Всемирная организация здравоохранения Европейское региональное бюро

с. 1 с. 2 с. 3



Организация Объединенных Наций




ECE/MP.WH/WG.1/2010/L.1−EUR/10/56335/IX



Экономический
и Социальный Совет


Distr.: 

6 April 2010

Russian

Original: 






Европейская экономическая комиссия

Всемирная организация здравоохранения
Европейское региональное бюро


Совещание Сторон Протокола по проблемам
воды и здоровья к Конвенции по охране и
использованию трансграничных
водотоков и международных озер


Рабочая группа по проблемам воды и здоровья

Третье совещание

Женева, 27−28 мая 2010 года

Пункт 4 предварительной повестки дня

Системы наблюдения и раннего предупреждения,
планы действий в чрезвычайных ситуациях и
потенциал в области реагирования


Проект руководства по вопросам политики по наблюдению за связанными с водой заболеваниями

Записка, подготовленная Председателем Целевой группы по наблюдению1

Информация общего характера и предлагаемые действия Рабочей группы

1. Настоящий документ был подготовлен во исполнение решения первой сессии Совещания Сторон, согласно которому Целевой группе по наблюдению, возглавляемой правительством Италии, было поручено подготовить руководящие принципы создания, внедрения и оценки эффективности систем наблюдения за связанными с водой заболеваниями (см. программу работы на


2007−2009 годы, принятую на первом совещании Сторон, ECE/MP.WH/2/Add.5−
EUR/06/5069385/1/Add.5).

2. По просьбе Совещания Сторон Целевая группа определила необходимость в подготовке следующих руководящих материалов:

а) техническое руководство по созданию, внедрению и оценке эффективности систем наблюдения за связанными с водой заболеваниями (информационный документ 1);

b) руководящие принципы по вопросам политики по созданию, внедрению и оценке эффективности систем наблюдения за связанными с водой заболеваниями.

3. Содержание и главная идея руководящих принципов по вопросам политики были согласованы участниками второго совещания Целевой группы (28−29 апреля 2009 года, Рим).

4. Первый проект руководящих принципов по вопросам политики был представлен второму совещанию Рабочей группы по проблемам воды и здоровья (Женева, 2−3 июля 2009 года).

5. На втором совещании Рабочей группы участники представили замечания по проекту и поручили Целевой группе подготовить окончательный вариант руководящих принципов по вопросам политики и представить его третьему совещанию Рабочей группы (см. ECE/MP.WH/WG.1/2009/2−EUR/09/5086340/4).

6. Настоящий документ был обсужден и доработан на третьем совещании Целевой группы по наблюдению, состоявшемся в Дурресе, Албания, 11−12 февраля 2010 года. Руководящие принципы, доработанные с учетом итогов обсуждения Целевой группой, представлены в приложении к настоящему документу.

7. Рабочая группа, как ожидается, представит замечания по проекту руководящих принципов по вопросам политики, в частности проведет обсуждение и примет решение об окончательной сфере охвата и содержании этого документа, определит пути и средства подготовки его окончательного варианта и организует его представление в качестве официального документа второй сессии Совещания Сторон.

Приложение

Проект руководящих принципов по вопросам политики по наблюдению за связанными с водой заболеваниями

Содержание



Стр.

