Вачков Игорь Викторович

с. 1 с. 2


На правах рукописи

Ашихмина Ольга Анатольевна


ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ПСИХОЛОГОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ

Специальность 19.00.13 – Психология развития, акмеология

(психологические науки)


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук


Москва – 2010

Работа выполнена на кафедре дифференциальной психологии факультета ГОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»


Научный руководитель


Вачков Игорь Викторович

доктор психологических наук, профессор




Официальные оппоненты

Прихожан Анна Михайловна

доктор психологических наук,

заведующая лабораторией психологии эмоций Института им. Л.С. Выготского при РГГУ





Битянова Марина Ростиславовна

кандидат психологических наук,

ведущий научный сотрудник лаборатории психологического мониторинга МГППУ








Ведущая организация

Московский государственный областной университет

Защита состоится 23 сентября 2010 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д-850.013.01 при Московском городском психолого-педагогическом университете по адресу: г. Москва, ул. Сретенка, д. 29, ауд. 414.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета
Автореферат разослан «___» августа 2010 г.


Ученый секретарь Диссертационного совета

И.Ю. Кулагина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Достижение профессионализма в акмеологическом смысле связано не только с обретением профессионального мастерства, но и с развитием важнейших личностно-профессиональных качеств (Деркач А.А., 2007). Данное исследование посвящено важнейшей акмеологической проблеме изучения развития эмоциональной устойчивости как профессионально-важного качества психолога системы образования. В данной работе мы исходили из понимания эмоциональной устойчивости как функционального, динамического, интегративного свойства эмоциональной сферы личности, способствующего успешному достижению цели деятельности в сложной эмоциогенной обстановке и позволяющего гибко реагировать на сложившуюся ситуацию с сохранением внутреннего эмоционального баланса.

Проблема изучения эмоциональной устойчивости психолога и ее динамики на разных этапах профессиогенеза значима в первую очередь в силу эмоциогенности профессии. В научной литературе не раз указывалось, что эмоциональная устойчивость влияет на успешность выполнения деятельности (Л.М.Аболин, Е.А.Милерян, К.К.Платонов, А.А.Реан, Я.Рейковский и др.).

Ряд исследователей выделяют эмоциональную устойчивость как качество, черту, свойство личности, влияющее на характер профессиональной деятельности (Г.Айзенк, И.Гилфорд, Р.Кэттелл, В.Л.Марищук, В.Э.Мильман, В.Г.Норакидзе, Л.С.Славина, М.Тацуока, П.Фресс, О.А.Черникова, Г.Эбер и др.). В работах А.А.Деркача, Е.А.Климова, Т.В.Кудрявцева, А.К.Марковой, Л.М.Митиной, В.Д.Шадрикова и др., посвященных проблемам акмеологии, эмоциональная устойчивость рассматривается как черта, способствующая успешной профессиональной адаптации, профессиональному и личностному развитию. Вслед за названными авторами мы относим эмоциональную устойчивость к профессионально-важным качествам для многих профессий, в том числе для профессии психолога.

Необходимо отметить исследования отечественных авторов последних двадцати лет, посвященные изучению особенностей эмоциональной устойчивости, эмоциональной регуляции, а также проблеме их развития, а именно: у младших школьников (Л.П.Баданина, О.В.Дрокина, Н.В.Тутовская); у подростков (Е.В.Веселова, О.В.Дрокина, Д.В.Иванов, Т.С.Тихомирова); у спортсменов (Л.М.Аболин, М.В.Грицаенко); у военных (С.П.Потанин); у сотрудников ОВД (Л.В.Заварзина); преподавателей военных вузов (А.А.Напримеров); у студентов (Е.Г.Щукина, В.Р.Сары-Гузель и др.); у студентов-юристов (О.В.Лозгачева); у студентов-педагогов, а также работающих педагогов, учителей, воспитателей (А.А.Баранов, М.И.Кряхтунов, А.В.Мирошин, Л.М.Митина, Е.С.Асмаковец, М.А.Манойлова, О.О.Косякова).

Такой исследовательский интерес ещё раз подчеркивает актуальность проблемы изучения развития эмоциональной устойчивости в современной психологии.

