• скачать файл

Внеклассное занятие по русскому языку в 8в классе. Тема: Подлежащее

с. 1
Подготовила учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №12 г.Нижнеудинска Похилько Е.В.


Внеклассное занятие по русскому языку в 8в классе.
Тема: Подлежащее и сказуемое. Типы сказуемого.
Цели:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о подлежащем, сказуемом и типах сказуемого.

  2. Развивать внимание, зрительную и слуховую память, монологическую речь учащихся.

  3. Прививать любовь к родному языку.


Тип урока: урок – соревнование, обобщение и систематизация знаний, умений и

навыков.
Оборудование: плакат, жетоны, карточки.


Ход урока:

  1. Орг. момент. Мотивация учащихся.

  2. Условие проведения соревнования.

Класс делится на команды. Выбирается командир команды.

Ответы оцениваются жетонами: красный жетон – полный ответ,

синий – неполный ответ.

План.

1. Викторина.



  1. «Давай поспорим !» (инсценировка).

  2. «Зачем пойдешь, то и найдешь!».

  3. «Взялся за гуж – не говори, что не дюж!».

  4. Подумай-ка.

  5. Обобщение.

  6. Итог урока.

III. Работа в командах.


1. Викторина

Команда вытягивает карточки с теоретическими вопросами и дают полные ответы на данные вопросы.



  1. Что называется подлежащим?

  2. Какими частями речи может быть выражено подлежащее?

  3. Что называется сказуемым?

  4. Чем может быть выражено сказуемое?

  5. Какое сказуемое называется ПГ?

  6. Какое сказуемое называется СГ?

  7. Что называется составными сказуемыми?

  8. Какое сказуемое называется СИ?

  9. Когда между подлежащим и сказуемым ставиться тире? Перечислите условия.

2. «Давай поспорим».

Учащиеся смотрят инсценировку, через 1 минуту после просмотра отвечают на вопрос.

Встретилась ребятам пословица

«Родная сторона – мать, а чужая –мачеха».

Один говорит:

- Сторона – подлежащее, а мать – сказуемое.

- Ошибаешься, - возражает другой.- Подлежащее здесь выражено двумя словами «родная сторона»

- Как это двумя? – возмутился первый. – Здесь же ясно. Что? сторона, какая? Родная.- это второстепенный член.

- Какой же это второстепенный член, если без него пословица теряет всякий смысл?

Ведь если рассуждать так, как ты, получится бессмыслица: сторона – мать, сторона – мачеха.

- Да! Вообще- то чепуха получается.

- Поэтому – то во 2-ом предложении слово сторона пропущено, что главное здесь – какая сторона.

- Ага! Попался!

Сам говоришь «какая?». Выходит родная – это определение.

- Да, в рамках фразеологизма родная сторона – это определение. Но весь фразеологизм выступает как подлежащее: родная сторона, то есть родина, чужая сторона, то есть чужбина.

- Может быть ты и прав….

- А как вы думаете, ребята?

3. «Зачем пойдешь, то и найдешь»

Помня предыдущий спор, дети пишут под диктовку предложения, находят в них подлежащие и определяют, чем оно выражено.



  1. Бабье лето – прекрасная пора ранней осени.

  2. Как Днепр широк! Как даль ясна!

  3. Этак всякий может петь.

  4. Мы с дедушкой решили отправиться на рыбалку.

  5. Семеро одного не ждут.

  6. Северно ледовитый океан всегда манил к себе исследователей.

4. «Взялся за гуж, не говори, что не дюж»!

Работа по карточкам.

Определить чем выражено сказуемое в данных предложениях.

Подобрать самим предложения подобного типа.



  1. Татьяна прыг в другие сени.

  2. Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь.

  3. В эту Дуняшу и влюбился Аким.

5. «Не учась, лапти не сплетешь».

Составить предложения с данными словами, которые выступали бы в роли сказуемого.

Увлекаюсь, будем изучать, обязанность, дело чести, был невысок, был нелегким, является причиной, правая рука, сорок два, по голове не погладят, не верю своим глазам.

6. Конкурс

Составить предложения, чтобы подлежащее было выражено: существительным в И.п.,; существительное + прилагательное. в Р.п, прилагательное в сравнительной степени, прилагательное в превосходной степени, наречием, фразеологизмом .



IV. Обобщение

- В чем отличие между подлежащим и сказуемым?



V. Подведение результатов соревновании

Открытый урок.
Тема: Деепричастие как особая форма глагола.