I. Проблема 4

II. Планы по обеспечению безопасности воды 5

III. Юридические обязательства в отношении наблюдения за заболеваниями 6

А. Обязательства по Протоколу по проблемам воды и здоровья 6

В. Наблюдение и Международные медико-санитарные правила (2005 год) 8

С. Наблюдение и совокупность стандартов Европейского союза 8

IV. Система наблюдения за связанными с водой заболеваниями 9

V. Меры по созданию эффективной системы наблюдения за связанными с водой
заболеваниями 10

А. Местный уровень 11

В. Региональный уровень 12

С. Национальный уровень 12

VI. Как система наблюдения за связанными с водой заболеваниями должна
работать на практике 13

А. Готовность 13

В. Реагирование 14

VII. Оценка эффективности системы наблюдения за связанными с водой


заболеваниями 17

VIII. Национальные примеры 18

А. Наблюдение за связанными с водой заболеваниями в Армении 19

В. Опыт Словакии в области межсекторального сотрудничества


в вопросах охраны и рационального использования водных ресурсов 20

С. Норвегия − пример взаимодополняемости мониторинга качества


воды и системы обнаружения вспышек заболеваний 21

D. Хорватия 23

Е. Венгрия 24

F. Германия 25



I. Проблема

1. Загрязненная питьевая вода, не прошедшая надлежащей очистки, может являться переносчиком ряда факторов риска для потребителей, таких как патогенные микроорганизмы, химические вещества, включая цианотоксины, а также радиоактивные вещества.

2. Заболевания, связанные с водой, по-прежнему являются одной из основных проблем здравоохранения в мире. От диарейных заболеваний каждый год умирает около 2 млн. человек, это − главным образом дети в развивающихся странах. На них приходится 17% смертей детей в возрасте до пяти лет, при этом расчетная срединная величина составляет 3,2 эпизода на ребенка в год. 94% этого бремени заболеваний можно отнести к окружающей среде, что включает небезопасную воду, отсутствие канализации и низкий уровень гигиены. Кроме того, серьезные вспышки таких заболеваний, как холера, тиф и гепатит А, могут возникать в результате загрязнения питьевой воды фекалиями.

3. Вопросам выявления и расследования вспышек переносимых водой заболеваний уделяется повышенное внимание. Вполне вероятно, что большинство болезней, вызываемых загрязненной водой, не приобретает характера эпидемий. Установление того, что эти болезни связаны с водой, − трудная задача. Большинство систем наблюдения за диарейными заболеваниями не позволяет провести различие между болезнями водного происхождения и болезнями, вызываемыми другими причинами.

4. Кроме того, в последние годы серьезную озабоченность вызывает проблема возникающих патогенных факторов. Возникающие патогенные факторы включают различные группы микроорганизмов, недавно обнаруженные микроорганизмы (например, для связанных с водой патогенных микроорганизмов: Cryptosporidium parvum, Legionella pneumophila); микроорганизмы, с недавно обнаруженными патогенными мутациями (enterohaemorrhagic E. coli); микроорганизмы, в отношении которых было недавно установлено, что они вызывают хорошо известное заболевание (вирусный гепатит Е); и микроорганизмы, в отношении которых была недавно установлена их связь с хорошо известным злокачественным или дегенеративным заболеванием (Helicobacter pylori). Увеличение количества связанных с водой заболеваний, вызываемых возникающими патогенами, связано с увеличением количества людей со сниженной иммуннокомпетентностью, увеличением возраста (демографический переход) и мобильности населения, а также новыми и сложными видами технического применения воды, к примеру в зубоврачебной практике, системах кондиционирования воздуха, градирнях и гидромассажных ваннах.

5. Вспышки заболеваний, связанных с питьевой водой, часто приводят к инфекционному заражению большого количества потребителей, которые могут составлять значительный процент от населения общины.

6. Поверхностные воды, используемые для питья, как правило, являются главным переносчиком человеческих заболеваний. В отличие от подземных вод, поверхностные водоемы в большей степени подвержены загрязнению отходами животноводства, пастбищных хозяйств в результате сброса канализационных стоков и удаления опасных веществ.

7. В рамках Европейского региона ВОЗ существуют четкие различия между разными географическими районами по уровню смертности и заболеваемости, обусловленными вспышками связанных с водой заболеваний.

8. Свыше 30 миллионов случаев вспышек связанных с водой заболеваний можно ежегодно предотвратить с помощью адекватных мер в области водоснабжения и санитарии. Инвестиции в водоснабжение и санитарию дают гораздо больший эффект, чем инвестиции, непосредственно связанные с расходами на лечение этих человеческих патологий.