За последнее время проведено множество акмеологических исследований посвященных изучению эмоциональной устойчивости специалиста в разных профессиональных областях, кроме профессии психолога системы образования, а перенос полученных результатов на другую профессию не всегда приводит к адекватному результату, несмотря на внешнее сходство профессионального поля.

Особую актуальность проблема эмоциональной устойчивости обретает на этапе обучения будущих психологов в вузе, в силу того, что их будущая профессиональная деятельность по специальности сопряжена с выраженным эмоциогенным компонентом. Причем информации об изменении эмоциональной устойчивости в процессе профессиональной подготовки психологов явно недостаточно.

Как следствие возникает вопрос о закономерностях динамики развития эмоциональной устойчивости психолога системы образования, и личностных факторах, способствующих её развитию. При этом сохраняет свою актуальность проблема разработки соответствующих методов ее изучения.



В акмеологии на сегодняшний день существует противоречие между важностью проблемы эмоциональной устойчивости, её актуальностью и значимостью как ПВК психолога системы образования, с одной стороны, и недостатком знаний о природе эмоциональной устойчивости, о факторах, детерминирующих её генез, об особенностях этого генеза, – т. е. о её пиках и спадах, о кризисах, закономерно возникающих в ходе профессиональной карьеры психолога системы образования - с другой стороны.

Цель исследования изучение особенностей развития эмоциональной устойчивости психолога системы образования на разных этапах профессионализации.

Объект исследования – эмоциональная сфера студентов психологических факультетов и работающих психологов.

Предмет исследования – особенности эмоциональной устойчивости психолога системы образования на разных этапах профессиогенеза.

Задачи исследования:

  1. провести анализ психологических исследований, посвященных проблеме эмоциональной устойчивости;

  2. показать специфику эмоциональной устойчивости как профессионально важного качества практического психолога;

  3. на основе проведенного теоретического анализа дать авторскую трактовку понятия «эмоциональная устойчивость», выявить личностные детерминанты эмоциональной устойчивости психологов системы образования, определить её функции и составляющие их параметры;

  4. выявить параметры, входящие в каждую из функций эмоциональной устойчивости, определить критерии их диагностики, отобрать соответствующие диагностические методы;

  5. разработать и апробировать методику измерения рефлексии эмоциональных состояний;

  6. разработать и апробировать процедуру экспериментального индуцирования эмоций как альтернативный метод измерения эмоциональной устойчивости;

  7. провести исследование динамики эмоциональной устойчивости, влияющих на нее факторов, а также функциональных параметров эмоциональной устойчивости у студентов психологических факультетов и практических психологов системы образования, находящихся на разных этапах профессионализации.

Гипотезы исследования:

    • эмоциональная устойчивость связана с профессиональным стажем психологов системы образования нелинейно и характеризуется наличием спадов и подъемов в процессе их профессионализации;

    • эмоциональная устойчивость выполняет гомеостатическую и адаптационную функции, препятствуя эмоциональному выгоранию психологов системы образования;

    • существуют личностные детерминанты эмоциональной устойчивости психолога, которые оказываются различными на разных этапах профессионализации.

Методологической основой диссертационного исследования являются принципы единства аффекта и интеллекта (Л.С.Выготский), детерминизма (С.Л.Рубинштейн), единства сознания и деятельности (А.Н.Леонтьев). Опорой данной работы послужили теоретические положения психологии эмоциональных явлений (Л.М.Аболин, В.К.Вилюнас, Б.X.Варданян, П.Б.Зильберман, К.Е.Изард, А.Е.Ольшанникова, А.М.Прихожан, Я.Рейковский). Важнейшими методологическими ориентирами послужили: субъектно-акмеологический подход к изучению психического и профессионального развития (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, М.Р.Битянова, И.В.Вачков, А.А.Деркач, Ю.М.Забродин, Э.Ф.Зеер, Е.А.Климов, А.К.Маркова, Е.А.Милерян, Л.М.Митина, В.Д.Шадриков, Л.Б.Шнейдер), системный подход, позволяющий исследовать феномен эмоциональной устойчивости в его целостности (Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов), личностный подход, раскрывающий взаимосвязь и взаимовлияние эмоциональных, интеллектуальных, мотивационных и волевых особенностей личности (Л.И.Анцыферова, К.К.Платонов, А.А.Реан).

