Закон республики таджикистан об охране здоровья населения

с. 1 с. 2
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
Об охране здоровья населения
(Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан 1997 год, №9, ст. 115; 2003год, №4, ст.149; 2004 год, №2, ст. 45; 2005 год, №12, ст. 651; 2009 год, № 5, ст.339)
Настоящий Закон определяет и регулирует отношения органов государственной власти, должностных лиц, граждан, общественных организаций и объединений, предприятий, независимо от форм собственности, в области охраны здоровья населения в соответствии с Конституцией Республики Таджикистан.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Cтатья 1. Законодательство Республики Таджикистан об охране здоровья населения
Законодательство Республики Таджикистан об охране здоровья населения Республики Таджикистан основывается на Конституции Республики Таджикистан и состоит из настоящего Закона, иных нормативно-правовых актов Республики Таджикистан и международно-правовых актов, признанных Республикой Таджикистан.
Статья 2. Задачи настоящего Закона
Задачами настоящего Закона являются:

- обеспечение в соответствии с Конституцией Республики Таджикистан права граждан на охрану здоровья;

- определение компетенции и ответственности органов государственной власти и их структур в вопросах охраны здоровья населения;

- правовое регулирование деятельности предприятий, учреждений и организаций, юридических и физических лиц, независимо от форм собственности, а также государственной и негосударственной систем здравоохранения в области охраны здоровья населения;

- определение профессиональных прав, обязанностей и ответственности медицинских и фармацевтических работников, установление гарантий их социальной защиты;

- определение и установление гарантий соблюдения прав, а также обязанностей граждан, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья;

- правовое регулирование международного сотрудничества Республики Таджикистан в области охраны здоровья населения.
Статья 3. Основы охраны здоровья населения в Республике Таджикистан
Охрана здоровья населения в Республике Таджикистан осуществляется путем:

- соблюдения прав человека и гражданина в области охраны здоровья в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Таджикистан;

- повышения ответственности органов государственной власти и их структур, предприятий, учреждений и организации независимо от форм собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья;

- последовательного развития социально-экономической и производственной базы охраны здоровья населения, улучшения финансирования государственной системы здравоохранения;

- развития и поощрения принципа приоритетности профилактических мероприятий в области охраны здоровья населения и здравоохранения, борьбы с заболеваниями;

- широкой пропаганды путей профилактики заболеваний, повышения медико-санитарных знаний населения;

- физического и гигиенического воспитания граждан;

- осуществления всеми заинтересованными структурами органов государственной власти отраслевых и межотраслевых, а также предприятиями, учреждений и организации независимо от форм собственности, мероприятий в области профилактики болезней и охраны здоровья населения;

- обеспечения населения бесплатной медико-санитарной помощью в порядке, установленном Правительством Республики Таджикистан ;

- развития приоритетных направлений и служб государственной системы здравоохранения, разработки и реализации целевых программ по наиболее актуальным проблемам охраны здоровья населения;

- перехода к многоукладной (государственной и негосударственной) системе здравоохранения;

- развития науки, подготовки научных и высококвалифицированных медицинских кадров;

- использования в деятельности учреждений здравоохранения достижений науки, техники и медицинской практики;

- развития сети санаторно-курортных учреждений, профилакториев, домов отдыха, пансионатов, туристских баз и других учреждений для лечения и отдыха граждан;

- принятия мер по оздоровлению окружающей среды, массового развития спорта, физической культуры и туризма;

- участия общественных организаций и движений, трудовых коллективов в охране здоровья населения;

- участия населения в охране, сохранении и укреплении собственного здоровья и здоровья окружающих.
Статья 4. Компетенция высших органов государственной власти Республики Таджикистан в вопросах охраны здоровья населения
Компетенция Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан:

- принятие, изменение и отмена законодательных актов в области охраны здоровья населения;

- утверждение доли расходов на здравоохранение в структуре государственного бюджета;

- ратификация и денонсация международных договоров в области охраны здоровья населения.

Компетенция Правительства Республики Таджикистан:

- установление и обеспечение, проведение единой государственной политики в сфере охраны здоровья населения, здравоохранения, а также государственной поддержке этой сферы;

- установление структуры органов управления государственной системы здравоохранения, порядка их организации и деятельности;

- определение доли расходов на здравоохранение при формировании государственного бюджета республики, формирование целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья населения;

- управление государственной собственностью, используемой в области охраны здоровья населения;

- принятия мер по оздоровлению окружающей среды, а также по обеспечению экологической и радиационной безопасности, охране природы в соответствии с законодательством Республики Таджикистан;

- организация системы санитарной охраны территории республики, обеспечение государственного санитарно-эпидемиологического надзора, разработка и утверждение республиканских санитарных правил, норм и гигиенических нормативов;

- реализация мер, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья при чрезвычайных ситуациях;

- обеспечение единой технической политики в области фармацевтической и медицинской промышленности, утверждение государственных стандартов Республики Таджикистан, технических условий на продукцию медицинского назначения, организация надзора за их соблюдением;