9. С точки зрения здравоохранения химическое загрязнение питьевой воды в целом играет гораздо менее значимую роль в сравнении с микробиологическим загрязнением. Тем не менее в определенных ситуациях ряд химических веществ (например, нитрат, фторид, мышьяк) могут достигать весьма высоких концентраций и представлять проблему, вызывающую озабоченность в обществе.

10. Надзор за состоянием здоровья населения и поощрение адекватных профилактических мер − два главных и взаимодополняющих инструмента, которые могут с успехом применяться для обеспечения достаточного качества и количества воды, необходимой для обеспечения и поддержания здоровья человека.

II. Планы по обеспечению безопасности воды

11. Метод оценки риска и управления риском, рекомендованный в третьем издании Руководства ВОЗ по обеспечению качества питьевой воды для управления рисками на всех этапах водоснабжения от водозабора до потребления воды, называется планом по обеспечению безопасности воды. Опыт, накопленный в области оценки, управления и профилактики рисков может эффективно использоваться для сокращения и минимизации количества заболеваний, связанных с водой. Хорошо известно, что:

а) сырую воду необходимо защищать от загрязнения в водосборном районе;

b) воду из поверхностных и мелководных водоемов необходимо всегда предварительно обрабатывать перед использованием для питьевых целей, а подземные воды из глубоких скважин следует обрабатывать только в случае их загрязнения; чем выше уровень загрязнения сырой воды, тем более эффективной должна быть технология водоочистки;

c) питьевая вода должна контролироваться по основным факторам риска, при этом особое внимание должно уделяться микробиологическому качеству; в параметры контроля должно быть также включено химическое качество воды;

d) лица, отвечающие за обеспечение безопасного питьевого водоснабжения и системы мониторинга, должны иметь соответствующее образование и проходить специальную подготовку.

12. В этой связи одним из наиболее важных инструментов обеспечения безопасности воды является план обеспечения безопасности воды ВОЗ, который представляет собой подход, ориентированный на предупреждение и сокращение загрязнения водных источников, и уменьшение использования водоочистных технологий для устранения загрязнения. Планы по обеспечению безопасности воды должны разрабатываться для каждой отдельной системы питьевого водоснабжения, независимо от ее мощности. Основные элементы плана по обеспечению безопасности воды (ПБВ) включают:

a) создание группы по подготовке ПБВ;

b) подготовка документации и описания района водоснабжения;

c) проведение оценки опасностей и определение характеристик риска для выявления того, каким образом опасные компоненты могут попасть в систему водоснабжения;

d) оценка существующей или планируемой системы, включая ее описание и структурную схему;

e) определение контрольных мер по снижению риска и управлению им;

f) определение способов наблюдения за осуществлением контрольных мер в целях обеспечения приемлемого функционирования ПБВ;

g) установление процедур проверки эффективности ПБВ и достижения целевых показателей в области здоровья;

h) разработка вспомогательных программ, включая обучение, методы гигиены, стандартные оперативные процедуры, модернизация и усовершенствование, исследования и разработки;

i) разработка процедур управления, включая корректирующие действия, для нормальных и чрезвычайных условий;

j) введение документационных и коммуникационных процедур; эти процедуры могут оказывать значительное влияние на эффективность некоторых процессов ликвидации загрязнения;

k) проведение периодических обзоров эффективности каждого ПБВ.

14. Обзор и согласование ПБВ должны производиться с участием органа, отвечающего за охрану здоровья населения, с тем чтобы предусмотренное в них качество воды отвечало установленным целевым показателям в области здравоохранения.

III. Юридические обязательства в отношении наблюдения за заболеваниями

А. Обязательства по Протоколу по проблемам воды и здоровья

15. Стороны Протокола по проблемам воды и здоровья обязаны выполнять ряд обязательств, касающихся обеспечения наблюдения за связанными с водой заболеваниями.