Методы исследования:

  • теоретический анализ психологической, философской и педагогической литературы по проблеме исследования;

  • констатирующий эксперимент, включающий комплекс психодиагностических методик, для изучения особенностей эмоциональной устойчивости студентов психологических факультетов и практических психологов системы образования: методика А.В.Карпова измерения рефлексивности как психического свойства; методика «Анализ рефлексии эмоциональных состояний»; вопросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении Г.С. Никифорова, В.К. Васильева и СВ. Фирсова; методика социально-психологической адаптации (СПА) К.Роджерса и Р.Даймонда, адаптированная Снегиревой Т.В.; методика многофакторного исследования личности Р.Кеттелла, адаптированная под руководством А.А.Бодалева (шкала С эмоциональной устойчивости-неустойчивости); методика изучения уровня коммуникативной толерантности В.В.Бойко; методика изучения самооценки и уровня притязаний с помощью расчета коэффициента ранговой корреляции по формуле Ч.Спирмена; методика «Дифференциальные шкалы эмоций» К.Изарда; анкета изучения преобладающих эмоциональных воспоминаний; Томский опросник ригидности Г.В.Залевского; методика диагностики профессионального выгорания К.Маслач, С.Джексон в адаптации Н.Е.Водопьяновой; индуцирующий эксперимент как метод изучения динамики эмоциональных переживаний;

  • статистический анализ полученных эмпирических данных, проводившийся при помощи параметрических и непараметрических критериев; для проведения расчетов использован персональный компьютер и соответствующее программное обеспечение (программы Excel, SPSS, Статистика).

Выборка – психологи, работающие в системе образования, а именно в средних общеобразовательных школах, лицеях, дошкольных образовательных учреждениях, колледжах Москвы и Московской области – 308 человек женского пола в возрасте от 22 и до 63 лет, с общим стажем работы от 1 месяца и до 42 лет, со стажем работы психологом системы образования от 1 месяца до 21 года, а также студенты-психологи первого, третьего и пятого курсов МПГУ – 161 человек - 24 юноши и 131 девушка в возрасте от 17 и до 22 лет. Всего было обследовано 469 испытуемых.

Эмпирическая база исследования - государственное образовательное учреждение Педагогическая академия последипломного образования Московской области; государственное образовательное учреждение Московский педагогический государственный университет; муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Одинцовский центр диагностики и консультирования (МОУ ОЦДиК); дополнительной базой выступили средние общеобразовательные школы и гимназии г. Москвы.

Этапы исследования

Этап I (декабрь 2006г.-декабрь 2007г.): теоретический обзор научных источников по изучаемой проблеме.

Этап II (декабрь 2007г.-декабрь 2008г.): разработка программы исследования.

Этап III (декабрь 2008г.-декабрь 2009г.): проведение обследования испытуемых.



Этап VI (декабрь 2009г.-май 2010г.): проведение статистической обработки и анализ результатов исследования.

Научная новизна диссертационного исследования

  1. Впервые описаны особенности эмоциональной устойчивости психологов системы образования на разных этапах профессионального становления.

  2. Выявлены функции эмоциональной устойчивости: гомеостатическая и адаптационная. Гомеостатическая функция эмоциональной устойчивости выполняет регуляторно-стабилизационную роль и позволяет поддерживать эмоциональный баланс; адаптационная функция эмоциональной устойчивости позволяет гибко и адекватно приспособиться к новым или изменившимся внешним условиям или внутреннему состоянию. Показано, что функции взаимодействуют в перманентном единстве, что позволяет человеку успешно встраиваться в систему межличностных отношений и профессиональной деятельности.

  3. Обнаружено, что по мере возрастания трудового стажа происходит снижение эмоциональной устойчивости у психологов образования, которые имеют образование и стаж как в области педагогической, так и психологической деятельности в отличие от психологов системы образования, имеющих только психологический стаж.