Цели урока:

  1. Обобщить и систематизировать сведения о деепричастии. Совершенствовать умения и навыки правильно использовать их в речи; различать причастные и деепричастные обороты, выделять их на письме знаками препинания; отработка навыка составления связного рассказа на лингвистическую тему; конструирование предложений.

  2. Развивать внимание к слову, творческие способности, расширять словарный запас учащихся за счет включения в речь деепричастий,

  3. Воспитывать интерес к урокам русского языка, трудолюбие.


Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.

Форма проведения: путешествие в страну «Деепричастие».

Оборудование

Кроссворд, карточки, карта, наглядность.


I. Орг. момент. Мотивация учащихся. Сообщение целей и задач урока

- Ребята, наш урок пройдет сегодня в необычной форме. Мы окунемся в жизнь небольшого городка «Деепричастие». Побываем в центре города, заглянем на улицы совершенную и несовершенную, пройдемся по переулку признаков и заглянем на проспект орфографии.

Но, чтобы нам проникнуть в город, мы должны разгадать депешу дикобраза, который стоит на «вратах» этого городка.

Чтение учениками депеши.

- Последи за стрелками три раза, собирая буквы по одной, и тогда депеша дикобраза явится сама перед тобой! (Пусть будут твои ум и глаз острыми, как мои иглы).



*






























*














































































*










П


У

С

Г

Л

А

З

Р

Т

С

О

!

Ы

Б


Ь

Т

И

М

У

И

Ы

К

А

О

И

Л

У


Д

У

Т

Т

В

О

М

И

К

М

И

Г

- Слова этой депеши, пусть будут пожеланием на сегодняшний урок.

- Итак. Раскрылись двери града Деепричастие, и мы видим одного из жителей городка – черепашка. Он озадачен тем, что, оказывается, ничего не знает о своем городе.

- Давайте, кое–что расскажем ему о деепричастии, разгадав кроссворд.


II. Кроссворд.

Индивидуальная работа по карточкам.

Задание: составить рассказ на лингвистическую тему.

По горизонтали.



  1. Какое действие обозначает особая форма глагола, отвечающая на вопросы что делая?., что сделав?.

  2. Каким членом является в предложении деепричастие?

  3. Вид деепричастия с суффиксами –а, -я.

  4. Часть слова, участвующая в образовании особой формы глагола.

  5. Какой грамматической особенностью обладают особые формы глагола с суффиксами –а, -я, -в, -вши, -ши в отличие от других форм глагола?

По вертикали

  1. От какой части речи образуется деепричастие?

  2. Вид деепричастия с суффиксами -в, -ши, -вши.


III. Выборочный диктант.

- Следующее задание, которому мы уделим свое внимание, называется

«Зачем пойдешь, то и найдешь».

Выписать предложения с деепричастными оборотами. Определить вид деепричастий. Объяснить написание гласных в суффиксах деепричастий. Сделать морфологический разбор: 1В. – отметив;

2В. – поднявшись.

- Как расставляются знаки препинания, если в предложении есть деепричастный оборот или одиночное деепричастие?

1. Отметив маршрут, туристы устроились на отдых.

2. Раздавшийся слева грохот заставил меня оглянуться.

3. Усеянное звездами небо манило к себе.

4. Быстро поднявшись, он подошел к окну.


IV. Физминутка

V – Взялся за гуж, не говори, что не дюж!

Записать предложения, один из глаголов заменив деепричастием. Объяснить постановку знаков препинания.



  1. Разными тропами шли охотники и несли на носилках раненого товарища.

  2. На дворе блестит радостное весеннее солнце и отражается в лужах.

  3. Всадник поравнялся с толпой и спрыгнул с лошади.


VI. Конструирование предложений.

- Ну а следующее задание идет под заголовком « Не учась, лапти не сплетешь».

Из двух предложений составить сложное, добавив в первое определение, выраженное причастным оборотом, а во втором – обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.


  1. Багрово лиловые тучи быстро гнались ветром.

  2. Курчавая трава обозначалась все яснее и яснее.

VII. Игра «Исправь меня».

- Называю словосочетания в которых встречается Не с разными частями речи, даю объяснение слитного м раздельного написания. Если верно, то вы молчите, если нет, то вы поднимаете руку.

Не зная ничего, нечувствуя опасности, идти не отрывая глаз, не освещенный солнцем лес, ненастье, шалаш не построен, не шелохнулся.

-Как пишется не с деепричастиями?



VIII. Обобщение.

- Для чего нужны деепричастия?



IX. Итог
с. 1