- установление единой государственной системы статистического учета и отчетности в области охраны здоровья населения;

- разработка единой государственной системы, единых критериев и программ подготовки медицинских и фармацевтических кадров, определение номенклатуры специальностей в здравоохранении, установление основных льгот работникам системы здравоохранения;

- определение номенклатуры и основного порядка работы учреждений государственной системы здравоохранения, разработка и утверждение типовых положений и нормативов медицинского обслуживания населения;

- разработка, утверждение и реализация Программы государственных гарантий по обеспечению населения бесплатной медико-санитарной помощью базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Республики Таджикистан;

- установление стандартов качества медицинской помощи и контроль за их соблюдением;

- координация деятельности органов исполнительной власти, а также государственной и негосударственной систем здравоохранения в вопросах охраны здоровья населения;

- установление порядка производства медицинских экспертиз;

- установление порядка лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности;

- координация научных исследований, финансирование республиканских программ научных исследований в области охраны здоровья населения;

- международное сотрудничество Республики Таджикистан и заключение международных договоров Республики Таджикистан в области охраны здоровья населения.
Статья 5. Управление органами охраны здоровья населения в Республике Таджикистан
В Республике Таджикистан охрану здоровья населения осуществляют государственные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.

Министерство здравоохранения Республики Таджикистан руководит здравоохранением в стране, деятельностью республиканских учреждений, научно-исследовательских и учебных заведений государственной системы здравоохранения, анализирует состояние, разрабатывает политику и стратегию охраны здоровья населения и здравоохранения; совместно с органами исполнительной власти на местах осуществляет координацию и контроль деятельности органов и учреждений государственной системы здравоохранения за качеством оказания медико-санитарной, лекарственной помощи ведомственными учреждениями, учреждениями частной системы здравоохранения и несут ответственность за состояние и развитие здравоохранения. В порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан, назначает на должность и освобождает от должности руководителей управлений, отделов и секторов здравоохранения Горно-Бадахшанской автономной области, областей, города Душанбе, городов и районов по письменному согласию председателей Горно-Бадахшанской автономной области, областей, города Душанбе, городов и районов. (ЗРТ от 19.05.09, №532)


Статья 6. Компетенция местных органов государственной власти в вопросах охраны здоровья населения
К ведению местных органов государственной власти в вопросах охраны здоровья населения относятся:

- контроль за соблюдением законодательства в области охраны здоровья населения;

- защита прав и свобод граждан в области охраны здоровья;

- формирование собственного бюджета на здравоохранение, целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья населения на своей территории, включая подготовку медицинских кадров и организации научных исследований по актуальным проблемам здоровья населения, проживающего

на подведомственной территории;

- формирование органов управления, развитие сети и укрепление материально-технической базы, обеспечение лекарствами, медицинской техникой и изделиями медицинского назначения учреждений территориальной государственной системы здравоохранения, определения характера и объема их деятельности в соответствии с единой государственной политикой в сфере охраны здоровья населения и здравоохранения;

- организация первичной медико-санитарной, других видов медико-санитарной помощи, обеспечение ее доступности для населения, контроль за соблюдением стандартов качества медицинской помощи, обеспечение граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на подведомственной территории;

- создание условий для развития частной медицинской деятельности;

- обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности населения и условий для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на подведомственной территории;

- выявление факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье населения и проведение мероприятий по их устранению, осуществление профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и природоохранных мер;

- координация и контроль деятельности предприятий, органов и учреждений государственной системы здравоохранения в пределах своих полномочий, контроль за качеством оказываемой медико-санитарной помощи в негосударственной системе здравоохранения на подведомственной территории;

- охрана окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности;

- разработка и реализация территориальных программ развития здравоохранения и по актуальным проблемам охраны здоровья населения, включая программы, основанные на целях и задачах национальных, республиканских отраслевых и межотраслевых программ борьбы с заболеваниями;

- разработка и реализация программ повышения медико-санитарных знаний и санитарно-гигиенического воспитания населения с использованием всех форм и методов, а также каналов информаций;

- обеспечение создания необходимых материально-технических и других условий для работы подведомственных государственных учреждений здравоохранения;

- приостановление деятельности юридических, независимо от форм собственности, и физических лиц, находящихся на подведомственной территории и не соблюдающих требования по охране здоровья населения;

- выполнение других функций по управлению системой здравоохранения и охраны здоровья населения в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.
Статья 7. Ответственность государственных органов по охране здоровья населения
Государственные органы власти ответственны за обеспечение социальных, экономических и других условий жизнедеятельности населения, способствующих формированию, охране и укреплению здоровья населения, экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия и профилактики заболеваний, развития здравоохранения.
Статья 8. Ответственность работодателей и должностных лиц за охрану здоровья населения
Работодатели (независимо от форм собственности) и должностные лица ответственны за:

- санитарно-эпидемиологическое благополучие и охрану окружающей среды, профилактику заболеваний;

- создание здоровых условий труда, быта и отдыха работников;

- соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил содержания производственных помещений и территорий;

- информирование работающих и населения о вредных факторах производства;

- создание условий, разработку и использование системы моральных и материальных стимулов для работников, ведущих здоровый образ жизни;

- ущерб, причиненный здоровью отдельных лиц;

- нарушение законодательства Республики Таджикистан.