  4. Выявлены критические периоды в динамике эмоциональной устойчивости на разных этапах профессионального становления, что позволяет прогнозировать и своевременно предотвращать деструктивные изменения в эмоциональной саморегуляции психологов. Обнаружено, что кризис эмоциональной устойчивости характерен для следующих этапов профессиональной деятельности психолога системы образования: до 1 года и от 5 до 10 лет. Установлено, что специалистов системы образования с психологическим профессиональным стажем от 1 года до 3 лет и от 10 до 15 лет можно охарактеризовать как более эмоционально устойчивых в сравнении с психологами, чей профессиональный стаж в системе образования не превышает 1 года или находится в пределах от 5 до 10 лет.

  5. Выделены личностные детерминанты эмоциональной устойчивости психологов системы образования: интернальный локус контроля, гибкость мыслительная и поведенческая, способность к рефлексии эмоциональных состояний, адекватно высокая самооценка, коммуникативная толерантность, эмоциональный самоконтроль. Описаны особенности личностной детерминации эмоциональной устойчивости психологов системы образования и студентов-психологов: интернальный локус контроля, общая рефлексивность, рефлексивная оценка эмоционального состояния, адекватно высокая самооценка, коммуникативная толерантность, эмоциональный самоконтроль достоверно преобладают у работающих психологов.

  6. Апробирован индуцирующий эксперимент как альтернативный метод измерения эмоциональной устойчивости.

  7. Разработана, обоснована, проверена на надежность, валидизирована, стандартизирована методика изучения рефлексии эмоциональных состояний, определены интервалы для низких, средних и высоких показателей для каждой категории обследуемых (психологов системы образования и студентов-психологов).

Теоретическая значимость диссертационного исследования

  1. Получены новые данные об особенностях развития эмоциональной устойчивости на разных возрастных этапах: от юношеского возраста и старше.

  2. Изучены и описаны особенности эмоциональной устойчивости на разных этапах профессионального становления психолога системы образования, показана роль эмоциональной устойчивости в качестве механизма защиты от профессионального выгорания.

  3. Расширено научное представление о понятии «эмоциональная устойчивость», предложена авторская трактовка таких понятий как «функции эмоциональной устойчивости», «личностные детерминанты эмоциональной устойчивости».

Практическая значимость диссертационного исследования

  1. Авторская методика рефлексии эмоциональных состояний может быть использована в психодиагностической практике психолога для индивидуального и фронтального мониторинга.

  2. Разработан метод индуцирования эмоций, который может быть применен как альтернативный способ измерения эмоциональной устойчивости.

  3. Полученные результаты могут быть применены в разработке методов развития эмоциональной устойчивости в рамках профессиональных тренингов.

  4. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в образовательной педагогической практике при подготовке курсов «Общая психология» (в разделе психология эмоций), «Возрастная психология», «Психология труда».

Положения, выносимые на защиту:

  1. Для развития эмоциональной устойчивости психологов системы образования характерна нелинейная зависимость эмоциональной устойчивости и профессионального психологического стажа. Для психологов системы образования в периоды до 1 года и от 5 до 10 лет профессиональной деятельности характерен кризис развития эмоциональной устойчивости. Наиболее благополучными в отношении уровня эмоциональной устойчивости являются специалисты с психологическим профессиональным стажем от 1 года до 3 лет и от 10-ти до 15 лет. Возрастные особенности эмоциональной устойчивости психологов системы образования характеризуются повышением ЭУ соответственно возрасту в период от 20-ти до 30-тилетнего рубежа, а после 41 года прослеживается тенденция, заключающаяся в снижении эмоциональной устойчивости по мере увеличения возраста испытуемых.

  2. Существуют две функции эмоциональной устойчивости: гомеостатическая и адаптационная. Гомеостатическая функция эмоциональной устойчивости выполняет регуляторно-стабилизационную роль и позволяет поддерживать эмоциональный баланс, не допуская нарастания эмоциональной напряженности. Адаптационная функция эмоциональной устойчивости позволяет гибко и адекватно приспособиться к новым или изменившимся внешним условиям или внутреннему состоянию без негативных последствий для личности и профессиональной деятельности. Функции эмоциональной устойчивости перманентно взаимодействуют друг с другом и объединяются рефлексией эмоциональной сферы личности. Существует три вида такой рефлексии: рефлексивная способность оценки своего эмоционального состояния; рефлексия принятия решений о способах действий в эмоциогенной ситуации; рефлексивная оценка успешности эмоциональной саморегуляции.

