• скачать файл

Учитель: ерошкина е. Ю

с. 1
УЧИТЕЛЬ: ЕРОШКИНА Е.Ю.

Тип урока: « Омонимы» усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.

Форма урока: урок-лабиринт. Схемы построения такого типа уроков позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся на разных этапах урока. Предложенная схема построения урока или ее отдельные элементы могут быть использованы учителями при проведении уроков обобщающего повторения, изучения и закрепления материала, его систематизации. 1. Подготовительный этап

Подготовка к такому уроку проводится заранее Класс делится на группы. Есть интересная психологическая игра, которая помогает эффективно разделить класс на группы. Вызвать к доске двух учеников (по желанию), предложить каждому из них вызвать к себе еще по одному. Каждый следующий выбирает еще одного и так до конца. Ученики активны, довольны: они сами сформировали группу. Итак, группы сформированы. Каждая группа выбирает капитана (командира, лидера). Такая форма проведения урока развивает творческое воображение учащихся, их мышление, стимулирует познавательную активность.



Метод: комбинированный, игровой.

Модель обучения: базовая (5 класс – 6 часов в неделю).

Учебник: Русский язык: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1/ А.Д.Шмелёв. Э.А.Флоренская, Ф.Е.Габович, Е.Я.Шмелёва; под ред. А.Д. Шмелёва.- М.: Вентана – Граф, 2012.- 304 с.: ил.

Цель урока: сформировать понятие об омонимах.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

  • развить умение формулировать определение понятий;

  • развить умение находить омонимы в тексте;

  • научить отличать омонимы и многозначные слова;

  • формировать умение использовать омонимы в речи;

  • развить умение различать омонимы в тексте;

  • определять виды омонимов;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать орфографические и умения.

  1. Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;

  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • развитие умения формулировать проблему;

  • развитие умения групповой работы.

  1. Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • взаимодействие учащихся в групповой работе: развитие уважения друг к другу.

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

  5. Закрепление изученного материала.

  6. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

  7. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.



1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

2.Актуализация знаний Ребята, сегодня нам с вами предстоит отправиться в лабиринт, который расположен в стране Лексикология, название этого лабиринта нам ещё предстоит узнать, на нашем пути встретится много препятствий, но мы их преодолеем. А что же такое лабиринт? ( Выступление учащихся из истории слова лабиринт) Что же для нас будет нашей путеводной нитью? (Мнения учеников) Всё правильно, но самым главным будут знания, практические навыки и умения. В добрый путь!

2а) У входа в лабиринт Препятствие 1 « Орфографическое». Для того, чтобы его успешно преодолеть, мы должны выполнить следующие задания. Группы получают карточки с заданиями. Не забываем, что в лабиринте мы не оставляем никого, двигаться дальше можно только в полном составе. Задание. Вставьте пропущенные буквы. Ц.корий, брош.ра, ч.жой, акац.я, ц.клон, поз.ний звонок, г.реть, з.рница, отр.сль, ск.чу, бе.форменный. Каждая ли из групп справилась с заданием? Давайте проверим. Первое препятствие успешно преодолено , мы двигаемся дальше.



3. Постановка учебной задачи Что это? Кто – то оставил для нас фломастеры и листы бумаги, наверное, мы подошли к Препятствию 2 « Изобразительно – иллюстративному» Каково задание на этот раз? Каждая группа получает карточку со словом, которое они должны изобразить. Условие: прислушиваться к мнению каждого из участников. Задание: даны слова на отдельных карточках, группы вытягивают и рисуют. Лук, клуб, ключ, норка, шашки. Работы учащихся вывешиваем на доску . Что же необычного? Почему слово одно, а вариантов рисунков несколько? Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Омонимы». Добро пожаловать в лексическое царство омонимов! Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тему урока. Мы продолжаем знакомиться с основными понятиями раздела «Лексика».Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?( Ответы учащихся)

4.Усвоение новых знаний. I.Формирование понятия «омонимы», отличие омонимов от многозначных слов. Термин этот введён Аристотелем - древнегреческим философом; он был воспитателем полководца А. Македонского, а всё остальное мы узнаем, преодолев Препятствие 3«Теоретическое» Работа с учебником. Стр.253,254.Ответьте на вопросы: чем отличаются многозначные слова и омонимы, как мы можем найти омонимы в словаре? Составьте алгоритм определения омонимов. Пример: 1. Определи ,какой частью речи эти слова являются. 2.Одинаковы ли они по написанию и произношению.3.Как они образованы по морфемному составу?4. А каковы по происхождению?

5. Первичное закрепление знаний.

5а) Препятствие 4 « Эрудит». Узнать слово по его лексическому значению. Подсказка: это слова – омонимы, одно из значений этого слова связано с биологией.



