хозяйственных связей с поставщиками;

- заявок на материально-технические ресурсы (сводные годовые; годовые, поступившие от подразделений предприятий; квартальные; месячные);


- сводных данных о распределении и реализации фондов на сырье и материалы;
- документов (сводок, сведений, справок) о распределении и реализации фондов на все виды снабжения;
- актов, заключений о качестве поступающих материально-технических ресурсов;

- коммерческих актов;

10. Организация рационального использования материально-технических ресурсов.

11. Соблюдение лимитов на отпуск материальных ресурсов и контроль за их расходованием в подразделениях предприятия по прямому назначению.

12. Разработка и внедрение мероприятий по повышению эффективности использования материальных ресурсов, снижению затрат, связанных с транспортировкой и хранением.

13. Разработка рекомендаций по использованию вторичных ресурсов и отходов производства.

14. Разработка предложений по замене дорогостоящих и дефицитных материалов, сырья более доступными по цене.
Деятельность «Центра бухгалтерского учета учреждений здравоохранения»

В соответствии с положениями статьи 161 Бюджетного Кодекса Российской Федерации: Бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов».

Бюджетные медицинские учреждения ведут бухгалтерский учет в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина Российской Федерации «Об утверждении инструкции по бюджетному учету» (далее Инструкция №70н).

Согласно указанной Инструкции №70н:



Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств1.

Бюджетный учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», бюджетным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящей Инструкцией».

При формировании номера счета Плана счетов бюджетного учета используется следующая структура:

1 - 17 разряд - код классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов;

18 разряд - код вида деятельности: при отсутствии возможности отнесения к определенному виду деятельности - 0; бюджетная деятельность - 1, предпринимательская и иная деятельность, приносящая доход, - 2, деятельность за счет целевых средств и безвозмездных поступлений - 3;

19 - 21 разряд - код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета;

22 - 23 разряд - код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета;

24 - 26 разряд - код Классификации операций сектора государственного управления.

Разряды 18 - 23 образуют Код счета бюджетного учета.

Органам государственной власти, органам управления государственных внебюджетных фондов, органам управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления разрешается введение в код аналитического счета Плана счетов разрядов для получения дополнительной информации, необходимой внутренним пользователям2.

Также в Инструкции №70н содержится информация о новых формах учетных документов (актов, ведомостей и так далее), приведена корреспонденция счетов.

В части третьей Инструкции №70н изложен порядок применения плана счетов бюджетного учета.

В новом плане счетов всего 5 разделов:

1. Нефинансовые активы.

2. Финансовые активы.

3. Обязательства.

4. Финансовый результат.

5. Санкционирование расходов бюджета.

И забалансовые счета.

Порядок формирования сметы следующий. Исходя из планируемых объемов оказания услуг и расценок на них, определяются поступления средств по их источникам - так получается доходная часть сметы. Впоследствии, исходя из принятого порядка распределения средств за платные услуги, определяются направления их расходования (на оплату труда, начисления на оплату труда, приобретение хозяйственного инвентаря, медицинского оборудования, восстановление сметы доходов и расходов по бюджету, перечисление средств по подчиненности, формирование фондов развития и тому подобное).

Оказание платных услуг государственными и муниципальными учреждениями производится, как правило, в специально организованных структурных подразделениях (отделениях, кабинетах) медицинского учреждения.

Оказание услуг работниками лечебного учреждения осуществляется в свободное от основной работы время, с обязательным составлением графиков работы по основной работе и работе по оказанию платных медицинских услуг.

Выполнение платных услуг в основное рабочее время персонала допускается только с последующим внесением данных в табели учета рабочего времени.

В ряде случаев раздельный учет платных медицинских услуг организуется и по источникам поступления финансовых средств (наличные от физических лиц (граждан), оплата по договорам добровольного медицинского страхования и тому подобное).

Новая Инструкция №70н разрабатывалась с учетом всех новых требований в отношении бухгалтерского и налогового учета, а также с учетом международных стандартов в области учета и отчетности.

Особенности использования вырученных за платные услуги денежных средств присутствуют в деятельности только государственных и муниципальных медицинских учреждений.

Полученные средства государственными и муниципальными учреждениями после уплаты налогов, в соответствии с действующим законодательством, оплаты коммунальных услуг и амортизационных отчислений, связанных с функционированием структурного подразделения медицинского учреждения, оказывающего платные медицинские услуги и других обязательных платежей, направляются в обычном порядке на расходы, связанные с уставной деятельностью учреждения, в том числе на увеличение расходов на оплату труда, приобретение медицинского оборудования, хозяйственного инвентаря, медикаментов, оплату работ по капитальному, среднему и текущему ремонту3.

Распределение же прочих средств осуществляется строго в соответствии со сметой доходов и расходов по специальным средствам (приобретение хозяйственного инвентаря, медицинского оборудования, материалов, на оплату труда персонала учреждения и так далее).

Использование средств на оплату труда работников учреждений осуществляется на основании разработанных положений об оплате труда работников, занятых оказанием платных услуг. При этом средства направляются, в том числе, и на выплату премий управленческому и обслуживающему персоналу.

Основные правила составления учетной политики в центре бухгалтерского учета учреждений здравоохранения



  1. Учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета. Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации.

  2. Принятая медицинским учреждением учетная политика применяется последовательно из года в год.

  3. Учетная политика может изменяться: в случаях внесения изменений и дополнений в законодательство РФ или нормативные акты органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки медицинским учреждением новых способов ведения бухгалтерского учета существенного изменения условий деятельности (образование филиала или обособленного подразделения) медицинского учреждения. Принятая учетная политика организации обязательна для ее обособленного подразделения.