  3. Выраженный уровень эмоциональной устойчивости препятствует возникновению синдрома профессионального выгорания психологов системы образования.

  4. Личностными детерминантами эмоциональной устойчивости психологов, находящихся на разных этапах профессионализации, являются: интернальность; мыслительная и поведенческая гибкость; рефлексивные способности (общая рефлексивность); рефлексивная оценка эмоционального состояния; рефлексия принятия решений о способах действий в эмоциогенной ситуации; рефлексивная оценка успешности эмоциональной саморегуляции; самооценка; коммуникативная толерантность; эмоциональный самоконтроль. У работающих психологов по сравнению со студентами-психологами наблюдается значимое преобладание шести личностных детерминант ЭУ, таких, как: показатели интернальности; показатели общей рефлексивности; показатели рефлексивной оценки эмоционального состояния; показатели самооценки; показатели коммуникативной толерантности; показатели эмоционального самоконтроля.

Апробация исследования

Результаты, полученные в рамках диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры общей и педагогической психологии Педагогической академии последипломного образования Московской области; были изложены в форме доклада и обсуждались на научно-практической конференции «Психолого-педагогические принципы профессиональной деятельности педагога в современных условиях» (Москва, апрель 2008); а также были опубликованы на Всероссийской научно-практической конференции «Развитие потенциала личности в микро- и макросоциуме» (Оренбург, октябрь 2008); на III Международной научно-практической конференции «Технология социальной работы: теория и практика реализации» (Омск, февраль 2009); включены в учебные курсы, разработанные автором «Психологическое сопровождение школьников», «Современные тенденции применения методик в работе педагога-психолога», разработанные в соавторстве с коллегами по кафедре «Психология общения в образовательном процессе», «Актуальные проблемы повышения профессиональной компетентности педагогов-психологов системы образования», «Профессиональные компетенции педагогов-психологов системы образования», читаемые автором на кафедре общей и педагогической психологии Педагогической академии последипломного образования Московской области.



Надежность, достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась научно-методологической обоснованностью исследования, использованием методов, адекватных его предмету, цели, задачам и гипотезам, репрезентативностью выборки, применением аппарата математической статистики для определения достоверности полученных результатов.

Структура диссертации

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 182 источников и трёх приложений.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность диссертационной работы, определяются ее объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и методы исследования, а также раскрывается ее новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Исследование проблемы эмоциональной устойчивости на этапе профессионализации» раскрываются существующие на сегодняшний день в психологической науке основные подходы к изучению эмоциональной устойчивости. Показывается значимость эмоциональной устойчивости в профессиональной деятельности психолога.

В первом параграфе «Изучение проблемы эмоциональной устойчивости в современной психологии» проблема эмоциональной устойчивости рассматривается в двух основных аспектах: психофизиологическом и психологическом. При рассмотрении первого из названных аспектов описывается роль физиологических предпосылок в становлении эмоциональной устойчивости. В физиологии и психогенетике взгляд на проблему эмоциональной устойчивости базируется на понимании её как биологически детерминированного свойства личности. Г.Айзенк, Л.П.Баданина, М.Н.Борисова, К.М.Гуревич, Л.Б.Ермолаева-Томина, А.А.Коротаев, Н.С.Лейтес, В.Д.Небылицын, И.П.Павлов, В.И.Рождественская, О.А.Сиротин, Б.М.Теплов, Н.С.Уткин рассматривали зависимость эмоциональной устойчивости от свойств нервной системы, по отношению к возбуждению и торможению, подвижности, мобильности нервных процессов и от типа межполушарной организации мозга. Г.Айзенк, Дж.Каприо, M.Коскенвуо, Х.Лэндживейнио, Д.К.Ниас, М.К.Нил, Дж.П.Раштон, Р.Дж.Роуз, С.Сарна, Д.У.Фалкер отмечали, что эмоциональная устойчивость является генетически обусловленной структурой. Г.Айзенк, Ф.А.Бич, У.Джин, Л.Зонтаг, В.Кеннон, Э.Леона, П.А.Марджори, М.А.Мей, Дж.Б.Мейлер, Д.К.Ниас, М.К.Нил, Дж.П.Раштон, Л.В.Термал, Л.М.Терман, Б.Уинифред, Д.У.Фалкер, Х.Хартшорн и др. изучали зависимость эмоциональной устойчивости от гуморальной системы регуляции.