Все затраты, понесенные учреждениями здравоохранения в связи с лечением и ликвидацией заболеваний, травм, возникших по вине юридических, независимо от их форм собственности, и физических лиц возмещаются ими в полном размере в пользу соответствующих органов и учреждений здравоохранения в порядке, установленном законодательством Республики

Таджикистан.


Статья 9. Профилактическая работа по охране здоровья населения
Профилактическая работа по охране здоровья населения осуществляется государством и всеми юридическими лицами, независимо от форм собственности, путем организации социально-экономических и других мероприятий, направленных на устранение факторов и условий, способствующих формированию болезней, вредно влияющих на здоровье граждан. К профилактике заболеваний активно привлекаются граждане.
Статья 10. Участие общественных и других некоммерческих организаций, объединений в охране здоровья населения
Общественные и другие некоммерческие организации, объединения в соответствии с законодательством Республики Таджикистан и их уставами принимают участие в обеспечении охраны и укреплении здоровья населения, пропагандируют медицинские и гигиенические знания.
Статья 11. Государственная система здравоохранения. Развитие сети государственных учреждений здравоохранения
К государственной системе здравоохранения относятся:

- министерство здравоохранения Республики Таджикистан и соответствующие структурные подразделения органов исполнительной власти на местах;

- находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения учреждения лечебно-профилактические, репродуктивного здоровья и лечебно-восстановительные, санитарно-эпидемиологического надзора, по вопросам формирования здорового образа жизни, научно-исследовательские и медицинские учебные, фармацевтические предприятия, учреждения судебно-медицинской экспертизы, медицинской техники и изделий медицинского назначения, другие предприятия и учреждения материально-технического обеспечения, предприятия по производству оборудования для здравоохранения;

- находящиеся в государственной собственности лечебно-профилактические и иные учреждения здравоохранения в структуре других министерств и ведомств Республики Таджикистан, которые могут иметь в своем ведении такие учреждения здравоохранения и обязаны управлять ими в соответствии с законодательством Республики Таджикистан в области охраны здоровья населения и ведомственными нормативными актами, учитывающими специфику их деятельности.

развитие служб и сетей учреждений государственной системы здравоохранения осуществляться на основе единой государственной политике в сфере охраны здоровья населения и здравоохранения.

При проектировании и строительстве населенных пунктов, жилых массивов, предприятий и иных объектов должно предусматриваться строительство необходимых учреждений здравоохранения, спортивных зданий и сооружений.


Статья 12. Порядок организации деятельности государственных учреждений здравоохранения
Порядок организации деятельности республиканских государственных лечебно-профилактических и иных учреждений и предприятий устанавливается Министерством здравоохранения Республики Таджикистан, ведомственных - соответствующими министерствами и ведомствами, а на местах - органами местной власти в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.
Раздел II. Занятие медицинской и фармацевтической деятельностью
Статья 13. Занятие медицинской и фармацевтической деятельностью
Право на занятие медицинской или фармацевтической деятельностью в Республике Таджикистан имеют лица, имеющие высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование в Республике Таджикистан, имеющие диплом и специальное звание, а на занятие определенными видами деятельности, перечень которых устанавливается Министерством здравоохранения Республики Таджикистан, также сертификат специалиста и лицензию.

Сертификат специалиста выдается на основании медицинского, фармацевтического образования или проверочного испытания, проводимого центральной аттестационной комиссией при Министерстве здравоохранения Республики Таджикистан.



Порядок и требования к выдаче конкретного сертификата и лицензии, порядок получения профессионального последипломного образования медицинскими и фармацевтическими кадрами, а также порядок проведения аттестации медицинских и фармацевтических кадров устанавливаются Министерством здравоохранения Республики Таджикистан.

Лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в соответствующих учебных заведениях иностранных государств, а также иностранные юридические и физические лица допускаются к медицинской или фармацевтической деятельности в государственной или частной системах здравоохранения в порядке, установленном Правительством Республики Таджикистан, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Таджикистан.

Медицинские и фармацевтические работники, не работавшие по своей профессии более трех лет, могут быть допущены к занятию медицинской и фармацевтической деятельностью только после стажировки и подтверждения своей квалификации в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Таджикистан.

Вмешательство в профессиональную деятельность медицинских и фармацевтических работников со стороны органов государственной власти, управления и других органов (за исключением Министерства здравоохранения Республики Таджикистан и его местных органов управления), учреждений, организаций, а также граждан запрещается, за исключением случаев нарушения медицинскими и фармацевтическими работниками своих профессиональных обязанностей.