  4. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета внесенные в учетную политику изменения должны применяться с начала финансового года. При изменениях в учетной политике в следующем отчетном году необходимо указать их в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

Согласно Уставу «Центр бухгалтерского учета» в компетенцию Учреждения входит выполнение следующих задач и обязанностей:

1. организация и ведение бухгалтерского и налогового учёта и отчётности хозяйственных операций в натуральном и денежном выражении путём сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения в бухгалтерских регистрах в соответствии с Инструкцией по бюджетному учёту, с действующими законодательными и подзаконными актами Российской Федерации.

2. предварительный контроль за соответствием заключаемых договоров объёмам ассигнований, предусмотренных сметой доходов и расходов обслуживаемых бюджетных учреждений, сметой доходов и расходов по деятельности, приносящей доход, а также нефинансовых активов, расчётов и обязательств обслуживаемых учреждений.

3. проверка законности документов, поступающих для учёта, правильности и своевременности их оформления, соответствия расходов утверждённым ассигнованиям.

4. контроль за правильным расходованием целевых бюджетных и внебюджетных средств по утверждённым сметам доходов и расходов, за наличием и движением имущества, использованием нефинансовых активов, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с нормативами и сметами.

5. составление и согласование с руководителями бюджетных учреждений смет доходов и расходов и расчётов к ним.

6. организация и проведение годовой и периодической инвентаризации имущества и финансовых обязательств, своевременное определение её результатов и отражение их в учёте.

7. предотвращение отрицательных результатов финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений.

8. способствование наиболее эффективному и рациональному использованию бюджетных средств и другие задачи в соответствии с Уставом Учреждения.

Финансово-экономическая деятельность здравоохранения в г. Химки

Консолидированный бюджет отрасли «Здравоохранение» в 2010 году составляет 6 358,25 млн. руб., из них:


  1. 29%– средства бюджета города Химки;

  2. 63% – средства обязательного медицинского страхования (ОМС);

  3. 6% – внебюджетные источники финансирования (платные медицинские услуги, целевые и безвозмездные поступления, средства, поступающие по «родовым сертификатам»);

  4. 2% – субсидии, субвенции за счет средств областного бюджета.



Рис. 2. Исполнение консолидированного бюджета области здравоохранения.

Муниципальными учреждениями здравоохранения города Химки проведена работа по повышению эффективности использования финансовых, материальных ресурсов. Общая сумма мероприятий за 3 месяца 2010 года составила 1 128,23 тыс. руб., в том числе привлечение благотворительной и спонсорской помощи – 888,28 тыс. руб., экономия средств бюджета за счет наличия собственной АЗС – 239,95 тыс. руб.

Муниципальный заказ

В первом квартале 2010 года для реализации поставленных задач проведено 5 открытых конкурсов на право заключения муниципальных контрактов, в том числе для реализации следующих мероприятий:



  • обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств - муниципальных заказчиков города Красноярска.

  • техническое обслуживание медицинской техники.

  • охранные услуги (физическая охрана).

Проведено 65 запросов котировок на право заключения муниципальных контрактов, в том числе для реализации следующих мероприятий:

  • поставка с доставкой молока.

  • стирка белья.

  • поставка стоматологических материалов.

  • поставка угля.

  • сбор и вывоз твердых бытовых отходов.

  • поставка витаминов и минералов.

  • поставка бумаги.

  • поставка сухих молочных смесей.

Проведено 12 аукционов на право заключения муниципальных контрактов (в т.ч. 1 аукцион в электронной форме), в том числе для реализации следующих мероприятий:

  • замена оконных блоков.

  • монтаж приточно-вытяжной вентиляции.

  • проведение текущего ремонта.

  • стирка белья.

  • поставка с доставкой адаптированного детского питания.

  • поставка с доставкой специализированной одежды.

  • поставка запасных частей для автомобилей.

  • поставка с доставкой медицинских иммунобиологических препаратов.

Бюджету города Химки на 2010 год утверждена субвенция на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи в размере 81 794,8 тыс. руб. По состоянию на 01.05.2010 осуществлены денежные выплаты врачам, медицинским сестрам и фельдшерам скорой медицинской помощи в размере 21 993,2 тыс. руб. Денежные выплаты осуществлены в полном объеме за январь – март 2010 года, кроме того осуществлена выплата отпускных за май.

На 2010 год для муниципальных учреждений здравоохранения предусмотрены выплаты по родовым сертификатам в размере 138 029,0 тыс. руб.

На 01.05.2010 учреждениями использовано средств, полученных по родовым сертификатам, на сумму 33 883,72 тыс. руб., в т. ч. на заработную плату с начислениями – 20 174,33 тыс. руб., на приобретение медицинского оборудования, медикаментов, изделий медицинского назначения и мягкого инвентаря – 27 418,8 тыс. руб.

Выплаты участковым врачам и медицинским сестрам участковым. Сумма выплат за оказание медицинской помощи врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики, медицинскими сестрами участковыми врача-терапевта участкового, медицинскими сестрами участковыми врача-педиатра участкового, медицинскими сестрами врача общей практики, по состоянию на 01.04.2010, составила 40 700,32 тыс. руб., в том числе:



  • врачам – 26 968,35 тыс. руб.;

  • средним медицинским работникам – 13 731,97 тыс. руб.



с. 1 с. 2 с. 3 с. 4