Далее исследуется психологический аспект изучения проблемы эмоциональной устойчивости, рассматриваются различные подходы к изучению данного феномена.

Несмотря на близость или даже совпадение методологических позиций и научных установок психологических исследований эмоциональной устойчивости, между ними существует известное расхождение в подходах к ее изучению. В рамках первого подхода (А.Е.Ольшанникова, С.М.Оя, О.А.Черникова и др.) эмоциональная устойчивость рассматривается в зависимости от силы, знака, лабильности и содержания эмоций. В рамках второго подхода (В.Л.Марищук, Е.А.Милерян, К.К.Платонов и др.) эмоциональная устойчивость описывается как способность преодолевать излишнее эмоциональное возбуждение при выполнении сложной деятельности. Сторонниками этого подхода акцентируется волевой аспект эмоциональной устойчивости. В рамках третьего подхода (Л.М.Аболин, М.И.Дьяченко, П.Б.Зильберман, Д.В.Иванов, В.А.Пономаренко и др.) эмоциональная устойчивость понимается как интегративное свойство личности, объединяющее различные качества личности (эмоциональные, волевые, интеллектуальные, перцептивные), которые в совокупности своей препятствуют возникновению эмоциональной неустойчивости, дезорганизующей деятельность.

В своем исследовании мы опираемся на позицию, обозначенную в третьем подходе, понимая эмоциональную устойчивость как динамическое, интегральное свойство личности.



Во втором параграфе - «Функциональные свойства эмоциональной устойчивости» - отмечается недостаточная изученность эмоциональной устойчивости как функционального феномена. Анализ научной литературы по проблеме изучения эмоциональной устойчивости позволил констатировать, что на сегодняшний день далеко не полностью изучены и раскрыты функции эмоциональной устойчивости. Излагается авторский взгляд на проблему функциональности эмоциональной устойчивости. Дается авторское понимание феноменов эмоциональной устойчивости, функций эмоциональной устойчивости, параметров функций эмоциональной устойчивости. Эмоциональная устойчивость рассматривается как интегративный конструкт. Обосновывается роль рефлексии: рефлексия в эмоциональной устойчивости есть осмысление ситуации, внутреннего состояния, мотива эмоциональной саморегуляции, а также оценка успешности эмоциональной саморегуляции. Роль рефлексии в реализации функциональности эмоциональной устойчивости косвенно представлена в контексте изучения феномена эмоционального интеллекта, как понятия, возникшего на стыке психологии эмоций и психологии мышления (Р.Бар-Он, Р.Бояцис, Д.Гоулмен, А.В.Карпов, Д.Карусо, Р.Купер, Э.Макки, Дж.Мэйер, А.С.Петровская, П.Сэловей и др.). Этот факт является свидетельством того, что неуклонно возрастает необходимость изучения взаимодействия психических процессов между собой и влияния этого взаимодействия на функционирование личности.

В третьем параграфе - «Эмоциональная устойчивость как профессионально важное качество личности психолога» - коротко описывается феномен профессионализации и рассматриваются концепции отечественных, зарубежных авторов, описывавших стадии профессиогенеза. Анализируется эмоциональная устойчивость в целом как профессионально важное качество личности специалиста, и психолога в частности.

Исследуя состояние изученности проблемы профессионального становления в психологии, можно отметить, что на современном этапе наибольшее влияние на изучение проблемы профессиональной деятельности личности в отечественной психологии оказали исследования К.САбульхановой-Славской, Б.Г.Ананьева, А.Г.Асмолова, А.А.Бодалева, Дж.Голланда, А.А.Деркача, Ю.М.Забродина, Э.Ф.Зеера, Е.А.Климова, Б.Ф.Ломова, А.К.Марковой, А.Маслоу, Л.М.Митиной, Н.Н.Нечаева, Н.С.Пряжникова, Г.В.Суходольского, Дж.Сьюпера, Р.Хейвигхерста, С.Н.Чистяковой, В.Д.Шадрикова.