Лица, незаконно занимающиеся медицинской и фармацевтической деятельностью, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.

Лишение права на медицинскую и фармацевтическую деятельность производится в судебном порядке.


Статья 14. Частная система здравоохранения. Частная медицинская практика. Право на занятие частной медицинской практикой
В частную систему здравоохранения входят лечебно-профилактические, аптечные, научно-исследовательские, образовательные организации, создаваемые физическими и юридическими лицами в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.

Частная медицинская деятельность осуществляется в соответствии с Законом Республики Таджикистан «О частной медицинской деятельности».



Статья 15. Право на занятие народной медициной
Право на занятие народной медициной осуществляется в с соответствии с Законом Республики Таджикистан «О народной медицине».

Статья 16. Клятва врача Республики Таджикистан
Лица, окончившие медицинское учебное заведение Республики Таджикистан и получившие диплом врача, дают клятву врача Республики Таджикистан:

Я, выпускник медицинского учебного заведения Республики Таджикистан, принимая с глубокой ответственностью диплом врача, приступая к врачебной деятельности и постигая всю важность обязанностей, возлагаемых на меня этим званием,

КЛЯНУСЬ

стать достойным наследником великого ученого и врача Абуали ибн Сино все знания и силы посвятить охране и улучшению здоровья человека, предупреждению и лечению заболеваний, добросовестно трудиться там, где этого требуют интересы людей;



быть всегда готовым помочь страждущим, внимательно и заботливо относиться к больным, свято хранить врачебную тайну и не употреблять во зло врачебное мастерство;

постоянно совершенствовать свои медицинские познания, способствовать своим трудом развитию науки и практики;

обращаться, если этого требуют интересы больного, за советом к коллегам и самому никогда не отказывать им в совете и помощи;

беречь и развивать традиции народной медицины, во всех своих действиях руководствоваться принципами общечеловеческой морали, гуманизма, всегда помнить о высоком призвании наследников Сино:

ОБЕЩАЮ:

верность этой клятве пронести через всю свою жизнь!



Клятва врача Республики Таджикистан принимается в торжественной обстановке. В дипломе о принятии клятвы делается специальная отметка.

Врачи за нарушение клятвы несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.


Статья 17. Социальная защита работников здравоохранения
Медицинские и фармацевтические работники государственной системы здравоохранения имеют право на первоочередное получение и безвозмездную приватизацию жилья.

Медицинские и фармацевтические работники государственной системы здравоохранения и члены их семей обеспечиваются бесплатной коммунальными услугами в порядке, установленном Правительством Республики Таджикистан.

При выходе данных работников на пенсию, указанные в настоящей статье льготы сохраняются.

Работникам государственной системы здравоохранения с разъездным характером деятельности предоставляется право бесплатного проезда на общественном транспорте (кроме такси) за счет средств органов исполнительной власти на местах (хукуматов). Перечень таких работников определяется Правительством Республики Таджикистан.

За медицинскими и фармацевтическими работниками государственной системы здравоохранения, направленными на работу или изъявившими желание работать по договору в сельской местности, сохраняется право пользования жилым помещением по месту постоянного проживания в течение выполнения работы в сельском учреждении здравоохранения.

Для родственников или близких, находящихся на иждивении медицинских работников государственной системы здравоохранения, погибших при исполнении служебных обязанностей, выплачивается единовременное пособие в размере пятилетней заработной платы.

Порядок выплаты пособия определяется Правительством Республики Таджикистан.

Случаи заболевания и потери трудоспособности в результате исполнения профессиональных обязанностей, приведших к инвалидности, установленной врачебно-трудовой экспертной комиссией (ВТЭК), приравниваются к профессиональным заболеваниям.

При предоставлении работникам государственной системы здравоохранения ежегодных трудовых отпусков выплачивается лечебное пособие в размере среднемесячного оклада.

Помимо льгот, предусмотренных законодательством Республики Таджикистан работникам государственной системы здравоохранения могут устанавливаться и другие дополнительные льготы по решению органов исполнительной власти на местах (хукуматов).

Дополнительные льготы работникам государственной системы здравоохранения могут предоставлять предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности, предприниматели.

Работники здравоохранения, отличившиеся при исполнении своих профессиональных обязанностей, добросовестно и четко выполняющие свой долг, представляются к награждению Государственными наградами Республики Таджикистан в соответствии с Законом Республики Таджикистан "О государственных наградах Республики Таджикистан". Честь и достоинство

медицинских и фармацевтических работников, их профессиональные и социальные права охраняются законодательством Республики Таджикистан.
Статья 18. Профессиональные обязанности медицинских и фармацевтических работников
Медицинские и фармацевтические работники осуществляют свою деятельность, руководствуясь гуманными принципами медицинской этики, регулирующими нравственные взаимоотношения медицинских работников с пациентами, их родственниками и между собой.

Медицинские и фармацевтические работники обязаны постоянно совершенствовать свои профессиональные знания и навыки.