16. Пункт 2 статьи 6 Протокола гласит:

В этих целях каждая из Сторон устанавливает и публикует национальные и/или местные целевые показатели в отношении норм и уровней результативности, которые необходимо достигать или поддерживать для обеспечения высокого уровня защиты от заболеваний, связанных с водой. Эти целевые показатели периодически пересматриваются. При этом они предусматривают соответствующие практические и/или другие меры для участия общественности на транспарентной и справедливой основе и обеспечивают должный учет результатов участия общественности. За исключением тех случаев, когда общегосударственные или местные обстоятельства делают их ненужными для предотвращения, ограничения и сокращения степени распространения заболеваний, связанных с водой, такие целевые показатели, среди прочего, охватывают:

a) качество снабжаемой питьевой воды с учетом Руководства по контролю качества питьевой воды, разработанного Всемирной организацией здравоохранения;

b) сокращение масштабов вспышек и случаев заболеваний, связанных с водой.

[…].

17. Cогласно пункту 3 статьи 6,"в течение двух лет с момента приобретения статуса Стороны Протокола каждая Сторона устанавливает и публикует целевые показатели, упомянутые в пункте 2 настоящей статьи, а также контрольные сроки их достижения".



18. В дополнение к текущему наблюдению, Протокол в статье 8 также содержит конкретные положения, касающиеся систем реагирования:

"1. Каждая из Сторон надлежащим образом обеспечивает:

a) создание, совершенствование или обслуживание комплексных национальных и/или местных систем надзора и раннего предупреждения для:

i) выявления вспышек или случаев заболеваний, связанных с водой, или значительной угрозы таких вспышек или случаев, в том числе возникающих в результате загрязнения воды или чрезвычайных погодных явлений;

ii) быстрого и четкого уведомления соответствующих государственных органов о таких вспышках, случаях или угрозе;

iii) распространения среди населения, которое может пострадать, - в случае любой неминуемой угрозы здоровью людей, обусловленной болезнью, связанной с водой, - всей информации, имеющейся в распоряжении государственных органов и могущей помочь населению принять меры по предотвращению и снижению ущерба;

iv) предоставления на рассмотрение соответствующих государственных органов и, в соответствующих случаях, общественности рекомендаций, касающихся профилактических и восстановительных мероприятий;

b) тщательную и своевременную подготовку комплексных национальных и местных планов действий в чрезвычайных ситуациях для реагирования в случаях возникновения таких вспышек, случаев и угроз.

2. Системы надзора и раннего предупреждения, планы действий в чрезвычайных ситуациях и возможности по реагированию на возникновение заболеваний, связанных с водой, могут сочетаться с аналогичными механизмами, относящимися к другим областям.

3. В течение трех лет с момента приобретения статуса Стороны Протокола каждая Сторона вводит в действие системы надзора и раннего предупреждения, планы действий в чрезвычайных ситуациях и обеспечивает возможности по реагированию, упомянутые в пункте 1 настоящей статьи".



B. Наблюдение и Международные медико-санитарные правила (2005 год)

19. Международные медико-санитарные правила2 являются международным правовым инструментом, обязательным для 194 стран мира, включая все государства − члены ВОЗ. Их целью является оказание содействия международному сообществу в деле предотвращения и принятия мер реагирования на критические опасности для здоровья людей, которые потенциально могут пересекать границы и угрожать людям во всем мире. Медико-санитарные правила вступили в силу 15 июня 2007 года.