В работах Э.Ф.Зеера, Е.А.Климова, А.К.Марковой, Л.М.Митиной, Н.С.Пряжникова, Дж. Сьюпера, Р.Хейвигхерста существуют авторские периодизации профессиональной жизни человека, в которых отражается условно типовой сценарий развития профессионального пути. Обобщая различные периодизации профессионального становления, можно отметить, что исследователи выбирают различные критерии и основания дифференциации этого процесса, по-разному подходя к рассмотрению особенностей профессионализации. Объединяет все перечисленные концепции признание факта стадиальности процесса профессионализации.

Э.Ф.Зеер рассматривает профессионализацию как восхождение к вершинам профессии, как процесс нелинейного, неравновесного и вероятностного профессионального становления личности, который охватывает длительный период онтогенеза человека с начала развития профессионально ориентированных интересов и склонностей, проходит через всю жизнь и завершается с прекращением профессиональной деятельности.

Вступая на путь профессионализации, личность неизбежно изменяется. Работая в той или иной профессиональной области, осознавая и транслируя своё отношение к работе, человек культивирует в себе новые качества личности, в том числе и профессионально важные. Уже существующие личностные свойства и качества объединяются с новыми, происходит их консолидация. Существующие и приобретенные качества вступают в интегративное взаимодействие, влияя друг на друга.

По мнению А.Ф.Бондаренко, Р.Кэттелла, Е.В.Пименовой эмоциональная устойчивость является профессионально важным качеством психолога. Проблема развития эмоциональной устойчивости психолога значима в первую очередь в силу эмоциогенности профессиональной деятельности. Эмоциональная устойчивость как профессионально важное качество личности специалиста, способствующее как профессиональному и личностному развитию, так и успешной профессиональной адаптации, рассматривается в работах А.А. Деркача, Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцевой, А.К. Марковой, В.Д. Шадрикова и др. Высокая эмоциональная устойчивость, позволяющая успешно преодолевать трудности профессиональной деятельности рассматривается как одно из базовых психологических качеств, необходимых в профессиональной деятельности психолога (А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина, Р.Мей, Л.В.Темнова и др.).

Поскольку успешность профессионализации напрямую зависит от зрелости тех личностных качеств, которые соответствуют требованиям профессии, то изучение особенностей эмоциональной устойчивости психологов системы образования, как акмеологического личностного резерва является одним из актуальных вопросов психологии.

Во второй главе - «Эмпирическое изучение эмоциональной устойчивости психологов на разных этапах профессионализации» - подробно описаны этапы и методики исследования эмоциональной устойчивости психологов системы образования, а также представлены результаты эмпирического исследования, проведен их анализ.

В первом параграфе - «Описание этапов и методов исследования эмоциональной устойчивости психологов системы образования» - характеризуются этапы исследования, дается подробное описание базы и испытуемых, описываются параметрические характеристики методик (в том числе авторской), использованных в констатирующем эксперименте.

В рамках акмеологических исследований разработано недостаточное количество диагностических методик, позволяющих изучать эмоциональную и рефлексивную сферу профессионала. Поэтому (в соответствии с пятой задачей исследования) мы сочли необходимым разработать методику, позволяющую измерить уровень рефлексии эмоциональных состояний. Это имеет большое значение для получения новых данных в такой слабо разработанной области акмеологии как психология рефлексии эмоциональных состояний в профессиональной деятельности. Авторская методика была стандартизована, проверенна на надежность и валидность.

Одним из перспективных направлений экспериментального изучения эмоциональной сферы является индуцирование определенных эмоциональных состояний испытуемых в экспериментально созданной ситуации. В нашем исследовании (в соответствии с шестой задачей исследования) индуцирующий эксперимент был проведен с целью изучения динамики (изменения) эмоций под влиянием аудиальных и визуальных стимулов у психологов системы образования с разным уровнем эмоциональной устойчивости.


с. 1 с. 2