Медицинские и фармацевтические работники при необходимости обязаны оказывать гражданам неотложную медицинскую помощь и несут ответственность за неоказание такой помощи в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.

Медицинские и фармацевтические работники обязаны:

- осуществлять свою деятельность в интересах больных с использованием современных достижений медицинской и фармацевтической науки и техники;

- не допускать действия, если они могут нанести вред здоровью гражданина;

- соблюдать нормы медицинской этики, щадящее относиться к больным, воздерживаться от действий, мешающих другим работникам выполнять их трудовые обязанности;

- оказывать первую медицинскую помощь гражданам, находящимся на улице, в иных общественных местах и на дому - во всех случаях, когда такая помощь не может быть своевременно оказана гражданам обычным способом (скорая помощь, помощь на дому и т.д.);

- сохранять врачебную тайну, информацию о состоянии здоровья, заболеваний, семейной жизни или иные сведения личного характера. Вопрос о сохранении врачебной тайны от самого больного в каждом конкретном случае решает врач в интересах больного.

Ответственность за сохранение врачебной тайны устанавливается законодательством Республики Таджикистан;

- сообщать сведения о болезни граждан органам здравоохранения, когда этого требуют интересы охраны здоровья населения от распространения инфекционных заболеваний, а также по постановлению следственных органов и определению суда в целях защиты прав граждан;

- медицинской практике применять методы профилактики, диагностики и лечения, лекарственные и другие средства, допущенные в установленном порядке к применению;

- оказывать населению медицинскую помощь, отвечающую уровню развития медицины в той области, в которой они получили специальную подготовку, с максимальным использованием тех средств и возможностей, которыми они располагают;

- максимально использовать положительное влияние врачебного слова на психику больных, не допускать такого поведения (жестом, словом и т.д.), которое может отрицательно повлиять на больных и их близких, при общении с больными и их близкими строго соблюдать принципы медицинской деонтологии (профессиональной, моральной и юридической обязанности).


Статья 19. Совершенствование профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников
Медицинские и фармацевтические работники обязаны регулярно совершенствовать свои профессиональные знания.

На органы здравоохранения возлагаются разработка и проведение мероприятий по последипломной подготовке медицинских и фармацевтических работников.

Порядок систематической последипломной подготовки медицинских и фармацевтических работников устанавливается Министерством здравоохранения Республики Таджикистан.
Статья 20. Ответственность медицинских и фармацевтических работников
Медицинские и фармацевтические работники, причинившие ущерб здоровью граждан, нарушившие профессиональные обязанности, несут установленную законодательством Республики Таджикистан дисциплинарную, материальную, административную ответственность, если эти нарушения не влекут по закону уголовную ответственность.
Статья 21. Профессиональные медицинские ассоциации
Медицинские и фармацевтические работники имеют право на создание профессиональных медицинских ассоциаций в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.
Раздел III. Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья
Статья 22. Право граждан на охрану здоровья, социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности и полной потери трудоспособности
Граждане Республики Таджикистан имеют право на охрану здоровья. Гражданам Республики Таджикистан оказывается бесплатная медико-санитарная помощь в учреждениях государственной системы здравоохранения в порядке, установленном Правительством Республики Таджикистан. В иных случаях, оказание медико-санитарной помощи гражданам осуществляется за счет средств физических и юридических лиц на предприятиях и в учреждениях государственной системы здравоохранения, в порядке, установленном Правительством Республики Таджикистан.

Граждане обеспечиваются неотложной медицинской помощью любым ближайшим лечебно-профилактическим учреждением, независимо от ведомственной и территориальной подчинённости, а также форм собственности.

Граждане в соответствии с настоящим Законом и другими нормативно-правовыми актами Республики Таджикистан обеспечиваются неотложной медицинской помощью любым ближайшим лечебно-профилактическим учреждением, независимо от ведомственной и территориальной подчиненности, а также форм собственности.

Порядок оказания гражданам лечебно-профилактической помощи в государственных учреждениях здравоохранения определяются Министерством здравоохранения Республики Таджикистан.

Граждане Республики Таджикистан по своему усмотрению и желанию пользуются на платной основе услугами частных медицинских учреждений или частнопрактикующих врачей, действующих в соответствии с законодательством Республики Таджикистан и в порядке, установленном Правительством Республики Таджикистан.

Граждане Республики Таджикистан в случае частичной или полной утраты трудоспособности имеют право на социальное обеспечение в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.

Граждане Республики Таджикистан в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности имеют право на социальное обеспечение в соответствие с законодательством Республики Таджикистан.

Статья 23. Право граждан на экологическое благополучие, санитарно-эпидемиологическую и радиационную безопасность
Граждане Республики Таджикистан имеют право на экологическое благополучие, санитарно-эпидемиологическую и радиационную безопасность.

Это право обеспечивается государством путем сохранения благоприятной окружающей среды, которая не оказывает отрицательного влияния на состояние здоровья настоящего и будущего поколений.