1. Тип корабля, прославленный Эйзенштей­ном.

Ответ: Броненосец. Вопрос 2. Стенокардия.

Ответ: (Грудная) жаба Вопрос 3. Стиль плавания. Ответ: Дельфин (или баттерфляй - «бабочка»). Вопрос 4. Поза гимнастки: ноги к голове. Ответ: Лягушка Вопрос 5. Безбилетник. Ответ: Заяц Вопрос 6. Мостовая опора. Ответ: Бык. Вопрос 7. Болгарская валюта. Ответ. Лев . Вопрос 8. Буддистский монах. Ответ: Лама. Вопрос 9. Деталь ружья. Ответ: Собачка. Вопрос 10.Внутреннее ухо. Ответ: Улитка.

Вопрос 11. Маленький слиток. Ответ: Королек. Вопрос 12. Протекторы для автомобиля. Ответ: Скат. Вопрос 13. Спортивный снаряд. Ответ: Конь. Вопрос 14. Танец с прищелкиванием подошвы. Ответ: Чечетка. Вопрос 15. Проявление нежности. Ответ. Ласка. Вопрос 16. Реверс монеты Ответ: Орёл. Вопрос 17. Курортный город в Крыму. Ответ: Судак. Вопрос 18. Игра в домино. Ответ: Козел. Вопрос 19. Маленький якорек. Ответ: Кошка. Вопрос 20. Колодец. Ответ: Журавль Вопрос 21. Прямолинейная шахматная фигура. Ответ: Слон Вопрос 22. Жилище маленького грызуна. Ответ: Норка Вопрос 23. Компьютерный «сенсор». Ответ: Мышь.Вопрос 24. Переход через улицу Ответ: Зебра. Вопрос 25. Ударный инструмент слесаря и столяра. Ответ: Молот рыба

6. Закрепление изученного материала.

6. б) Задание: Найдите омонимы в стихотворении



Ключ

Где тот ключ, который скажет,

Как воды найти в степи,

А где тот, что нам укажет

Ноты до, си, ля, фа, ми?

Где же тот, что дверь откроет?

А где тот, что банку вскроет?
Загадки – смешинки

Врач сказал: «Сейчас для вашего зуба подберут подходящий бор».

А я с кресла бежать во весь опор.

По-моему, врач хитрит что-то:

Кому же целый лес в рот совать охота?
Смотри,по воде барашки бегут.

-Ну и люди…ну и лгут!

-Полно вам, далеко ль до беды?

Барашки-то ведь тяжелее воды


Препятствие 5 «Лингвистическая кладовая» Прочитать скороговорки. Что перед нами? Разобраться в этом нам поможет учебник на странице 256 – 257. Чтение статьи об омографах, омофонах, омоформах.
Перепела.

С перепелом

Перепел

В паре пел.



Перепела

Перепел


Перепел.

Сороки.

Приносили вести

со´рок соро´к

со´рок соро´к

с сорока´ дорог….
Сороки.

Три сороки – три трещотки

Потеряли по три щётки:

Три – сегодня,

Три – вчера.

Три – ещё позавчера.


Закрепление: выполнение упражнения 51

Мы с вами практически нашли выход из лабиринта, мы видим свет в конце тоннеля, осталось преодолеть последнее Препятствие 6 « Тестовое»


Тестирование.

1.Словарный состав языка изучает раздел науки о языке:

Грамматика 2.лексика 3. морфология 4. синтаксис



2.Найдите ряд слов в переносном значении:

лисья хитрость, железная воля, каменный дом.

золотое сердце, тёплый приём, сердечный человек

дырявая память, медвежья нора, глубокий анализ,

грунтовая дорога, лесная тропинка, трудный путь

3.Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются:

однозначными 2. многозначными 3. синонимами 4. омонимами 5. антонимами



4.Решите примеры, вставьте пропущенные слова-омонимы в парах:

1. Не люблю запах_________ Туго натянуть тетиву ___________

2. Умыть _________ Определить ________глагола

3.Скорчить__________ Обезвредить вражескую _________



4. Подъёмный _________ __________с горячей водой.
5.Прикусить _____________ Английский___________

7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.1. Нарисуйте свою иллюстрацию к теме «омонимы». На вашем рисунке должны быть предметы, названия которых являются омонимами. 2. Упражнение 52. 3. Омонимы и многозначные слова используются в шуточных стихотворениях и рассказах. Одна из форм шуток – каламбур. Это игра слов, основанная на столкновении двух значений многозначного слова или на использовании сходства в звучании омонимов. Слово «каламбур» составлено из итальянских слов Каломо – «перо» и Бурларе – «шутить», т.е. «шутить пером». Найдите такие примеры. ( Задание одно по выбору учеников)
с. 1