20. Согласно Правилам, каждое государство-участник должно создавать, укреплять и поддерживать основные возможности в области здравоохранения на первичном, промежуточном и национальном уровнях для выявления, оценки, уведомления и сообщения о событиях, и оперативного и эффективного реагирования на риски для здоровья населения и чрезвычайные ситуации. Принципиально новым элементом в этой новой правовой рамочной основе для охраны общественного здоровья является обязательное требование ко всем государствам-членам создавать, укреплять и поддерживать основные возможности в области здравоохранения для проведения эпиднадзора и как можно более оперативного принятия ответных мер. В Правилах определен двухэтапных процесс содействия государствам-участникам в планировании выполнения своих обязательств по созданию возможностей в области общественного здравоохранения:

а) этап 1 − 15 июня 2007 года − 15 июня 2009 года: к 15 июня 2009 года государства-участники должны оценить способность имеющихся у них национальных структур и ресурсов удовлетворять требованиям к основным возможностям в области эпиднадзора и ответных мер, указанным в приложении 1А Правил. По итогам этой оценки государства-участники должны разработать национальные планы действий и обеспечить наличие и функционирование этих основных возможностей по всей стране. ВОЗ оказывает содействие в проведении этих оценок и обеспечивает руководство в вопросах разработки содержания и структуры национальных планов;

b) этап 2 − 15 июня 2009 года − 15 июня 2012 года: к 15 июня 2012 года ожидается, что в каждом государстве-участнике будут созданы возможности в области эпиднадзора и ответных мер, указанные в приложении 1А. Государства-участники, испытывающие трудности в осуществлении своих планов, могут обратиться с просьбой о продлении этого срока на два года до 15 июня 2014 года в целях выполнения их обязательств, предусмотренных в приложении 1А. В исключительных обстоятельствах Генеральный директор ВОЗ может предоставить отдельному государству-участнику возможность продления срока еще на два года до 15 июня 2016 года для выполнения его обязательств.

С. Наблюдение и совокупность стандартов Европейского союза

21. Вопросы наблюдения за эпидемиологической ситуацией в Европейском союзе (ЕС) регулируются положениями решения 2119/98/ЕС Европейского парламента и Совета от 24 сентября 1998 года, в котором устанавливается система эпидемиологического наблюдения и контроля за инфекционными заболеваниями в Сообществе, теперь ЕС. Это Решение вступило в силу 3 января 1999 года.

22. В решении Комиссии 2000/96/ЕС от 22 декабря 1999 года об инфекционных заболеваниях, подлежащих первоочередному включению в сеть наблюдения Сообщества на основании решения 2119/98/ЕС Европейского парламента и Совета (опубликовано в качестве документа под номером С (1999) 4015), содержится перечень инфекционных заболеваний и конкретных проблем для здоровья человека, которые подлежат охвату. К их числу, в частности, относятся: вирусный гепатит (гепатит А), болезни, переносимые с продуктами питания и водой, связанные с окружающей средой (кампилобактериоз, криптоспоридиоз, лямблиоз, энтерогеморрагическая этерихия коли, шигиллиоз и др.), а также серьезные завезенные заболевания (холера, малярия). Система наблюдения за инфекционными заболеваниями в рамках Европейской информационной системы по общественному здравоохранению (ЕИСОЗ) определяется как промежуточный механизм технического осуществления. Решение 2000/96/ЕС вступило в силу 1 января 2000 года.

23. Решение 2002/253/ЕС Комиссии от 19 марта 2002 года содержит определения для целей представления информации об инфекционных заболеваниях в Сеть Сообщества в соответствии с решением 2119/98/ЕС Европейского парламента и Совета. Это решение делает обязательным представление данных по ряду заболеваний, включая, в частности, кампилобактериоз, холеру, криптоспоридиоз, энтерогеморрагические инфекции коли, лямблиоз, вирусный гепатит А, легионеллëз, малярию, сальмонеллëз, шигиллиоз, а также тиф и паратиф. Информация о текущей работе в странах в области представления данных о заболеваниях координируется через Кадастр ресурсов по инфекционным заболеваниям. Решение 2002/253/ЕС вступило в силу с 1 января 2003 года.



с. 1 с. 2 с. 3