Статья 24. Право граждан на обеспечение лекарственной, ортопедической и протезной помощью
Граждане Республики Таджикистан имеют право на обеспечение лекарственной, ортопедической и протезной помощью.

Категории лиц, подлежащих льготному обеспечению лекарственными препаратами, ортопедическими и протезными, корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами лечебной физкультуры и специальными средствами передвижения, а также условия и порядок обеспечения, устанавливаются Правительством Республики Таджикистан.


Статья 25. Право граждан, вступающих в брак, на медико-генетическое обследование
Граждане, вступающие в брак на территории Республики Таджикистан, в целях охраны здоровья супругов и их потомства, имеют право на медицинское или медико-генетическое обследование в учреждениях здравоохранения по их выбору. Порядок проведения обследования устанавливается

Министерством здравоохранения Республики Таджикистан.


Статья 26. Право граждан на санаторно-курортное лечение, пользование учреждениями оздоровительного профиля
Граждане Республики Таджикистан имеют право пользоваться санаторно-курортными учреждениями, домами отдыха, профилакториями, пансионатами, туристскими базами, спортивными сооружениями и другими учреждениями оздоровительного профиля в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан.

Показания и противопоказания для лечения на всех курортах и в санаториях Республики Таджикистан устанавливаются Министерством здравоохранения Республики Таджикистан.

Порядок медицинского отбора и направления, больных на санаторно-курортное лечение устанавливается Министерством здравоохранения Республики Таджикистан по согласованию с Советом Федерации профсоюзов Таджикистана.
Статья 27. Право граждан на информацию о состоянии здоровья и факторах, влияющих на здоровье
Граждане имеют право на получение необходимой информации о состоянии своего здоровья и здоровья своих детей.

Указанная информация может быть скрыта от пациента только в случаях, когда она может принести ему существенный вред.

Информация о состоянии здоровья предоставляется врачом, проводящим обследование и лечение, а также заведующим отделением и главным врачом лечебно-профилактического учреждения, в котором пациент проходит обследование и лечение.

Граждане имеют право на получение информации от органов, учреждений здравоохранения и юридических лиц, независимо от форм собственности, о методах профилактики, диагностики и лечения, уровне заболеваемости населения, о факторах, влияющих на их здоровье, включая состоя-ние окружающей среды, условия труда, быта и отдыха.


Статья 28. Право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью
Граждане имеют право на возмещение ущерба, в том числе морального, причиненного их здоровью государством, юридическими и физическими лицами, независимо от форм собственности, или иными лицами в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.

Возмещение ущерба не освобождает виновных от привлечения к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.


Статья 29. Право граждан на получение медицинской и протезно-ортопедической помощи в других странах
Граждане Республики Таджикистан имеют право на получение медицинской и протезно-ортопедической помощи в других странах.

При наличии заключения специализированных медицинских учреждений о необходимости такой помощи государственные органы обязаны оказывать содействие в ее получении в порядке, установленном Правительством Республики Таджикистан.


Статья 30. Права граждан на отказ от обследования и лечения
Граждане и их законные представители имеют право отказаться от обследования и лечения на любом этапе, за исключением беременных женщин и несовершеннолетних, при заболеваниях, перечень которых устанавливается Министерством здравоохранения Республики Таджикистан.

Отказ от обследования и лечения подтверждается в письменной форме.


Статья 31. Права пациента
При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:

- уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;

- выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия;

- допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;

- на другие нормы, предусмотренные в отношении граждан (пациентов) настоящим Законом.
Статья 32. Права и обязанности иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев в области охраны здоровья в Республике Таджикистан
Иностранные граждане, лица без гражданства и беженцы на территории Республики Таджикистан, в области охраны здоровья пользуются правами и несут обязанности в соответствии с законодательством и другими нормативными актами Республики Таджикистан.
Статья 33. Право матери на охрану здоровья
Материнство в Республике Таджикистан находится под особой охраной государством. Женщинам создаются условия, позволяющие сочетать труд с материнством, обеспечивается правовая защита, материальная и моральная поддержка материнства.

Охрана здоровья матери обеспечивается:

- организацией широкой сети медицинских учреждений;

- запрещением применения труда женщин на подземных работах, а также в тяжелых и вредных для здоровья производствах;

- обеспечением беременных женщин работой в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья;

- улучшением и оздоровлением условий труда и быта;

- осуществлением других социально-экономических мер и предоставлением льгот, предусмотренных законодательством Республики Таджикистан;

- осуществлением мер по оздоровлению окружающей среды, устранению негативных экологических факторов, оказывающих влияние на генеративную функцию населения и приводящих к рождению больных и ослабленных детей, росту заболеваемости женщин;

- государственной и общественной помощью семье и другими мероприятиями в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан.

Каждая женщина в период беременности, во время и после родов обеспечивается медицинской помощью в учреждениях государственной системы здравоохранения.

Женщина во время беременности и в связи с рождением ребенка имеет право на получение пособия и оплачиваемого отпуска в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан.

Рекомендации по рациональному трудоустройству беременных женщин разработанные министерствами и ведомствами совместно с республиканскими комитетами соответствующих профессиональных союзов и согласованные с Министерством здравоохранения Республики Таджикистан, а также заключения, выданные учреждениями здравоохранения в установленном порядке, являются обязательными для администрации предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности.

Женщине предоставляется право самой решать вопрос о материнстве.

В целях охраны здоровья женщине по ее желанию могут быть рекомендованы современные контрацептивные (противозачаточные) средства и методы, направленные на предупреждение нежелательной беременности. Порядок оказания контрацептивной помощи определяется Министерством здравоохранением Республики Таджикистан.

Медицинская (хирургическая) стерилизация как необратимый метод контрацепции может быть проведена женщине по добровольному письменному согласию супругов, а женщине, не состоящей в браке - по ее добровольному письменному согласию.

Перечень показаний и порядок проведения медицинской (хирургической) стерилизации определяются Министерством здравоохранения Республики Таджикистан.

Незаконное проведение медицинской (хирургической) стерилизации влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Республики Таджикистан.

Искусственное прерывание беременности, в том числе по социальным и медицинским показаниям, проводится по желанию женщины в сроки беременности, установленные Министерством здравоохранения Республики Таджикистан согласованно с Министерством юстиции Республики Таджикистан.

Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется Министерством здравоохранения Республики Таджикистан, а перечень социальных показаний - положением, утверждаемым Правительством Республики Таджикистан.

Порядок проведения операций искусственного прерывания беременности устанавливает Министерство здравоохранения Республики Таджикистан.

Незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Республики Таджикистан.

Вопросы, связанные с репродуктивным здоровьем и репродуктивным правом регулируются Законом Республики Таджикистан «О репродуктивном здоровье и репродуктивном праве».


Статья 34. Право детей на охрану здоровья
Государство осуществляет защиту прав и интересов детей, обеспечивает их права на условия жизни, необходимые для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Органы исполнительной власти, юридические лица, независимо от форм собственности, обеспечивают развитие широкой сети медицинских и детских учреждений, несут ответственность за оздоровление детей, находящихся в них.

Дети подлежат обязательным периодическим медицинским осмотрам и постоянному диспансерному наблюдению, иммунизации против болезней, поддающихся предупреждению путем применения вакцин, допущенных в установленном порядке к применению. Порядок проведения медицинского осмотра, постоянного диспансерного наблюдения и время иммунизации устанавливается Министерством здравоохранения и проводится органами и учреждениями здравоохранения Республики Таджикистан.

Дети с дефектами физического или психического развития имеют право на получение медико-социальной помощи, и они по желанию родителей, опекунов и попечителей содержатся в специализированных детских дошкольных учреждениях, школах-интернатах, домах ребенка и домах-интернатах для детей за государственный счет. Перечень медико-социальных показаний и противопоказаний для помещения этих детей в вышеуказанные учреждения устанавливается Министерством здравоохранения Республики Таджикистан, Министерством образования Республики Таджикистан и Министерства труда и социальной защиты населения Республики Таджикистан совместно.

При стационарном лечении больных детей матери (отцу) или иному лицу, непосредственно осуществляющему уход за ребенком, предоставляется возможность находиться с ним в лечебном учреждении по уходу с выплатой соответствующего пособия в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан.

Порядок нахождения вышеуказанных лиц в лечебных учреждениях по уходу за больными детьми определяется Министерством здравоохранения Республики Таджикистан.

При отсутствии показаний к стационарному лечению или невозможности госпитализации больного ребенка мать (другой член семьи) или иное лицо, непосредственно осуществляющее уход за ребенком, на период лечения ребенка в амбулаторных условиях освобождается от работы с выплатой пособия по уходу за больным ребенком в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан.

Обеспечение групп детей по возрасту и с определенными категориями заболеваний медикаментами по рецептам врачей бесплатно или на льготных условиях при амбулаторном лечении осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Таджикистан.

Дети имеют право на санаторно-курортное лечение. Показания и противопоказания, порядок отбора и направление детей на санаторно-курортное лечение устанавливаются Министерством здравоохранения Республики Таджикистан.

Дети обеспечиваются путевками на санаторно-курортное лечение в порядке, установленном Правительством Республики Таджикистан.

Уклонение от выполнения обязанностей по уходу, воспитанию и охране здоровья детей в семье, жесткое обращение с ними, наносящие вред здоровью, влекут ответственность, установленную законодательством Республики Таджикистан.
Статья 35. Донорство крови и ее компонентов
Правовая база донорства крови и ее компонентов определена Законом Республики Таджикистан "О донорстве крови и ее компонентов".
Статья 36. Условия и порядок трансплантации органов и тканей человека
Трансплантация органов и тканей от живого донора или трупа может быть применена только по комиссионному заключению специалистов и согласию больного (опекунов, родителей несовершеннолетних) и донора.

Изъятие органов и тканей у живого донора допустимо только в случае, если его здоровью по заключению консилиума врачей-специалистов не будет причинен значительный вред.

Трансплантация органов и тканей допускается исключительно с согласия живого донора или с согласия родственников умершего (трупа) и с письменного согласия больного, для несовершеннолетних - с согласия родителей или опекунов и попечителей.

Донором по трансплантации органов и тканей может быть каждый гражданин, достигший 18-летнего возраста.

Принудительное изъятие органов и тканей и их пересадка не допускаются. Порядок проведения трансплантации органов и тканей от человека к человеку устанавливается Министерством здравоохранения Республики Таджикистан.

Органы или ткани человека не могут быть предметом купли, продажи и коммерческих сделок. Лица, участвующие в указанных коммерческих сделках, купле и продаже органов или тканей человека несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.


Статья 37. Право донора на компенсацию и социальную помощь
При нанесении вреда, связанного с выполнением донорской функции, донор имеет право на возмещение ущерба и социальную помощь, а в случае смерти - супруг (супруга), дети, родители и лица, находившиеся на его иждивении, имеют право на компенсацию и социальную помощь в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.
Статья 38. Искусственное оплодотворение, имплантация эмбриона
Каждая совершеннолетняя женщина детородного возраста имеет право на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона.

Искусственное оплодотворение, имплантация эмбриона могут быть произведены на основе обоюдного согласия супругов, состоящих в зарегистрированном браке. Искусственное оплодотворение или операция по имплантации эмбриона в отношении незамужней женщины могут быть произведены в соответствии с ее волеизъявлением.

Учреждения здравоохранения обеспечивают и несут ответственность за соблюдение анонимности донорства и сохранение тайны проведения операции искусственного оплодотворения или имплантации эмбриона в соответствии с законодательством Республики Таджикистан. Порядок и условия донорства, искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона устанавливаются Министерством здравоохранения Республики Таджикистан.

Порядок и условия донорства , искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона устанавливаются Министерством здравоохранения Республики Таджикистан.

Права и обязанности родителей в отношении детей, родившихся после операции искусственного оплодотворения или имплантации эмбриона, регулируются Семейным Кодексом и другими законами Республики Таджикистан.
Статья 39. Обязанность граждан соблюдать законодательство об охране здоровья населения
Граждане обязаны соблюдать законодательство об охране здоровья населения, бережно относиться к своему здоровью, к здоровью семьи и окружающих.
Статья 40. Обязанность граждан соблюдать медицинские предписания
Для предупреждения заразных болезней граждане обязаны выполнять предписания о проведении флюорографии, иммунизации и медицинских осмотров в сроки, установленные органами и учреждениями здравоохранения.

Лица, находящиеся на стационарном лечении, обязаны соблюдать режим, действующий в медицинских учреждениях.

Лица, находящиеся на лечении в амбулаторных условиях, обязаны выполнять назначения лечащего врача. Невыполнение предписаний и назначений лечащего врача квалифицируется как уклонение от лечения и влечет ответственность больных (попечителей, опекунов и родителей несовершеннолетних) в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.
Статья 41. Обязанность граждан заботиться о здоровье детей
Граждане обязаны заботиться о здоровье детей, физическом, духовном и нравственном развитии, воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

Беременные женщины обязаны своевременно встать на медицинский учет в учреждениях первичной медико-санитарной помощи или женских консультациях, выполнять предписания медицинских работников по диагностике, лечению и безопасному рождению.

Родители обязаны выполнять правила, способствующие рождению полноценных детей, после рождения ребенка выполнять медицинские предписания.
Статья 42. Обязанность граждан больных туберкулезом, лепрой, СПИДом, венерическими и другими опасными заболеваниями
Граждане больные туберкулезом, лепрой, СПИДом, венерическими и другими опасными заболеваниями обязаны по требованию медицинских учреждений проходить обследование и лечение.

В случае уклонения от обследования и лечения граждане подвергаются принудительному приводу, освидетельствованию и лечению, в порядке установленным законодательством Республики Таджикистан.

Основания и порядок направления граждан на принудительное лечение регулируются законодательством Республики Таджикистан.
Статья 43. Обязанность должностных лиц, граждан содействовать медицинским работникам в оказании лечебно- профилактической помощи
Для организации медицинских учреждений на предприятиях, в учреждениях и организациях администрация обязана выделять необходимые помещения и транспорт, а также оказывать медицинским работникам содействие в выполнении их профессиональных обязанностей.

Руководители, другие должностные и юридические лица, независимо от форм собственности, обязаны содействовать медицинским работникам в оказании срочной медицинской помощи гражданам, предоставляя транспорт, средства связи и иную необходимую помощь.

Граждане обязаны содействовать транспортировке и оказанию медицинской помощи в случаях, угрожающих жизни больного.


с. 1 с. 2